Международная значимость городских особо охраняемых природных территорий

В современной мировой практике городским особо охраняемым природным территориям, или ООПТ, отводится особое место.

Рис. 1. Публикация «Городские особо охраняемые природные территории: характеристики и руководство по наилучшей практике» (Urban Protected Areas: Profiles and best practice guidelines; Trzyna, 2014)

Рис. 1. Публикация «Городские особо охраняемые природные территории: характеристики и руководство по наилучшей практике» (Urban Protected Areas: Profiles and best practice guidelines; Trzyna, 2014)

Хорошим показателем этого служит, например, публикация «Городские особо охраняемые природные территории: характеристики и руководство по наилучшей практике» (Trzyna, 2014; на английском языке), изданная Международным союзом охраны природы (МСОП) и его Всемирной Комиссией по ООПТ в рамках серии «Руководство по лучшим практикам в сфере ООПТ» (Рис. 1).  В ней рассматривается с разных сторон влияние урбанизации на ООПТ вообще и различные особенности городских ООПТ.

Вопросам взаимосвязи городов, сохранения природного наследия и ООПТ посвящены также несколько документов МСОП – крупнейшей авторитетной международной природоохранной организации: рекомендация V.14 «Города и ООПТ» V Конгресса парков (2003 год), резолюция 3.063 «Города и охрана природы» III Всемирного конгресса по охране природы (2004 год), рекомендация 4.128 «Создание сетей городских и пригородных особо охраняемых природных территорий» IV Всемирного конгресса по охране природы (2008 год), резолюция 049 «Перепроектирование будущих городских и прилегающих территорий с учетом ООПТ: возвращение городов к природе» V Всемирного конгресса по охране природы (2012 год), резолюция 029 «Включение в работу МСОП аспектов, связанных с охраной природы в городах» IV Всемирного конгресса по охране природы (2016 год). В указанных материалах отмечается, что природные территории в городах и вокруг них могут обладать достаточно высоким биологическим разнообразием и богатым геологическим наследием, важная роль в сохранении которых принадлежит ООПТ; признается, что городские ООПТ обладают рядом особенностей, которые отличают их от остальных ООПТ, и подчеркивается их специальная значимость, в том числе, и в мировом масштабе.

Рис. 2. Публикация «Обзор города и Биоразнообразие» (Cities and Biodiversity Outlook; Secretariat of the Convention on Biological Diversity, 2012)

Рис. 2. Публикация «Обзор города и Биоразнообразие» (Cities and Biodiversity Outlook; Secretariat of the Convention on Biological Diversity, 2012)

По оценкам ООН, уже в 2007 году 50 процентов людей планеты проживало в больших и малых городах, и в ближайшие десятилетия этот показатель будет увеличиваться. «Природа повсеместно сокращается в площади, и люди постепенно теряют контакт с ней. Последствия многочисленны и разнообразны, но они делают сохранение природы все более актуальным и зачастую гораздо более сложным. Именно это делает городские ООПТ исключительной важной темой» — отмечается в указанной выше публикации.

Почти все ООПТ – расположенные как в городах, так и на значительном удалении от них – в той или иной степени испытывают на себе воздействие урбанизации. Давление, которое города оказывают на природные комплексы, и в частности на ООПТ, выражается, во-первых, в интенсивном потреблении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды, что может проявляться, в том числе, и на большом расстоянии от городов. Во-вторых, непосредственно у границы между природными и застроенными территориями это давление проявляется во фрагментации природных местообитаний, их прямом уничтожении и деградации при строительстве и т.п., различных краевых эффектах (более частые пожары, самовольное создание и использование троп и проездов и др.), распространении чужеродных видов растений и животных, присутствии домашних животных, конфликтах непосредственно между людьми и дикими животными. Это давление усугубляется последствиями изменения климата.

К городским относятся ООПТ, расположенные в городах или в непосредственной близости от них (Trzyna, 2014). Поскольку урбанизация развивается быстрыми темпами, проникая все дальше на территории, где раньше не было городов и не ощущалось их воздействие, все большее число ООПТ испытывает влияние урбанизации, а число городских ООПТ возрастает.

Специального внимания заслуживает ценность городских ООПТ. Как все ООПТ, они вносят существенный вклад в здоровье планеты и благосостояние людей путем сохранения биологического разнообразия в целом, находящихся под угрозой исчезновения местообитаний и видов, участия в глобальном круговороте веществ т.д. При этом они имеют ряд особенностей, присущих только им – это связано с функциями, которые не могут выполнять (или выполняют не в полной мере) ООПТ, расположенные вдали от достаточно крупных населенных пунктов. Значимость городских ООПТ в масштабах всей планеты заключается в следующем:

Вид на памятник природы «Дудергофские высоты» и Дудергофское озеро (фото из архива Дирекции)

Вид на памятник природы «Дудергофские высоты» и Дудергофское озеро (фото из архива Дирекции)

укрепление здоровья человека: отдых на природе благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние людей всех возрастов, а дети нуждаются в опыте общения с природой для своего нормального физического, интеллектуального и эмоционального развития; расположение поблизости от людей делает городские ООПТ ценными для решения вышеперечисленных задач;

создание «чувства места» для жителей городов: городские ООПТ «(вос)соединяют» горожан с местностью, которая окружает город, с их регионом и, в конце концов, с Землей; они часто становятся неотъемлемой частью облика города и его «визитной карточкой»;

служение проводниками и даже своеобразными рупорами идей охраны природы для населения городов: поскольку большая часть населения планеты в настоящее время проживает в городах, охрана природы все в большей степени нуждается в поддержке городских жителей, в их голосах, вложениях и т. д.; именно в городах сосредоточены значительные финансовые ресурсы, политические силы и средства массовой информации, но горожане, как правило, имеют все меньше и меньше контактов с природой. Только зная о природе и имея возможность полноценного общения с ней, люди будут ценить ее и заботиться о ней;

предоставление возможности узнавать о природе и устойчивом развитии: городские ООПТ предлагают хорошие возможности для демонстрации и пропаганды правильного поведения человека на природе и активно используются для изучения природы местными школами, высшими учебными заведениями и другими образовательными организациями, различными группами и обществами;

обеспечение экосистемных услуг: городские ООПТ успешно
решают такие задачи, как, например, обеспечение чистоты воды, поддержание рыболовства, снижение уровня загрязнения воздуха, уменьшение эффекта «городского теплового острова» (выражается в том, что городские районы значительно теплее, чем их окружение);

поддержание устойчивости к изменению климата (в данном контексте устойчивость рассматривается как способность экосистемы поддерживать свои функции в условиях нарушения): сохранение и восстановление природных территорий в городах и вокруг них может повысить устойчивость к штормам, наводнениям, подъему уровня моря, оползням и тем самым способствовать защите большого числа людей; кроме того, есть много доказательств того, что само по себе биологическое разнообразие повышает устойчивость экосистем;

Государственный природны заказник «Юнтоловский» (фото Н. Ю. Нацваладзе)

Государственный природны заказник «Юнтоловский» (фото Н. Ю. Нацваладзе)

  вклад в зеленую инфраструктуру города: городское планирование предусматривает создание сети зеленых насаждений для улучшения качества городской среды, при этом городские ООПТ могут быть важными «узловыми элементами» в таких сетях, ключевыми составляющими зеленой инфраструктуры города;

  поддержка местной экономики через поддержку туризма: многие городские ООПТ посещаются значительным числом туристов, городские ООПТ в целом вносят вклад в общую туристическую привлекательность своего города.

В контексте реализации Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.), членом которой является Российская Федерация, отмечается важная роль городских ООПТ в выполнении Айтинских целевых задач в области биоразнообразия (целевых задач в рамках Стратегического плана по биоразнообразию на 2011–2020 годы) (Secretariat…, 2012; Рис. 2),
в частности:

целевой задачи 5 (к 2020 году темпы утраты всех естественных мест обитания, включая леса, сократить как минимум наполовину и там, где осуществимо, свести почти к нулю, а их деградацию и фрагментацию существенно снизить): города могут помочь сохранить леса и водно-болотные угодья, исключительно важные с точки зрения биоразнообразия, путем обеспечения связанности существующих и планируемых к созданию ООПТ;

целевой задачи 11 (к 2020 году не менее 17% районов суши и внутренних вод и 10% прибрежных и морских районов, и в частности районов, имеющих особо важное значение для сохранения биоразнообразия и обеспечения экосистемных услуг, сохранять за счет эффективного и справедливого управления, существования экологически репрезентативных и хорошо связанных между собой систем охраняемых районов и применения других природоохранных мер на порайонной основе и включения их в более широкие ландшафты суши и морские ландшафты).

Рассмотренные выше особенности, свойственные городским ООПТ, учитываются Комитетом по природопользованию, обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды и ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» при управлении системой ООПТ Санкт-Петербурга и планировании ее развития.

Природоохранная значимость ООПТ Санкт-Петербурга подчеркивается несколькими международными номинациями. Ряд ООПТ Санкт-Петербурга входит в состав нескольких компонентов объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» (табл. 1). Санкт-Петербург принимает участие в формировании двух европейских природоохранных сетей: Зеленый пояс Фенноскандии и Изумрудная сеть территорий особо природоохранного значения.

Screenshot_2017-06-08-15-05-18-312

Screenshot_2017-06-08-21-54-33-467Зеленый пояс Фенноскандии– это платформа международного трехстороннего сотрудничества между Россией, Финляндией и Норвегией в целях сохранения природного наследия и устойчивого развития территорий вдоль государственных границ трех государств. В 2010 году Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерствами окружающей среды Финляндии и Норвегии был подписан Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области развития Зеленого пояса Фенноскандии.

Меморандумом определено, что Зеленый пояс Фенноскандии представляет собой сеть существующих и планируемых к созданию ООПТ, расположенных вдоль российско-финляндской, российско-норвежской и финляндско-норвежской государственных границ, протянувшихся от Финского залива до Баренцева моря. Зеленый пояс Фенноскандии проходит по территории четырех субъектов Российской Федерации: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия и Мурманской области.

Недавно была разработана Стратегия по развитию Зеленого пояса Фенноскандии на период до 2020 года, определяющая общие цели трехстороннего сотрудничества в данном направлении. Для координации практической работы по развитию Зеленого пояса Фенноскандии созданы Руководящий комитет (в состав которого входят представители профильных министерств трех стран) и Трехсторонняя рабочая группа (которая включает представителей органов государственной власти, научных и общественных организаций). В России работу по Зеленому поясу Фенноскандии координирует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В Трехсторонней рабочей группе по Зеленому поясу Фенноскандии Санкт-Петербург представляют Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга».

Географически Зеленый пояс Фенноскандии является самой северной частью Европейского зеленого пояса – территорий, протянувшихся вдоль бывшего «железного занавеса» и отличающихся богатым природным наследием, сохранившимся во многом благодаря своему положению вдоль закрытых в течение длительного времени границ. Сотрудничество по Зеленому поясу Фенноскандии основывается на Конвенции о биологическом разнообразии, Соглашением между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1992 год) и Правительством Королевства Норвегии и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1992 год).

В рамках стратегии сформулировано следующее видение: развивать Зеленый пояс Фенноскандии таким образом, чтобы к 2020 году достичь его широкого признания в качестве трансграничной модельной территории, на которой обеспечивается сохранение биоразнообразия, развитие экономики с использованием биоресурсов, социальное благополучие и сочетающийся с экологической устойчивостью экономический рост, на основе уникального биологического, геологического разнообразия и культурного наследия территории.

Изумрудная сеть представляет собой сеть территорий особого природоохранного значения, формируемую в рамках Конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания (Бернская конвенция, 1979 год, Российская Федерация имеет статус наблюдателя в Постоянном комитете конвенции). На территории России формирование Изумрудной сети активно ведется с 2009 года под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; эту работу координирует Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Биологи за охрану природы» (Балтийский фонд природы). Изумрудная сеть в рамках Бернской конвенции официально учреждена в 1996 году в качестве первого шага к формированию Панъевропейской экологической сети. В свою очередь, создание Панъевропейской экологической сети предусмотрено Панъевропейской стратегией в области биологического разнообразия, принятой на третьей Конференции министров «Окружающая среда для Европы» в 1995 году в Софии (Болгария) в качестве вклада Европы в выполнение Конвенции о биологическом разнообразии.

При формировании Изумрудной сети осуществляется принцип поддержания природного многообразия путем сохранения наиболее уязвимых (в масштабах европейского субконтинента) его элементов.

Статус участков Изумрудной сети получают территории, важные для сохранения имеющих европейское значение типов природных местообитаний и видов природной флоры и природной фауны (перечни таких типов местообитаний и видов утверждены в рамках Бернской конвенции), а также для поддержания миграционных путей животных. В настоящее время в Европейской России более 1000 участков получили статус «участков-кандидатов Изумрудной сети» в соответствии с процедурой, предусмотренной конвенцией – за редким исключением, они имеют статус ООПТ федерального или регионального значения. В Санкт-Петербурге статус «участков-кандидатов Изумрудной сети» имеют 4 ООПТ регионального значения: памятник природы «Стрельнинский берег», государственные природные заказники «Юнтоловский», «Сестрорецкое болото» и «Гладышевский» (последний расположен также на территории Ленинградской области) (табл. 2).

Screenshot_2017-06-08-21-57-31-336

Статья подготовлена с использованием следующих публикаций и документов:

  1. Trzyna, T. (2014). Urban Protected Areas: Profiles and best practice guidelines. Best Practice Protected Area Guidelines Series No. 22, Gland, Switzerland: IUCN. xiv + 110pp.
  2. Secretariat of the Convention on Biological Diversity (2012) Cities and Biodiversity Outlook. Montreal, 64 pages.
  3. Изумрудная сеть территорий особого природоохранного значения. Руководство для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, дирекций особо охраняемых природных территорий и органов местного самоуправления / Н.А. Соболев, Н.М. Алексеева, Е.С. Пушай. – М.
    СПб: Издво Института географии Российской академии наук, 2015. – 48 с.
  4. Resolution 3.063 Cities and conservation adopted by the 3rd IUCN World Conservation Congress (Bangkok 2004)
  5. Recommendation 4.128 Setting up networks of protected urban and periurban natural areas adopted by the 4th IUCN World Conservation Congress (Barcelona 2008)
  6. Resolution WCC-2012-Res-049-EN Redesigning future cities and related urban zones with protected area: cities, return to nature adopted by the 5th IUCN World Conservation Congress (Jeju 2012)
  7. Resolution WCC-2012-Res-049-EN
    Incorporating urban dimensions of conservation into the work of IUCN adopted by the 6th IUCN World Conservation Congress (Honolulu 2016)
  8. Меморандум о взаимопонимании между Министерством окружающей среды Финляндской Республики и Министерством окружающей среды Королевства Норвегия и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации о сотрудничестве в области развития Зеленого пояса Фенноскандии от 17.02.2010.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *