1

К вопросу об экологическом воспитании петербургских дошкольников

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Филимонов Н.Ю., ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», Неуступова Е.С., ГБДОУ «Детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга», Шарипова Г.А., ГБДОУ «Детский сад №70 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Прошел 2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий. В Санкт-Петербурге было проведено множество запоминающихся мероприятий – акций, праздников, фестивалей. Однако, помимо них, изо дня в день ведется повседневная работа по экологическому просвещению и воспитанию разных слоев населения, и она имеет гораздо большее значение для общества, чем разовые акции.

Уголок экспериментирования в старшей группе детского сада

Уголок экспериментирования в старшей группе детского сада

Несомненно, для нашего будущего наиболее важно экологическое воспитание нынешних детей, чья культура отношений с окружающей средой еще только формируется. Основы этой культуры прививаются ребенку прежде всего в семье, но не менее важен вклад дошкольного образования – основного и дополнительного. На занятиях в детских садах и дошкольных кружках маленький человек впервые получает системные представления об окружающем мире и учится осознавать себя неотъемлемой частью природы. В этой связи на педагогов ложится огромная ответственность: они должны правильно «преподнести» воспитанникам окружающий мир и наглядно показать связи между его основными компонентами, то есть привить детям основы экологического мышления. Насколько справляется с этой целью нынешнее дошкольное образование?

Полноценный ответ на этот вопрос слишком обширен для журнальной статьи и требует обработки большого количества фактического материала. Дело осложняется тем, что официальная отчетность, привлекаемая для статистики на эту тему, далеко не всегда соответствует реальности. Мы считаем, что наиболее интересную и достоверную информацию дает анкетирование участников образовательного процесса. Именно этим методом мы смогли собрать некоторые актуальные сведения по экологическому дошкольному образованию в Санкт-Петербурге: насколько широко представлена экологическая тематика в учебных программах учреждений, где работают респонденты; насколько системно построено экологическое образование в этих учреждениях; высока ли заинтересованность воспитанников и их родителей в изучении окружающей среды?

Мини-огород на подоконнике (дети наблюдают этапы развития растений)

Мини-огород на подоконнике (дети наблюдают этапы развития растений)

В разработанных нами анкетах первый блок вопросов касается регулярности проведения экологических занятий, их тематики и форм. Те же самые вопросы заданы в отношении массовых мероприятий. Во втором блоке вопросов респондентам предлагается оценить по пятибалльной шкале заинтересованность детей и родителей в экологической тематике, а также степень участия родителей в экологических мероприятиях, проводимых детскими учреждениями.

Ответы респондентов могут свидетельствовать об уровне экологического образования в отдельно взятом дошкольном учреждении. Разумеется, собранных нами данных еще недостаточно, чтобы судить о состоянии дел в целом по Петербургу. Подчеркнем, что в анкетировании участвовали в основном те педагоги, которые сотрудничают с ДООПТ и, следовательно, проявляют большой интерес к экологической тематике. В дальнейшем мы планируем расширить круг участников опроса путем случайной выборки, чтобы понять, насколько нынешнее экологическое воспитание и образование петербургских дошкольников соответствует своему основному предназначению.

К настоящему времени мы получили анкеты от 18 респондентов из 12 учреждений, занимающихся дошкольниками от трех до семи лет. 12 человек работают воспитателями детских садов. Они представляют семь учреждений, около 360 детей, из которых 58 занимаются в комбинированных группах, где уделяется большее внимание речевому развитию воспитанников, и 35 – в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Пять опрошенных педагогов занимаются дополнительным образованием дошкольников. Они представляют два районных дома творчества, городской дворец творчества, одну детскую библиотеку, всего около 220 детей, из которых 56 занимаются по специальным программам коррекционной направленности. Еще один респондент является специалистом коррекционного профиля и занимается в районном центре семьи с детскими группами непостоянного состава (по 15 дошкольников).

Рисунок с конкурса "Синяя птица"

Рисунок с конкурса «Синяя птица»

Результаты опроса показали, что экологические занятия с детьми проводятся не реже чем один раз в три недели. В двух из семи детских садов, а также во всех пяти учреждениях, занимающихся дополнительным образованием дошкольников, такие занятия проводятся более одного раза в неделю. Мы считаем это весьма хорошим показателем. Как правило, занятия проходят в виде ознакомительных бесед, игр, наблюдений на прогулке. Судя по уточнениям, в арсенале педагогов имеются викторины, а также подвижные, дидактические и настольные игры на экологические темы. В качестве дополнения заметим, что недавно проведенный конкурс дидактических материалов «Детям о заповедной природе Санкт-Петербурга» показал большой интерес педагогов к разработке настольных игр, причем 80% из представленных было разработано воспитателями детских садов (!). Некоторые респонденты дополнительно указывают, что в ходе занятий они также используют презентации, знакомящие детей с экологическими темами, и природные материалы, которые впоследствии используются для поделок.

Гораздо меньше упоминаются экспериментальная деятельность, опыты (будем считать эти формулировки синонимами), а также наблюдения и экскурсии. С одной стороны, такие занятия более трудоемки в подготовке, требуют специального оснащения и по объективным причинам не могут проводиться с той же регулярностью, что тематические беседы. С другой стороны, некоторые воспитатели детских садов сами признают, что для таких занятий им зачастую не хватает естественнонаучной подготовки. Нам кажется, что помочь в этом случае могут образовательные естественнонаучные журналы, а также опыт коллег – педагогов дополнительного образования, где чаще всего задействованы активные формы познавательной деятельности учащихся. К сожалению, приходится констатировать разобщенность разных сфер детского образования и недостаточный обмен опытом между педагогами.

Наблюдение за муравьем, отслеживание его пути

Наблюдение за муравьем, отслеживание его пути

Наконец, три респондента из восемнадцати указали, что на экологических занятиях имеет место творческая деятельность воспитанников, а именно рисование и лепка из пластилина. Безусловно, такой синтез творчества и познания весьма продуктивен для детей и, надеемся, получит дальнейшее распространение в учебной деятельности дошкольников.

Было ожидаемо и подтвердилось анкетами то, что в детских садах в большей степени представлены игровые занятия и художественное творчество на экологическую тематику, в то время как в учреждениях дополнительного образования делается больший упор на практическое обучение дошкольников.

Темы экологических занятий оказались весьма разнообразными. Мы разделили их на четыре группы:

  1. занятия, посвященные многообразию природных объектов (тематические беседы «Как цветут дубы», «Зимующие птицы», «Что выросло на огороде», настольная игра «С какой ветки детки», практическое занятие «Знакомство со свойствами льда», ознакомительное занятие «Заказник «Озеро Щучье» и др.);
  2. занятия, посвященные природным явлениям, в том числе основанные на активных формах познавательной деятельности («Дикие животные зимой», «Насекомые весной», сезонные экскурсии на природу);
  3. интегративные ознакомительные занятия, посвященные экологическим связям («Взаимодействие растений и животных на примере луга», «Знакомство с водоемом», «Лесное меню», «Растения – легкие Земли»);
  4. Практико-ориентированные занятия, посвященные взаимодействию человека с окружающей средой, в том числе охране окружающей среды и рациональному природопользованию (практические занятия «Посадка семян», «Кормушки для птиц», выставка рисунков «Наша планета Земля», тематические беседы «Берегите воду», «Зачем нужна Красная книга»).

Мы провели дополнительные опросы и выяснили, что далеко не во всех учреждениях тематическое планирование экологических занятий подчиняется системному принципу, хотя он вполне реализуется в дополнительном образовании, поскольку в этой сфере для дошкольников разработано множество целостных экологических образовательных программ. Помимо традиционного направления «Юный натуралист» во многих учреждениях разработаны, например, циклы экскурсий на природу для дошкольников или специальные программы коррекционной направленности, предполагающие контакт детей с животными, арт-терапию и др. К сожалению, в нашем городе нет единой программы экологического воспитания, которая бы учитывала возраст детей, природно-климатические и культурные особенности региона и другие немаловажные факторы. Отмечено, что в наибольшей степени системно экологическое воспитание осуществляется во время летнего оздоровительного отдыха дошкольников, и чаще всего удачный опыт детских садов в планировании экологических занятий связан с инициативой самих воспитателей.

Изучение строения растений

Изучение строения растений

В качестве положительного примера приведем реально выполняемый в одном из учреждений тематический план, основанный на регулярном знакомстве детей с сезонными явлениями в природе. Отталкиваясь от того, что ребенок непосредственно наблюдает в природе в разные времена года, он получает представление о многообразии объектов природы и об экологических связях между ними. В свою очередь, имея базовые представления об экологических связях, дети становятся подготовленными для восприятия тематики отношений людей с окружающей средой. В результате реализуется наиважнейшая воспитательная задача – выработка у детей экологически грамотного и ответственного отношения к среде своего обитания. Остается добавить, что для совершенствования учебных программ крайне необходимо совершенствование экологического мышления самих педагогов.

В анкетах упомянуто большое разнообразие массовых экологических мероприятий, которые организовывали сами учреждения. Все респонденты, кроме сотрудника центра семьи, отмечают, что на протяжении двух прошлых лет ими неоднократно проводились акции, праздники, мастер-классы и даже флешмобы. В качестве перспективной формы массовой работы с дошкольниками упомянем, например, проекты («По страницам Красной книги») и тематические недели («Неделя деревьев»), реализуемые в течение продолжительного времени. Темы мероприятий связаны прежде всего с охраной природы и многообразием природных объектов (то есть четвертая и первая тематические группы согласно предложенной нами классификации).

Игра для детей "Такие разные грибы"

Игра для детей «Такие разные грибы»

Все педагоги отмечают высокую заинтересованность своих воспитанников в экологических занятиях и массовых мероприятиях. По пятибалльной шкале в детских садах средний показатель заинтересованности детей составил 4,6 (12 респондентов, разброс от 4 до 5 баллов), в группах дополнительного образования – 4,8 (шесть респондентов, разброс от 4 до 5 баллов). В то же время по оценкам педагогов заинтересованность родителей в экологическом образовании и воспитании своих детей явно недостаточна (средний балл для детских садов – 3,2, разброс от 2 до 5 баллов, для дополнительного образования – 2,4, разброс от 2 до 3 баллов). Примечательно, что некоторые воспитатели детских садов все же высоко оценили вклад родителей в экологическое воспитание своих подопечных. Более того, мы выявили соответствие между активностью родителей, с одной стороны, и частотой проведения, а также тематическим разнообразием экологических занятий в детском саду – с другой. Вывод очевиден: эффективность экологического образования дошкольников во многом зависит от инициативности педагогов и их умения наладить взаимодействие с родителями воспитанников.

Необходимо признать, что наше исследование носит пока что предварительный характер и охватывает в основном те учреждения, которые изначально нацелены на экологическое образование. Поскольку по результатам опроса их сотрудников складывается весьма положительная картина, мы надеемся на систематизацию и дальнейшее распространение наработанного опыта.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *