1442769723_kazanka-2m

Администрирование доходов от платы за пользование водными объектами

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

М.А. Страхов

В связи с вступлением в силу 01.01.2007 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ кардинально изменилась система платы за водопользование.

Одним из основных принципов водного законодательства, закрепленных статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации, является платность использования водных объектов.

В соответствии с ч. 1 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

zalozhena-petropavlovskaia-krepost-pervoe-zdanie

Диаграмма. Динамика поступлений в бюджетную систему Российской Федерации доходов от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, по заключенным Комитетом по природопользованию договорам водопользования за 2008-2015 годы.

Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О ведении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 333_8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Согласно этим изменениям плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Следовательно, договором водопользования предусматривается неналоговая плата за пользование водными объектами.

Таким образом, с 01.01.2007 в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами:

  •  водный налог (администратор — Федеральная налоговая служба);
  •  неналоговая плата (главный администратор соответствующих доходов — Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы); администраторы доходов — территориальные органы Росводресурсов и уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Очевидно, что с истечением срока действия ранее выданных лицензий на водопользование водный налог (в части поступлений за пользование поверхностными водными объектами) будет вытеснен неналоговой платой.

В Санкт-Петербурге, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 № 514-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», с 01.01.2015 за пользование поверхностными водными объектами на основании договора водопользования применяется исключительно неналоговой механизм платы.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509, вступившим в силу с 01.01.2015, к ставкам платы за пользование водными объектами, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876, предусмотрено применение коэффициентов.

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, поступает в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1007.

Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 764 (далее — Правила расчета и взимания платы).

Согласно пунктам 3, 4 и 7 Правил расчета и взимания платы платежным периодом признается квартал. Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.

На основании пункта 17 Порядка организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих  от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 № 263, при заключении с одним водопользователем нескольких договоров водопользования излишне уплаченная сумма платы за пользование водными объектами по одному договору водопользования может быть зачтена в счет платы за пользование водными объектами по другим договорам водопользования.

По состоянию на 01.01.2016 количество действующих договоров водопользования, заключенных Комитетом по природопользованию и зарегистрированных в государственном водном реестре, составило 172, из них в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов – 47, в части использования акватории водных объектов – 125. В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 со всеми водопользователями, имеющими договоры водопользования, были заключены дополнительные соглашения по перерасчету размера платы в соответствии с установленными коэффициентами. Всего за 2015 год Комитетом по природопользованию было подготовлено 241 дополнительное соглашение к договорам водопользования, зарегистрированное в государственном водном реестре, в том числе: по перерасчету платы по фактической платёжной базе – 99 дополнительных соглашений, по новым ставкам платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 и иным основаниям – 142 дополнительных соглашения.

Государственный водный реестр— систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округам.

В результате проводимой Комитетом по природопользованию работы по администрированию доходов от платы за пользование водными объектами в бюджетную систему Российской Федерации в 2015 году поступило 183 339,35 тыс. руб.

Изменение платежной базы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, по заключенным Комитетом по природопользованию договорам водопользования в сторону уменьшения связано с сокращением объема забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов Санкт-Петербурга, обусловленным совокупным влиянием следующих факторов:

  •  реализация мероприятий по водосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве, направленных на рациональное использование питьевой воды за счет сокращения прямых утечек воды в квартирах, домовых сетях и установки приборов учета воды;
  •  реализация мероприятий по ресурсосбережению (замена устаревшего оборудования на современное, внедрение оборотных систем) в топливно-энергетическом комплексе;
  •  проведение реконструкции водопроводных сетей и снижение непроизводственных потерь на предприятиях Санкт-Петербурга;
  •  сокращением продолжительности отопительного сезона;
  •  сокращением объёмов промышленного производства в Санкт-Петербурге.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01.01.2014 и расширившие бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации в части администрирования доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными изменениями с 01.01.2014 пени и штрафы (за забор водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования) по заключённым Комитетом по природопользованию договорам водопользования поступают в доход бюджета Санкт-Петербурга по нормативу 100%.

В рамках контроля за правильностью и своевременностью платежей за пользование водными объектами Комитетом по природопользованию в адрес водопользователей в 2015 году было направлено 63 информационных письма и 6 претензий об уплате образовавшейся задолженности.

В результате проделанной работы взыскано пеней, штрафов на общую сумму 27,29 тыс. руб.

Все эти средства поступили в доход бюджета Санкт-Петербурга. Просроченная дебиторская задолженность водопользователей на 01.01.2016 составила всего 0,4 тыс. руб.

Кроме того, в связи с невнесением платы за пользование водным объектом в течение более двух платежных периодов Комитетом по природопользованию было подготовлено исковое заявление о взыскании задолженности с соответствующего водопользователя. Требования Комитета по природопользованию были удовлетворены, образовавшаяся задолженность была погашена.

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *