Водный фонд Санкт-Петербурга в прошлом

Гронская Т.П., Лемешко Н.А., Литова Т.Э. (ФГБУ «ГГИ»), И.А. Серебрицкий (КПООС), Н.Б. Филиппов (ГГУП СФ «Минерал»)

на фотографии: Исчезнувший Красный канал 

Строительство Санкт-Петербурга на берегу Финского залива в дельте полноводной реки Нева и прилегающей к ней Приневской низменности определило судьбу города как одного из наиболее обводненных городов мира. По обилию вод Санкт-Петербург занимает первое место среди городов России и одно из первых мест в мире.

История изменения водного фонда Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей возникновения и развития города, поскольку Нева, Финский залив и другие водные объекты – это наиболее важные градоформирующие элементы ландшафта Санкт-Петербурга. Главная водная артерия Санкт-Петербурга – река Нева – несет в Финский залив в среднем за год 78,9 км3 воды, водность других водотоков города по сравнению с Невой незначительна.

План местности г. Санкт-Петербурга. 1698 год

План местности г. Санкт-Петербурга. 1698 год

До начала строительства города дельта Невы и прилегающие к ней территории представляли собой болотистую местность, покрытую густым лесом, о чем свидетельствуют записи в переписной книге 1500 года, где приводятся названия деревень Остров, Островки, Черный остров, Еловый остров. Территория по правому берегу Малой Невы у Тучкова моста и вдоль реки Ждановки (б. Болотный проток) в начале XVIII века называлась Мокруши [1]. В 1705 году примерно 20% площади современного города занимали болота, расположенные в центральной части города, в том числе на месте Гостиного двора, Михайловского сада, Технологического института. До основания города на его территории было значительно больше рек, которые были полноводны и судоходны. Общее представление о гидрологической сети до начала строительства Санкт-Петербурга дает план местности, составленный Н. Цыловым и опубликованный в 1853 году [2].

В подземном переходе под площадью Труда

В подземном переходе под площадью Труда

Первыми проектами Петра I после основания Петербурга 16 (27) мая 1703 года были проекты по строительству дорог и осушению территории – созданию каналов, углублению и расчистке русел рек и ручьев. По идее Петра I Санкт-Петербург должен был стать городом с многочисленными реками и каналами, удобными для плавания судов и передвижения жителей.

Первым был прорыт Крепостной канал на Заячьем острове. По центру фортеции с востока на запад шел ров, который был нужен, чтобы гарнизон крепости, расположенной на острове, никогда не оставался без воды, даже оказавшись в окружении врага. Кроме того, по такой водной магистрали было удобно подвозить материалы для развернувшейся стройки. Канал засыпали в 1882 году. К этому времени он перестал выполнять свою главную функцию, и скапливавшаяся в нем вода цвела и была непригодна для питья. К тому уже появились водокачки, с помощью которых можно было брать воду прямо из Невы. (Кусочек Крепостного канала восстановили в начале 2000-х – он виден у северной стены Петропавловского собора). Еще два рва существовали между основной крепостью и прикрывающими ее равелинами. Их также засыпали в конце XIX века. О них напоминают башенки с мощными решетками.

Канал Грибоедова

Канал Грибоедова

В период с 1706-го по 1725 год были созданы Кронверкский канал; Лебяжий (русло речки Лебединка) и Красный каналы, Зимняя канавка, соединявшие Неву и Мойку, а также Лиговский, Адмиралтейский и Крюков каналы; почти завершено строительство Галерной гавани на Васильевском острове, выполнены работы по углублению р. Мойки. В 1719–1720 гг. был прорыт первый осушительный канал между Невой и Фонтанкой – Дементьевский. К этому же периоду относится строительство двух наиболее старых водохранилищ России – Охтинского (1716) для водоснабжения Пороховых заводов и Сесторецкого Разлива (1723) для нужд оружейного завода [3, 4].

В 1782–1787 гг. Крюков канал был продлен до реки Фонтанки (первоначально эта часть называлась Никольским каналом). В последующем часть Крюкова канала между Невой и площадью Труда (Благовещенской) была заключена в трубу и засыпана в связи со строительством в 1842 году Благовещенского моста (в 1855-м переименован в Николаевский, а в 1918-м – в мост Лейтенанта Шмидта) через Большую Неву.

В 30-е годы XVIII века был прорыт канал вокруг Аптекарского огорода (ныне Ботанический сад), а также каналы вдоль Менделеевской и Биржевой линий Васильевского острова (засыпаны в 1770-е гг.).

Искусственное происхождение имеет вся гидрографическая сеть Кронштадта, которая была сформирована к середине ХVIII века. С 1720-го по 1724 год на о. Котлин при строительстве дворца князя А.Д. Меншикова создается Итальянский пруд, который служил местом стоянки кораблей и был продолжением Купеческой гавани. По проекту и указу Петра Ι в 1719–1752 гг. был построен Петровский док, а рядом с ним в 1783 году по указу Екатерины II возведено Кронштадтское адмиралтейство, по периметру которого построен Обводный канал.

После смерти Петра I сооружение каналов и расчистка рек почти прекратились и возобновились только в середине XVIII века. В этот период дважды была проведена расчистка русла реки Безымянный ерик (Фонтанная река, Фонтанка после 1714 года): первый раз в 1743–1752 гг., а затем в 1780–1789 гг., когда при строительстве набережной Фонтанки извилистое русло было спрямлено и углублено. В это же время были засыпаны многочисленные пруды, прорытые первоначально вдоль русла Фонтанки. Название «Фонтанная речка» связано с устройством фонтанов в Летнем саду. Вода в фонтаны подавалась по трубе, выведенной из пруда-бассейна, находившегося на углу современного Греческого пр. и ул. Некрасова (сейчас здесь сквер), куда поступала самотеком по Лиговскому каналу.

Лиговский канал задумывался для подпитки фонтанов Летнего сада. Его провели в 1718–1725 гг. от реки Лиги (сейчас Дудергофка) почти до Невы. Заканчивался он большим бассейном в районе нынешнего пересечения ул. Некрасова и Греческого пр. Далее по трубам, проложенным в том числе и над Фонтанкой, вода подавалась к фонтанам. В 1777 году при сильном наводнении они были разрушены. Вся система Лиговского канала стала не нужна, да и сам он пострадал. И все же его сохраняли еще больше века, мирясь с неудобствами. Например, из бассейна пробилась речка Саморойка (она текла по территории будущего Таврического сада и была частично зарыта еще в 1780 году).

В конце XIX века часть Лиговского канала (от ул. Некрасова до Обводного канала) была заключена в чугунную трубу и засыпана; в начале XX века была засыпана его часть от Обводного канала до Забалканского (Московского) пр., а в 1965–1969 гг. засыпан участок до Краснопутиловской ул., где был сделан отвод воды в реку Красненькую. В наши дни Лиговский канал, местами спрятанный в трубы, заканчивается в районе пересечения ЗСД с Краснопутиловской ул.

Васильевский остров

Васильевский остров

О другом забытом канале петербуржцам сейчас напоминает мемориальная доска, которую можно увидеть в подземном переходе под площадью Труда. Табличка извещает, что прежде тут пролегал Адмиралтейский канал. Он шел от Крюкова канала и Новой Голландии, где хранился корабельный лес, к Адмиралтейству, в котором строили суда. Теперь на этом месте Конногвардейский бульвар.

Частью Адмиралтейского канала был Мастерской канал. Он находился там, где сейчас проходит ул. Якубовича, и также подступал к Адмиралтейству, упираясь в окружавший его ров так, что Медный всадник и площадка, где вскоре появился Исаакиевский собор, находились на разных его берегах. Но при строительстве Манежа в 1842 году его зарыли, чтобы не мешал.

Интересна история канала Грибоедова. В допетровские времена на его месте протекала река Кривуша (она же Глухая). Она вытекала из болот между нынешними площадями Искусств и Конюшенной и пробивала себе извилистый путь (потому и Кривуша) к югу в сторону Фонтанки. Течения в ней почти не было. Некоторое время ее использовали для отведения канализации из богатых домов и дворцов, а потом и вовсе засыпали. В 1764–1790 гг. речка была расчищена и создан Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). В 1869 году инженер Мюссар и архитектор Бенуа предложили устроить на месте Екатерининского канала бульвар, причем слева от Невского пр. хотели сделать парк с бюстами всех правителей Отечества и грандиозным памятником «Апофеоз России», а справа можно было бы создать торговые ряды. Городские власти были не против, но денег на реализацию не нашлось.

Вид на Зимний дворец с Невы

Вид на Зимний дворец с Невы

В 1770-х гг. были выполнены работы по расчистке болот и углублению озер на острове Елагин. Вынутая земля использовалась для насыпки валов и дамб вдоль берега, защищающих прилегающую местность от затопления при подъемах воды в Неве. Дамбы сохранились до настоящего времени.

В 1769 году началось сооружение канала от Екатерингофки к Неве, по трассе Городского рва (в последующем Обводного канала, самого протяженного в городе), однако основные работы были выполнены позднее, в 1805–1834 гг. К середине XIX века канал стал важным водным путем, по которому перевозились грузы, в том числе для строительства заводов и фабрик. Однако его пропускной способности не хватало, и был построен Введенский канал. Его прорыли в 1810 году, связав Обводный и Фонтанку. Свое название он получил от стоявшего недалеко от вокзала Введенского собора. Изначально канал использовали для судоходства и забора воды, позже – как сточную канаву. В 1960-е – 1970-е гг. его постепенно засыпали. На месте бывшей водной артерии образовалась широкая улица.

Основные реки Санкт-Петербурга

Основные реки Санкт-Петербурга

Другой сухой канал, Масляный, «течет» на Васильевском острове между 23-й и Кожевенной линиями. В конце XVIII века его прорыли, чтобы защитить от пожара располагавшийся в тех краях Масляный буян, то есть склады с маслами. К началу XX века складов уже не осталось, и в 20-е гг. канал зарыли за ненадобностью, даже не придумывая названия для образовавшейся улицы. Неподалеку от Масляного канала можно прогуляться по еще одной несуществующей водной артерии – Шкиперскому протоку. Улица так и называется в память о том, что здесь когда-то действительно был проток, получивший в 1859 году свое название от поселения шкиперов (капитанов торговых судов). Эта водная артерия была не искусственной, а природной, ранее известной как Черная речка. На карте города 1915 года Шкиперский проток еще показан. В атласе 1977 года написано: Шкиперский проток, большая часть его засыпана в 1906 году, окончательно в 1920-е гг.

Исчезнувший Сальнобуянский канал

Исчезнувший Сальнобуянский канал

Еще один бывший канал в Санкт-Петербурге – Сальнобуянский. Он был прорыт в 1804 году от Корабельной набережной Большой Невы до реки Пряжки и отделил от Матисова острова Сальный буян. Остров и канал получили название по находившимся здесь в XIX веке складам сала, для нужд которых и был прорыт канал. В 1806 году через канал был перекинут один из двух первых в Санкт-Петербурге (наряду с Зеленым мостом через Мойку) чугунных арочных мостов. В 1915 году после разбора амбаров Сального буяна русло низовьев Пряжки было засыпано, а ее новым руслом стал Сальнобуянский канал. Постепенно название канала и набережной вышло из употребления, а сам он стал рассматриваться частью реки Пряжки.

Новый канал из реки Пекезы в реку Екатерингофку на территории Лесного порта был прорыт в 1870-е гг. [6]. Сто лет спустя река Пекеза была засыпана, и теперь канал представляет собой глухой с одной стороны проток.

После разрушительного наводнения в ноябре 1824 года на Гутуевском острове был прорыт Сельдяной канал (1827–1828 гг.) от реки Екатерингофки (перпендикулярно ее руслу) с целью поднятия уровня земли. Название новый канал получил от располагавшегося на острове Сельдяного буяна (складов сельди и другой рыбы). От Сельдяного канала получили имена ныне не сохранившиеся набережная Сельдяного канала (шла вдоль северной части канала) и Сельдяная ул. (шла от набережной канала до Двинской ул. параллельно набережной реки Екатерингофки). В 1901 году канал был расширен настолько, что его устье почти слилось с рекой Ольховкой. Позже часть Сельдяного канала была засыпана. Оставшийся участок длиной около 100 м вошел в состав акватории Морского торгового порта; в связи с чем в январе 1964 года название Сельдяной канал было упразднено, хотя до сих пор оно употребляется неофициально. Канал имел длину 450 м, с ответвлением посередине длиной 200 м. В 2010 году мост, перекинутый через сохранившуюся тупиковую часть канала на территории Морского торгового порта, получил название Сельдяной. Однако, чтобы расширить набережную реки Екатерингофки для устройства съезда с Западного скоростного диаметра, осенью 2011 года остатки Сельдяного канала были заключены в трубу и засыпаны, а Сельдяной мост разобран [1].

Межевой канал [7], прорытый незадолго до строительства на Гутуевском острове Морского торгового порта, соединял реки Екатерингофку и Ольховку (последняя ныне тоже не существует). Часть канала прошла по руслу засыпанной тогда же реки Батарейки. Название канал получил в 1877 году. Оно связано с тем, что канал являлся разделительным, то есть разделял на северную и южную части Гутуевский остров. Проходивший вдоль канала проезд в 1892 году стал набережной Межевого канала. Примечательно, что канал, прорытый для осушения острова, сам был осушен и засыпан. Произошло это в 1950-е гг., когда Межевой канал перестал выполнять свои функции. После этого бывшая набережная стала называться ул. Межевого канала, однако это наименование употребляется очень редко. Официальное имя проезда – просто Межевой канал.

Участок от Екатерингофки до Гапсальской ул.цы исчез еще в 1920-е гг., а в 1950-е гг. расширившаяся территория Торгового порта перекрыла выезд к Морскому каналу. Сейчас проезд идет от Гапсальской ул. и упирается в ворота порта западнее Виндавской ул.

Михайловский замок. Вид с набережной р. Фонтанки

Михайловский замок. Вид с набережной р. Фонтанки

В 1797–1801 гг. в Петербурге был построен Михайловский замок, окруженный каналами, которых было три: Плац-канал, Церковный канал и Воскресенский канал. На Плац-канале было несколько разводных мостов, которые прекрасно дополняли архитектурный ансамбль замка. Соответствующее имя канал получил потому, что был прорыт вокруг всей плац-парадной площади. В середине XIX века Плац-канал засыпали, чтобы увеличить территорию плаца, ведь именно он считался главным в столице более двухсот лет. На нем довольно часто проводились различные праздничные мероприятия, учения, а также парады.

Назначением Церковного канала было ограждение Михайловского замка с западной стороны. Протекал он вдоль современной Садовой ул. и создавал единую систему с пролегавшим с южной стороны Воскресенским каналом, поскольку оба были судоходными. Вдоль них величаво тянулись набережные, отделанные камнем и оснащенные чугунными решетками. Вытекая из реки Фонтанки, Воскресенский канал далее соединялся с многими прудами на территории Михайловского замка и уже после этого впадал в реку Мойку. В 1820-х гг. канал был переименован в Инженерный.

В первозданном виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго, потеряв статус императорской резиденции. Каналы и красивейшие парки очень быстро пришли в запустение, и после перепланировки всей территории Церковный канал засыпали. Воскресенский канал просуществовал до конца 1880-х гг. На сегодняшний день от бывшего великолепия остались лишь два чугунных моста. Примечательно, что в 2003 году производились масштабные работы по восстановлению гидросистемы Воскресенского канала, которая была частично приведена в прежнее состояние.

В конце XVIII века река Мойка была очищена и углублена, берега ее одеты в гранит. При строительстве Морского торгового порта (1874–1885 гг.) были выполнены весьма крупные гидротехнические работы по прокладке каналов и расчистке рек в юго-западной части дельты Невы. Некоторые каналы и пруды создавались для осушения болотистой местности и затем были засыпаны, среди них Косой канал (от Невы вблизи Литейного моста к Фонтанке), Поперечный канал в Летнем саду, пруды на правом берегу Большой Невки, Адмиралтейский канал (сохранился участок между Крюковым каналом и Мойкой под названием канала Круштейна), Воскресенский канал (заключен в трубу и засыпан в 1879 году).

Наиболее интересна история каналов на Васильевском острове. Петр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были именоваться перспективами, а вдоль поперечных – линиями. Основные каналы пересекали остров в длину и должны были служить для прохода морских судов от взморья до восточной стрелки. Сооружение этих каналов началось еще при Петре I по проектам Д. Трезини и А. Леблона, но холодный климат, частые наводнения, отсутствие мостов и переправ приостановило строительство. Еще в середине XVIII века на гравюрах по рисункам М. И. Махаева каналы изображены на всех линиях Васильевского острова.

Проект, утвержденный в 1718 году, предусматривал создание на юго-восточной оконечности острова, стрелке, главной площади с комплексом административных, торговых и научных учреждений. Тогда же установили стандартную ширину улиц – 13 саженей (около 30 м). Доработка проекта шла и в 1720-х гг. По оси нынешних Съездовской и 1-й, 6-й и 7-й, 12-й и 13-й, 18-й и 19-й, 24-й и 25-й линий намечались каналы шириной семь саженей. Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнений.

Широкий канал по трассе нынешнего Большого пр. должен был соединить залив со стрелкой. Сооружение водной системы каналов шло со значительными отступлениями от первоначального проекта. Так, каналы появились на нынешней Менделеевской, 1-й и Съездовской линиях, а далее не на 6-й и 7-й линиях, а на 4-й и 5-й, 8-й и 9-й. По проспектам же их вообще не проложили.

Таким образом, первоначальный замысел так и не был реализован. Предположения о пользе каналов оказались ошибочными. Обнаружилось, что на содержание каналов требуются большие деньги, кроме того, два встречных судна не всегда могут в них разойтись, и, что самое главное, каналы зарастали, местные жители сбрасывали в воду мусор и нечистоты. В конце концов по указу Екатерины II от 26 апреля 1767 года каналы были засыпаны, так как от них «бывает одна грязь и происходит дух вредительный здоровью». Сохранились лишь названия улиц – «линии», присвоенные им в 1718 году, да необычная 85-метровая ширина Большого пр., где предполагалось прорыть Большой канал.

Осушение болот, вырубка лесов, строительство городской канализации привели к нарушению естественного питания рек и ручьев, озер и прудов. Реки мелели, превращались в речки, речки в ручьи, а ручьи, заключенные в трубы, и вовсе перестали существовать. В 1920-е гг. в Петрограде стали засыпать сразу две речки Ольховки. Одна испокон веку вытекала из Екатерингофки и несла свои воды к заливу. Она разделяла Гутуевский и Большой Резвый острова. От нее осталось лишь небольшое озерцо да мост, который теперь нависает над землей. Вторая Ольховка была притоком Таракановки. Другое ее название – Тентелевка (по имени бывшей деревни, располагавшейся в районе Нарвской заставы). Когда город стал расширяться, берега этой реки постепенно застраивали, а потом и вовсе решили, что без нее лучше.

Исчезли с карты города Винновка – река на Крестовском острове, по руслу которой проложен Гребной канал, и Батарейка – река между Гутуевским и Канонерским островами, которая, разветвляясь, образовывала еще несколько небольших островов (исчезла при постройке Морского канала). Не стало речки Маленькой, протекавшей вблизи Главного почтамта, речки Чернявки (приток реки Охты). В разное время были полностью засыпаны Глухое озеро вблизи Александро-Невского монастыря, группа прудов на островах Резвый, Гутуевский и Аптекарский, док внутри Адмиралтейства, пруд-бассейн за Аничковым дворцом. Не совсем бесследно пропала речка Жерновка – приток Охты. Она текла в районе Охтинских пороховых заводов, где на жерновах перемалывали порох – отсюда и название. В 1970-е гг. при строительстве новых кварталов на Ржевке ее частично заключили в трубу, частично закопали (глубиной Жерновка была от 10 см до метра).

Одновременно с постройкой каналов, расчисткой и углублением рек велось сооружение набережных, спрямлялись русла водотоков, происходили забивка свай и подсыпка берегов землей, что приводило к сокращению ширины рек и каналов. В других местах, напротив, земля вынималась, а ширина водотока увеличивалась. Большей частью современный берег продвинулся в сторону Невы: у Летнего сада, например, на 50 м, у Зимнего дворца на 90 м, на стрелке Васильевского острова почти на 120 м, а в районе Пироговской набережной до 200 м.

Город рос и развивался, возводились архитектурные ансамбли, в том числе, создавались сады и парки, как в Санкт-Петербурге, так и в его окрестностях. В 1704–1720 гг. был разбит Летний сад, в 1711-м заложен сад при Александро-Невской лавре, Итальянский сад в районе Литейного пр., созданы парки на Елагином, Каменном, Петровском островах. Регулярные сады начала XIX века сменяются английскими пейзажными парками, но непременным элементом ландшафта почти всех парков были водные объекты, делающие их облик чрезвычайно богатым и разнообразным.

Петродворец

Петродворец

Из значительных гидротехнических работ середины – второй половины прошлого века можно указать на сооружение Гребного канала на Крестовском острове, прокладку новых русел рек Смоленки, Волковки и Красненькой, устройство прудов в городских парках (Московском и Приморском парках Победы, Парке авиаторов, Парке городов-героев и др.). В 1977–-1979 гг. была перестроена Лиговско-Дудергофская водная система, проложен Ново-Дудергофский канал, направляющий сток рек Дудергофка, Дачная, Новая, Ивановка в систему прудов [5]. К рукотворным водоемам могут быть отнесены многочисленные затопленные карьеры, которые были распространены на промышленных окраинах города, например Ивановский (бывший карьер Фарфорового завода), Орловский и другие.

Согласно данным, приведенным в [5], к концу прошлого века 55 рек, ручьев и каналов были засыпаны или заключены в трубы и около 200 водоемов прекратили свое существование со времени основания города. Общая протяженность утраченной гидрографической сети составила 35 км.

 

Список использованных источников

  1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. – Лениздат, 1985, 509 с.
  2. Цылов Н. Планы С.Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах с приложением планов 13 частей столицы 1853 года. – Санкт-Петербург, 1853.
  3. Ленинград. Историко-географический атлас. – Москва, 1977, 120 с.
  4. Реки, каналы, острова, набережные, мосты. Санкт-Петербург от А до Я. Авт.-сост.: Фролов А.И. – СПб, «Глагол», 2005.
  5. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. – М.: научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992, 687 с.
  6. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2009.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *