1

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

И.К. Березин, А.Ю. Жукова

Актуальность проблематики борьбы с нефтеразливами на акватории Санкт-Петербурга обуславливается целым рядом причин. Во-первых, река Нева является основным источником водоснабжения города, на ней расположены основные водозаборы. Во-вторых, чистая вода – это повышение качества жизни населения, реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду. В-третьих, нефтяные загрязнения на акватории в центре города могут негативно сказаться на имидже города, снизить его туристическую привлекательность. Наконец, от разливов нефти и нефтепродуктов могут пострадать флора и фауна.

Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов – комплекс мероприятий, направленных на недопущение загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, обеспечение оперативной готовности экологических аварийных служб, ликвидацию аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, а также других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба, нанесенного окружающей среде, а также материальных потерь.

В Санкт-Петербурге в рамках городской территориальной подсистемы РСЧС создана и функционирует система обеспечения экологической безопасности. Наиболее значимая составляющая данной подсистемы – система реагирования на нефтеразливы. Причем Санкт-Петербург – единственный субъект Российской Федерации, где эта задача возложена на правительство города, в связи с чем отработана и действует система связи и взаимодействия со всеми функционально ответственными структурами в случае загрязнения нефтепродуктами территории и акватории Северной столицы.

Для реализации этих целей в Санкт-Петербурге на государственном унитарном предприятии «ПИЛАРН» создана и функционирует круглогодично и круглосуточно экологическая аварийная служба ЭкАСл по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории города. Координация и руководство деятельностью государственных экологических аварийных служб осуществляются через дежурную службу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Через дежурную службу осуществляется взаимодействие со службами, входящими в состав РСЧС, и органами государственного экологического надзора.

Комитетом по природопользованию разработана схема передачи информации об аварийных ситуациях экологического характера, которая включает в себя передачу информации как организациям, участвующим в ликвидации аварийных ситуаций, так и различным органам государственного надзора: ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, дежурная служба аппарата Губернатора Санкт-Петербурга, Департамент Росприроднадзора по СЗФО и природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга и др.

Ежегодно в дежурную службу Комитета по природопользованию поступает около 200 сообщений о загрязнении акватории нефтепродуктами. По состоянию на 16.08.2017 силами ЭкАСл ГУП «ПИЛАРН» было осуществлено 142 выхода на ликвидацию нефтеразливов различного характера на акваторию города и водоемы Санкт-Петербурга, при этом собрано около 22 т нефтеводяной смеси.

Степень готовности сил ЭкАСл ГУП «ПИЛАРН» по ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга составляет 30 минут к выходу и 4 часа для локализации аварии; устранение нефтеразлива до 50 т за время до 24 часов. ЭкАСл ГУП «ПИЛАРН» аттестована на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

1

 

10

 

11

 

9

 

7

 

5

 

4

 

3

Рисунок 1. Суда и нефтесборочное оборудование ЭкАСл ГУП «Пиларн»

 

Суда имеют все разрешительные документы на право плавания в зоне ответственности Администрации Санкт-Петербурга. Экипажи судов прошли обучение и имеют необходимые разрешительные документы.

На месте загрязнения акватории ЭкАСл «ПИЛАРН» выполняет следующие мероприятия:

— локализация или предотвращение дальнейшего распространения нефтепродуктов по акватории;

— сбор нефтепродуктов с акватории и береговой полосы;

— собранные нефтепродукты временно принимаются в танки судов-накопителей или в специальные емкости с последующей сдачей в организацию, имеющую лицензию на утилизацию нефтеводяной смеси;

— при необходимости производится обработка акватории и береговой полосы сорбентами либо разрешенными к применению в регионе Санкт-Петербурга диспергентами.

Примеры ликвидации загрязнения на акватории силами ЭкАСл «ПИЛАРН» представлены на рис. 2.

2-2

 

2-1

Рисунок 2. Ликвидация загрязнения нефтепродуктами акватории города

 

В современных условиях обеспечение экологической безопасности должно осуществляться путем перехода от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. С 2015 года в рамках комплексной работы по предупреждению загрязнения акватории Санкт-Петербурга нефтезагрязненными водами «ПИЛАРН» начал осуществлять прием подсланевых вод с пассажирских судов на городской акватории, в том числе на малых реках и каналах центральной части города. Предприятием «ПИЛАРН» совместно с Комитетом по природопользованию разработана система приема загрязненных вод, о функционировании которой были проинформированы все судовладельцы Санкт-Петербурга. В результате за навигацию 2016 года было принято (с предотвращением сброса в водные объекты) более 552 т НВС, в 2017 году (на 16.08.17) – 294 т НВС.

Кроме того, Комитет по природопользованию при участии Ассоциации судовладельцев Санкт-Петербурга разработал информационные материалы, содержащие сведения по предупреждению загрязнения акватории, для их размещения на судах и в качестве памяток экипажам судов. В памятке для судовладельцев указаны места приема отходов и хозяйственно-бытовых вод, имеются инструкции по ведению отчетности и порядке сдачи отходов и загрязненных вод. Данные памятки и информационные листы распространены среди судовладельцев Санкт-Петербурга.

В связи с особенностями географического расположения Санкт-Петербурга, погодными условиями, гидрологией русла реки Невы город ежегодно сталкивается с потенциальной проблемой подтопления городских территорий, прежде всего Колпинского и Невского районов Санкт-Петербурга, обусловленного зажорными явлениями. Для недопущения развития аварийной ситуации на акватории Невы с начала ледостава работает ледокол «Невская застава». Он обладает широкими возможностями помимо предотвращения зажорных явлений. Это и ликвидация нефтеразливов в межнавигационный период, и тушение пожаров, и обеспечение в случае необходимости проведения аварийных зимних водолазных работ. Кроме того, мощности ледокола достаточно для буксировки и эскортирования нефтеналивных судов, а также проведения срочных аварийно-спасательных судовых операций по плану ликвидации разливов нефти как в навигацию, так и зимой.

За первое полугодие 2017 года выполнено 17 выходов ледокола «Невская застава» для:

  • пробивки каналов на акватории реки Невы;
  • разбивки зажоров;
  • ликвидации нефтеразливов в зимнее время;
  • эскортирования судов в сложных ледовых условиях (рис. 3).

3-2

 

3-1

Рисунок 3. Проведение ледокольных работ и эскортирование судов в сложных ледовых условиях

 

Необходимо также отметить, что в связи с необходимостью создания резерва существующему ледоколу по решению Губернатора Санкт-Петербурга Комитетом по природопользованию был проработан вопрос создания аналогичного ледокола. На сегодняшний день объявлен конкурс на проектирование на 2017–2018 гг. и запланировано его строительство с 2019-го до середины 2021 года.

Таким образом, организованная в Санкт-Петербурге Комитетом деятельность по предупреждению и организации ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга, позволяет решать все указанные задачи круглогодично.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *