Год экологии и экологическое образование в Санкт-Петербурге

Э.В. Гущина, СПб АППО; А.Р. Ляндзберг, ЭБЦ «Крестовский остров»

Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – важнейшие события для нашей страны и для развития экологического образования. Без преувеличения можно сказать, что в Санкт-Петербурге в мероприятиях Года экологии приняли участие практически все школьники, воспитанники дошкольных образовательных учреждений, педагоги города.

Основные программы и проекты, посвященные Году экологии в России, были представлены во Дворце труда на Эколого-образовательном форуме «Год экологии в системе образования Санкт-Петербурга», в котором приняли участие представители Комитета по образованию, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО), Эколого-биологического центра «Крестовский остров», Детского экологического центра «Водоканал Санкт-Петербурга», культурно-просветительских учреждений, предприятий, общественных организаций города, педагоги образовательных учреждений.

Участников форума приветствовали творческие коллективы ГБУ ДТ «У Вознесенского моста».

 

Эколого-образовательный форум «Год экологии в системе образования Санкт-Петербурга»

Эколого-образовательный форум «Год экологии в системе образования Санкт-Петербурга»

В «План основных мероприятий по проведению в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга Года экологии в 2017 году» было включено 123 мероприятия городского и районного уровней. По данным Комитета по образованию, в Год экологии образовательными учреждениями Санкт-Петербурга было проведено более 1500 мероприятий, в которых приняли участие все школьники города. И это, безусловно, далеко не окончательные цифры.

В детских садах и школах города на основе презентационных и методических материалов, разработанных кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, в течение года были проведены уроки экологии, посвященные различным проблемам окружающей среды.

Безусловно, в Год экологии каждое образовательное учреждение проявило творческий подход и активную позицию в разработке и проведении экологических мероприятий, которые прошли в самых разных формах: проекты, исследования, игры, экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали творческих работ, турниры, квесты, экологические марафоны, конференции, тематические дни и недели, беседы, классные часы, агитбригады, социально-экологические акции и пр.

Экологическую деятельность учащихся и педагогов активизировало конкурсное движение. Так, в открытом городском конкурсе фильмов «От Года кино – к Году экологии. В объективе – окружающая среда», организованном СПб АППО, приняли участие 152 образовательные организации Санкт-Петербурга. На конкурс было представлено 233 видеоработы учащихся под руководством педагогов или родителей и самих педагогов в четырех номинациях: «Как прекрасен этот мир – посмотри!», «Зеленые острова», «Взгляд через экообъектив: мы – экограждане», «Экоурок».

Конкурс способствовал распространению лучших практик использования экранных технологий и цифровых ресурсов в экологическом образовании и просвещении.

Награждение победителей городского открытого конкурса «От Года кино – к Году экологии. В объективе – окружающая среда»

Награждение победителей городского открытого конкурса «От Года кино – к Году экологии. В объективе – окружающая среда»

Особенной в Год экологии была традиционная эколого-биологическая смена в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный». На открытии смены прошел экологический форум, в котором приняли участие ведущие специалисты нашего города в области экологии, охраны окружающей среды, экологического образования.

Работа секции Ulmus Protectus

Работа секции Ulmus Protectus

Многочисленную дружину из 390 ребят со всех уголков города ждала работа на интерактивных площадках: «Методы биоиндикации»; станция «ООПТ», организованная Дирекцией ООПТ Санкт-Петербурга; «Оформление биотопного аквариума» с дальнейшей его передачей кабинету биологии лагеря, организованное компанией «Акваэль»; «Погружение на дно океана» вместе с представителями ТРК «Планета Нептун» Санкт-Петербургского океанариума; знакомство с широколиственными породами деревьев, использующихся для озеленения нашего города, и проблемами, которые в связи с этим возникают, проведенное представителем движения в защиту вязов Ulmus Protectus; правила предотвращения лесных пожаров на площадке «Игра с огнем», организованной обществом добровольных лесных пожарных и организацией «Гринпис» России; интернет-анкетирование «Мой личный экологический след» и др.

 

Ребята младшего школьного возраста постигали азы экологии, раскрывая «Тайны городской природы», учились находить применение разным отслужившим предметам на мастер-классах «Новая жизнь старых вещей»; познакомились с вопросами энергосбережения во время игры «Вот дом, который построили мы»; в игре-путешествии исследовали экологию планеты. Старшие ребята сражались в интеллектуальной битве «Что? Где? Когда?», участвовали в путешествии по «Экограду», которое позволило им лучше узнать территорию лагеря и ответить на многочисленные экологические вопросы; прошли экотропами с ведущими специалистами ЭБЦ «Крестовский остров» и пр. В экологическую смену в «Зеркальном» для каждого нашлось занятие по душе.

Году экологии был посвящен традиционный конкурс «Новый век – новые ресурсы!», который проводится в ЭБЦ «Крестовский остров». Его основная цель – поддержка просветительских проектов детей, подростков и молодежи, направленных на продвижение идей устойчивого развития и разумного природопользования. В Год экологии была выбрана тема, посвященная просветительской работе на ООПТ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, – «Заповедная природа для отдыха и просвещения».

Важно отметить, что все участники конкурса представили удивительное разнообразие проектов, которые обогащают формы экологического просвещения. Например, настоящий весенний букет в номинации «Коллекция» представили воспитанники ДДТ «Союз» Выборгского района: они продемонстрировали дефиле модной одежды с изображениями редких растений парка «Сосновка».

Коллекция одежды с изображениями редких растений

Коллекция одежды с изображениями редких растений

В номинации «Игра» были отмечены несколько особенно интересных проектов. Игра «Лисинская лента времени» об истории заказника Лисино-корпус» была представлена коллективом Дома детского творчества «Павловский». Учащиеся Дворца творчества «У Вознесенского моста» показали игру «Приглашаем в Юсуповский сад!».

Работа детского жюри в номинации "Игра"

Работа детского жюри в номинации «Игра»

В Год экологии Санкт-Петербургу выпала честь принимать у себя участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. На команде школьников, представлявших наш город, лежала двойная ответственность: они не только боролись за свою личную победу, но и отстаивали честь Санкт-Петербурга в такой важный год. Команда Санкт-Петербурга состояла из восьми участников, обучающихся в школах Адмиралтейского, Петроградского, Центрального районов города, а также в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета и в Санкт-Петербургской классической гимназии №610. Все они также являются воспитанниками ЭБЦ «Крестовский остров».

Можно с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург представляли лучшие молодые экологи: из восьми участников шестеро были награждены дипломами призеров заключительного этапа, а одна участница, Маргарита Киселева, стала абсолютным победителем среди девятиклассников. Четверо призеров и победитель в 2018 году вновь выступили на заключительном этапе олимпиады, и практически все они вновь завоевали награды, а двое призеров-выпускников успешно продолжают свое обучение в высших учебных заведениях по выбранным специальностям в области биологии.

Команда Санкт-Петербурга на всероссийской олимпиаде школьников по экологии

Команда Санкт-Петербурга на всероссийской олимпиаде школьников по экологии

Награждение победителей конкурса Ulmus protectus

Награждение победителей конкурса Ulmus protectus

Масштабным в Год экологии стало Движение в защиту вязов Ulmus protectus – масштабный проект с привлечением большого количества школьников к общему делу – поиску среди городских деревьев вязов, зараженных голландской болезнью (графиозом). Первым этапом реализации проекта стали разработка рекламных буклетов, выступление организаторов движения на педагогической конференции в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», проведение методического семинара для учителей и педагогов дополнительного образования, заинтересовавшихся проектом, и выпуск методического издания. Результаты работы ребят были представлены на конкурсе Ulmus protectus, который проходил по номинациям: «Отчет» (краткие письменные отчеты о результатах проведенной работы); «Исследование» (анализ научной литературы и собственных данных); «Художественно-просветительский проект» (плакаты, буклеты, видеоролики, посвященные голландской болезни вязов, и даже один скетч-бук); «Просветительский проект» (разработки уроков, игр, классных часов, посвященных графиозу).

В первом этапе проекта приняли участие около 300 школьников. Подведение его итогов состоялось в рамках форума «Экология большого города». Всем участникам были вручены сертификаты, а победителям – дипломы и памятные подарки с символикой движения.

Награждение победителей городского конкурса «Лучший педагог-эколог»

Награждение победителей городского конкурса «Лучший педагог-эколог»

Важнейшее условие развития экологического образования – повышение профессиональной компетентности педагогов. В Год экологии впервые прошел городской конкурс «Лучший педагог-эколог», организатором которого является Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. В конкурсе приняли участие 60 педагогов из 55 образовательных учреждений 15 районов города. Конкурс проводился по пяти номинациям: «Лучший педагог-эколог дошкольного образовательного учреждения»; «Лучший педагог-эколог общеобразовательного учреждения»; «Лучший педагог-эколог дополнительного образования»; «Лучший педагог-эколог профессионального образовательного учреждения»; «Лучший педагог – экологический лидер».

Проведение конкурса позволило определить лучших педагогов, использующих многообразие инновационных подходов, технологий, методик, реализующих идеи экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития в образовательных учреждениях города и экологических общественных организациях.

Не менее актуальной является задача разработки современных методических материалов в области экологического образования. В Год экологии и особо охраняемых природных территорий СПб АППО был также организован и проведен городской конкурс методических разработок «Образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга (ООПТ)». На конкурс было представлено 46 методических разработок из 40 образовательных организаций.

Педагоги дошкольных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования представили разработки мероприятий, отражающие деятельность учащихся под руководством педагогов на особо охраняемых природных территориях (номинация «Экологические маршруты ООПТ», а также разнообразие мероприятий, проводимых на территории и в образовательной среде образовательного учреждения с использованием потенциала ООПТ (номинация «ООПТ – на школьном уроке»).

Опыт образовательных организаций и отдельных педагогов 11 регионов Российской Федерации был представлен на Межрегиональной научно-практической конференции «Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития». В конференции приняли участие представители Комитета по образованию, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, СПб АППО, ЭБЦ «Крестовский остров», ДЭЦ «Водоканал Санкт-Петербурга», культурно-просветительских учреждений, предприятий, общественных организаций города, педагоги образовательных учреждений.

На пленарном заседании выступили представители департамента образования администрации города Ханты-Мансийска (ХМАО – Югра), Республиканского детского эколого-биологического центра Республики Башкортостан (г. Уфа), детского сада г. Глазова Удмуртской Республики, Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Мастер-классы педагогов

Мастер-классы педагогов

Обмен опытом, лучшие эколого-образовательные практики педагогов всех ступеней, различных образовательных областей и их интеграции были представлены на секциях и мастер-классах. По результатам проведения конференции опубликован сборник материалов.

***

В данной статье представлены лишь некоторые, но безусловно важные с точки зрения экологического образования и просвещения, мероприятия. В целом можно сказать, что Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий активизировали социальное партнерство, творческий поиск образовательных организаций и педагогов, направленный на экологическое образование для устойчивого развития, расширение использования эколого-образовательной среды Санкт-Петербурга.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *