Проблемы минерально-сырьевой базы облицовочного камня для реставрационных работ в Санкт-Петербурге

Тутакова А.Я., канд.геол.-мин. наук, Санкт-Петербургский горный университет;

Романовский А.З., ООО «Геостром»

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

А.С.Пушкин

Фото: 1-й Зимний мост и Эрмитажный мост через Зимнюю канавку. Фото Анны Тутаковой

Санкт-Петербург – город, где природный камень широко использовался в строительстве набережных, дворцов, соборов, памятников, общественных и жилых зданий. Большое значение придавал ему основатель новой столицы России Петр I. Он издавал указы о поощрении доставки и использования камня в Петербурге, привлекал к строительству лучших каменщиков и архитекторов России и Европы. Екатерина II продолжила эти традиции: «Я застала Петербург деревянным, я оставлю его каменным».

Сначала стали одевать в гранит набережные и мосты, первый из которых (Эрмитажный через Зимнюю канавку) возвели в 1763–1766 гг. Гранитом рапакиви в 1779–1787 гг. были облицованы стены Петропавловской крепости. В 1782 году состоялось открытие памятника Петру I. Пьедестал знаменитого Медного всадника выполнен из громадного гранитного монолита. При строительстве Михайловского (Инженерного) замка в 1796–1800 гг. использованы сердобольский гранит, рускеальский, ювенский и тивдийский мрамор, шокшинский кварцит, пудостский известковый туф (травертин).

Для строительства Казанского собора в 1801–1811 гг. использовались известняки и пудостский известковый туф, добытые преимущественно вблизи Петербурга, а также красный гранит рапакиви из Финляндии, серый сердобольский гранит из Карелии, тивдийский, рускеальский и ювенский мраморы, малиновый шокшинский кварцит, зеленая ревневская яшма с Урала и другие

В 1818–1858 гг. построен Исаакиевский собор со 112 колоннами высотой 17 м, диаметром 2,13 м и массой 115,6 т из красного гранита рапакиви, стены облицованы рускеальским и итальянским мрамором. В изобилии украшен разнообразными природными камнями и интерьер собора. В 1834 году из крупнейшего в мире монолита красновато-розового гранита рапакиви в центре Дворцовой площади была воздвигнута Александровская колонна высотой 25,6 м с диаметром основания 3,66 м.

Характерно широкое использование природных камней при строительстве зданий в стиле северный модерн преимущественно в первом десятилетии ХХ века. Фасады домов всегда индивидуальны, часто асимметричны и напоминают и северные скалы, и средневековые замки. Дома с выступами разнообразных башен и эркеров, с входом, напоминающим вход в пещеру, «вырастают» из похожего на скалу, обложенного «диким» камнем цоколя. Приведем яркие примеры зданий в стиле северный модерн:

Дом книги на Невском пр., 28. Построен для компании «Зингер» в 1902–1904 гг. Два его нижних этажа облицованы красным гранитом, выше – серым гранитом, между окнами нижних этажей – темно-серый, почти черный лабрадорит с иризацией (ларвикит – Булах, 2009).

— Торговый дом Елисеевых на Невском пр., 56 (1902–1903) облицован розовым порфировидным гранитом разной фактуры, добытым на месторождении «Сайрала» на Карельском перешейке.

— Доходный дом Угрюмовых (А.Ф. Бубыря) на Стремянной ул., 11 (1906–1907). Первый этаж облицован красным гранитом рапакиви, второй этаж и частично эркер – талько-хлоритовым камнем, рельефные изображения различных живых существ высечены из гранита или вырезаны из талько-хлоритового камня.

— Доходный дом Т.Н. Путиловой на Большом пр. Петроградской стороны, 44 (1906–1907). Цоколь – розовый гранит рапакиви, 1-й этаж – талько-хлоритовый камень и розово-серый гранит, удивительные совы из гранита у входа в дом и орел на 5-м этаже.

Приятно наблюдать, что и в современной архитектуре Петербурга возрождается мода на природный камень. Офисные и жилые здания, памятники и станции метро и даже небольшие торговые комплексы все чаще создаются с использованием природного камня, в том числе добываемого недалеко от Санкт-Петербурга – на месторождениях Карельского перешейка.

Памятный знак «300-летию города, порта и таможни». Фото Анны Тутаковой

Памятный знак «300-летию города, порта и таможни». Фото Анны Тутаковой

Граниты и граниты рапакиви розового, розовато-серого, серого цвета, граносиениты розовато-коричневого цвета из месторождений Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области использованы при реконструкции Фурштатской (2009) и Большой Конюшенной улиц (2011), набережной канала Грибоедова (2011), при создании памятных знаков «Взятию крепости Ниеншанц» (2000) и «300-летию города, порта и таможни» (2003), обелиска в честь 300-летия учреждения ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2001), пьедесталов памятников Д.Д. Шостаковичу (1996 и 2009), И.С. Тургеневу (2001), Александру Невскому (2002), А.Д. Меншикову (2002), Николаю II (2002), Александру II (2005), А.А. Собчаку (2006), А.А. Ахматовой (2006), П. Багратиону (2012), памятников К.Э. Циолковскому (2005), Н.К. Рериху (2010) и многих других архитектурных объектов.

Внешняя колоннада Исаакиевского собора. Фото Анны Тутаковой

Внешняя колоннада Исаакиевского собора. Фото Анны Тутаковой

При строительстве Ладожского вокзала (2003), фонтанных комплексов у Финляндского вокзала (2005) и на Московском проспекте (2006) кроме добытых в Ленинградской области на Карельском перешейке использованы также и другие облицовочные камни: финские граниты различных оттенков, зеленый хибинит из Мурманской области и другие.

Добыча облицовочного камня вблизи Санкт-Петербурга – на Карельском перешейке и побережье Финского залива (на территории современной Финляндии) – ведется с первой половины XVIII века. Основание в 1703 году Санкт-Петербурга активизировало поиски и добычу природного камня, пригодного для строительства города. Большую роль в развитии русской камнедобывающей промышленности начала XVIII века сыграл правительственный указ, запрещающий выписывать мрамор и другие декоративные камни из-за границы и обязывавший находить и добывать их в своей стране. Известняки преимущественно серых оттенков были первым природным камнем, используемым в архитектуре Санкт-Петербурга. Они применялись для облицовки цокольных этажей, сооружения лестниц, настилки тротуаров, изготовления базы для колонн и других архитектурных деталей.

Большинство разрабатываемых на территории Карельского перешейка месторождений гранитов в конце XVIII века и первой половине XIX века было расположено на побережье и островах Финского залива и Ладожского озера. Дело в том, что водный транспорт был в то время единственно возможным для таких тяжелых грузов, как камень. Поэтому разрабатываемые сейчас и широко известные граниты рапакиви Выборгского массива рядом с поселком Возрождение (Kavantsaari до 1948 года) и граниты вблизи города Каменногорска (Antrea до 1948 года) начали разрабатываться лишь в начале ХХ века после проведения железных дорог.

Реконструкция набережной канала Грибоедова. Фото Анны Тутаковой

Реконструкция набережной канала Грибоедова. Фото Анны Тутаковой

Первый баланс природных облицовочных камней в Ленинградской области был составлен по состоянию на 1 января 1950 года. На балансовом учете в 1950–1980-х гг. числилось четыре–шесть месторождений, одно–три из которых разрабатывались. Подготовка к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга способствовала активному изучению минерально-сырьевой базы облицовочного камня вблизи города, расширила диапазон и характер его применения в строительстве и реставрации. В 1999 году балансом было учтено уже 15 месторождений, в 2006 году – 30, в последние годы балансом запасов облицовочных камней по Ленинградской области учитывается около 35 месторождений, из них около 25 – на Карельском перешейке (в Выборгском и Приозерском районах).

Добыча облицовочного камня в Ленинградской области в последние годы производится на семи–восьми месторождениях, преимущественно на Карельском перешейке. Из разновидностей облицовочного камня Карельского перешейка в современной архитектуре Санкт-Петербурга наиболее активно используются розовато-серые с небольшим количеством овоидов граниты рапакиви месторождения Возрождение (участок 8), в том числе в оформлении станций Петербургского метро, что обусловлено широкой известностью этого облицовочного камня в течение многих лет и значительным объемом добычи камня. Достаточно часто встречаются серые со слабым розоватым оттенком мелкозернистые граниты Каменногорского месторождения. Все чаще используются розовые и розовато-серые крупнозернистые граниты месторождения Ладожское и розовато-коричневые граносиениты Ояярвинской группы месторождений (Балтийское, Елизовское, Дымовское).

В течение последних двадцати лет каждый год геологоразведочные работы проводятся на одном-двух месторождениях облицовочного камня Карельского перешейка. Доизучение Полиловского месторождения, расположенного в пределах Выборгского массива, также, как и месторождений Возрождение и Ала-Носкуа (на которых добывают другого типа граниты рапакиви), позволило выявить крупноовоидные розовые граниты-выборгиты (с наличием овоидов с плагиоклазовой оболочкой в значительном количестве), являющиеся аналогом известных в мире финских гранитов с торговым названием «Baltic Brown». Такие граниты широко использовались при строительстве Санкт-Петербурга в XVIII и XIX вв. Разведка и разработка этого месторождения позволит архитекторам и строителям иметь уникальный природный камень для реставрации архитектурных объектов в Санкт-Петербурге. Будет решена проблема замены утраченных каменных деталей таким камнем, который весьма близок к оригинальному, использованному архитектором при строительстве зданий.

Камень – это живой и своенравный материал. Не всякий архитектор чувствует и умеет работать с ним. Штукатурные стены можно покрасить и перекрасить. Испорченный металл и керамику удается заменить. Любой декоративный петербургский камень бесценен и неповторим. Неверное прикосновение к нему портит его навсегда. Найти абсолютно точную замену невозможно. (Булах, Воеводский, 2007). Надо стараться как можно ближе подобрать камень по цвету, структуре и текстуре, а также правильно ориентировать каменные детали при наличии рисунка для проведения реставрационных работ.

Одна из основных проблем при проведении реставрационных работ – получение необходимого (аутентичного) типа камня, использованного при возведении зданий и сооружений (Зискинд, 1989). Ошибка в подборе камня окажется диссонансом, показывая на долгие годы нарушение стиля при реставрации памятников архитектуры (Булах, 2004). Всего лишь один пример: при реставрации набережных в Петербурге блоки финского гранита рапакиви заменяются новыми, с другими рисунком и структурой и даже другого оттенка.

Обелиск в честь 300-летия учреждения Ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Фото Анны Тутаковой

Обелиск в честь 300-летия учреждения Ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Фото Анны Тутаковой

Во избежание искажения облика исторического центра Санкт-Петербурга необходимо максимально полно определить природный камень в старых зданиях и иных сооружениях, выполнить ревизию геологоразведочных работ на облицовочный камень с целью выявления возможностей эпизодической добычи в старых и заброшенных месторождениях, мест добычи аутентичных природных каменных материалов, новых месторождений – аналогов объектам прежней добычи камня. В Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга необходимо иметь базу данных всех (старых и новых) архитектурных объектов города, при строительстве которых использован природный камень, с возможно более полным описанием и фотографиями этого уникального строительного материала, а также названием и по возможности описанием месторождения, где камень был добыт, лучше в виде литотеки и электронного варианта.

Однако название месторождения не всегда позволяет получить аналогичный камень. Например, серые, почти без овоидов граниты рапакиви, добываемые ранее, в начале прошлого века, на месторождении Kavantsaari, которые можно видеть в зданиях на пл. Островского, 2 и на Большой Морской ул., 3–5, нельзя отождествлять с розовато-серыми с небольшим количеством овоидов гранитами рапакиви участка 8 месторождения Возрождение, добываемыми в настоящее время.

Петербургским несчастьем А.Г. Булах называет замену изношенных и разрушенных плит путиловского известняка на новые. Характерная для старого Петербурга путиловская плита извлекалась в старину только из нескольких прочных слоев в известняковой толще, остальные слои шли на производство извести, на другие цели или в отвал. Вынутые из стенки карьера пласты сошлифовывали до нужной толщины так, чтобы глинистые прослои находились только в глубине плит. Заметим, что раньше использовали известняк серого цвета или серого с желтоватыми пятнами, поскольку именно такие плиты относительно самые крепкие. Яркий или пестро окрашенный камень из Путилова обычно непрочен. В настоящее время этот камень режут, не считаясь с природной толщиной пласта и с тем, что у самой поверхности камня или прямо на ней оказываются прослои глинистого материала. По ним плиты почти сразу же, через год–два, начинают шелушиться, расслаиваться и рассыпаться. Объект приходит в еще более плачевное состояние, чем до реставрации. Как показало время, даже относительно прочную путиловскую плиту можно класть только горизонтально, иначе камень быстро расслаивается и обрушается по тем же глинистым прослоям (Булах, 2004, 2013).

Памятник Н.К. Рериху. Фото Анны Тутаковой

Памятник Н.К. Рериху. Фото Анны Тутаковой

Найти замену рускеальскому мрамору со своеобразным рисунком и расцветкой, который добывался ранее у поселка Рускеала недалеко от Сортавалы в Карелии, а также пудостскому камню (известковому туфу или травертину), добывавшемуся под Гатчиной, месторождения которых уже выработаны, также является проблемой при проведении реставрационных работ.

Нельзя забывать и о поддержании памятников и городских фасадов в чистоте. В старину у нас в городе (а на Западе до сих пор) камень постоянно мыли струей воды под высоким давлением. В Петербурге в настоящее время если и очищают камень от крепко приставшей к нему пыли и грязи, то преимущественно при помощи пескоструйных аппаратов. Сначала камень выглядит чище и свежее, но его возрожденная красота будет недолгой. Поверхность после такой обработки становится шероховатой, в микротрещинах, а потому еще легче поддается новому загрязнению и выветриванию (Булах, 1987, 1993).

Необходимо понимать, что природный камень (гранит, мрамор, известняк, сланец) – это материал, требующий отношения к нему с тонким вкусом, знанием художественных традиций города и манеры работы старых архитекторов. Любой природный камень ценен и неповторим (Булах, 2005). И от колдовской силы камня никуда не денешься (Булах, 1999).

Современные требования к реставрации подразумевают использование аутентичного природного камня. Масштабы реставрационных работ возрастают, как и потребности архитекторов и строителей в природном каменном материале, зарекомендовавшем себя с давних пор. Это требует создания сырьевой базы природного декоративно-облицовочного камня на основе ранее разрабатываемых месторождений в Карелии и Ленинградской области, определения возможностей поставок камня из Финляндии с учетом потребностей будущих реставрационных и строительных работ.

Давайте сохраним уникальный облик нашего города, который создан и продолжает создаваться в том числе благодаря широкому использованию природного камня.

Литература:

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. Ленинград, издательство ЛГУ, 1987.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. Санкт-Петербург, издательство СПбГУ, 1993.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга. Город в необычном ракурсе. Санкт-Петербург, «Сударыня», 1997.

Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Этюды о разном. Санкт-Петербург, «Сударыня», 1999.

Булах А.Г., Борисов И.В., Гавриленко В.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. Санкт-Петербург, «Сударыня», 2004.

Булах А.Г., Власов Д.Ю., Золотарев А.А. и др. Экспертиза камня в памятниках архитектуры: основы, методы, примеры. Санкт-Петербург, «Наука», 2005.

Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир, и мрамор, и гранит…/Каменное убранство Петербурга. Санкт-Петербург, издательский и культурный центр «Эклектика», 2007.

Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы. Москва, «Центрполиграф», 2009.

Булах А.Г. Казанский собор в Петербурге (1801–2012): каменный декор и его реставрация. Санкт-Петербург, «Нестор-История», 2012.

Булах А.Г., Маругин В.М. Оценка состояния памятников архитектуры и монументальной скульптуры до и после реставрации. Санкт-Петербург, издательство СПбГУ, 2013.

Зискинд М.С. Декоративно-облицовочные камни. Ленинград, «Недра», 1989.

Облицовочные камни стран СНГ и Балтии (серия «Облицовочные камни мира») / авторская группа: Ю. Сычев, А. Волков, А. Махмутов и др. Москва, Издательский дом «Полет-КМ», 2005.

Облицовочный камень Ленинградской области. Граниты Карельского перешейка в современной архитектуре Санкт-Петербурга. / А.Я. Тутакова, А.З. Романовский, А.Г. Булах, Ю.В. Лир; Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Санкт-Петербург, «Русская коллекция», 2011.

 Палитра карельского камня /автор-составитель В.А. Шеков. Петрозаводск, 2006.

 Природокаменные ресурсы России / авторская группа: Ю. Сычев, А. Волков, С. Ксенофонтов и др. Москва, Издательский дом «Полет-КМ», 2004.

Тутакова А.Я. Природный камень Карельского перешейка в архитектуре Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, «Русская коллекция», 2014.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *