сем

Прикоснись к природе сердцем

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Панкова Т.Д., заместитель директора УВР ГБОУ «Лицей №95»

Начальная школа ГБОУ «Лицей №95» в конце ноября прошлого года стала местом проведения Дня погружения «Прикоснись к природе сердцем». Мероприятие стало итогом двухмесячной работы учителей, детей и родителей, погрузившихся в волшебный мир природы.

Гостями Дня погружения стали заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности А.В. Кучаев, директор ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга» Т.В. Ковалева и сотрудники дирекции Н.Ю. Филимонов, Н.А. Мурашова, городские педагоги и родители.

DSC01346Дни погружения – многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология, выстроенная на методологии полицентрического подхода и имеющая вероятный результат. При проведении занятий на основе полицентрического подхода всегда используются разнообразные, как правило, интерактивные способы организации деятельности учащихся, выбор которых определяется спецификой их состава, педагогическими задачами, профессиональной компетентностью педагогов, материальным оснащением помещений и другими факторами.

Дни погружения представляют собой модули (целостные образовательные единицы), посвященные одной или нескольким взаимосвязанным, важным для учащихся и педагогов проблемам, которые «встраиваются» в образовательный процесс практически автономно, хотя, естественно, базируются на имеющихся у детей представлениях, знаниях, умениях и в дальнейшем влияют на мотивацию и позицию детей и взрослых участников. Проведение таких дней требует соблюдения следующих организационно-педагогических условий:

— выбор актуальной темы для всех участников (проблемы/темы);

— осознание методологической концепции дня всеми педагогами и участниками и ее реализации в практике его проведения;

— проектирование на основе принципа направляемого развития Дня погружения как целостного социально и личностно значимого события;

— осознанная, тщательная и слаженная работа всего педагогического коллектива;

— привлечение к проведению мероприятий родителей, специалистов разных сфер деятельности и социальных партнеров образовательного учреждения.

Как гуманитарная педагогическая технология (по М.Г. Ермолаевой и С.Л. Братченко) технология полицентрических Дней погружения обладает следующими проявлениями:

— осуществляется в режиме диалога и полилога;

— предполагает рефлексию как неотъемлемый этап деятельности;

— позволяет проявить индивидуальность каждого участника образовательного процесса;

— предполагает свободу выбора и раскрытия содержания, способов и средств обучения;

— осуществляется в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Последний этап Дня погружения – рефлексия. Это самоанализ, осмысление своего творчества, осознание своих внутренних перемен и «разрывов», интеллектуального и эмоционального движения, что способствует становлению индивидуальности человека.

День погружения – это событие в жизни ребенка, которое сохраняется в памяти школьников, педагогов и родителей в течение многих лет, позволяет по-новому осмыслить возможности школы в осуществлении принципиально иного, неформального, интегрированного и личностно-ориентированного образовательного процесса.

Как же прошел День погружения «Прикоснись к природе сердцем»? Тема была выбрана педагогами за три месяца до начала работы с детьми (это подготовительный педагогический этап для подбора материала, выбора форм и методов, технологий работы с детьми). Природная тематика очень близка и понятна детям, у каждого ребенка есть свой жизненный опыт общения с природой.

DSC01852На первом этапе были определены десять особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга (по числу классов) для изучения:

— Памятник природы «Комаровский берег» – 1А класс.

— Государственный природный заказник «Северное побережье Невской губы» – 1Б класс.

DSC01882— Государственный природный заказник «Юнтоловский» – 2А класс.

— Памятник природы «Дудергофские высоты» – 2Б класс.

— Памятник природы «Елагин остров» – 2В класс.

— Государственный природный заказник «Западный Котлин» – 3А класс.

DSC01944— Памятник природы «Парк «Сергиевка» – 3Б класс.

— Государственный природный заказник «Сестрорецкое болото» – 4А класс.

— Государственный природный заказник «Гладышевский» – 4Б класс.

— Памятник природы «Стрельнинский берег» – 4В класс.

За два месяца до Дня погружения началась подготовительная работа с учащимися. Каждый класс знакомился со всеми десятью особо охраняемыми природными территориями Санкт-Петербурга. Сотрудниками ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга» были проведены экологические уроки в каждом классе. Ребята узнавали новую для них информацию, особенности и различия каждой ООПТ, рассматривали рисунки, фотографии птиц, животных, деревьев и растений.

Второй этап – это работа по изучению своей особо охраняемой территории. Учащиеся в каждом классе разделились на секции:

1-е – 2-е классы: «В мире животных /фауна/», «В царстве растений /флора/», «Царица – водица», «Мы дети твои, Земля!», «Миллион идей из ненужных вещей».

3-и – 4-е классы: «В царстве цветов и трав. Вопросы и ответы», «Жизнь водоемов. Что волнует обитателей?», «Звери делают нас добрее. А что делаем мы?», «О чем шелестят деревья?», «Легко ли вам, пернатые соседи?»

Каждая группа приступила к подбору материалов, созданию презентаций, поделок, макетов, наглядного материала Учащиеся находили интересные факты и легенды, просматривали видеофильмы о природе и др. Ребята обсуждали, как представить свою группу, определяли самое важное и интересное, а затем представляли свою работу. Такая организация работы позволила задействовать всех учащихся, никто не остался в стороне. Конечно, важным моментом на данном этапе было посещение изучаемой природной территории. Экскурсии на территории охраняемых памятников природы и заповедников были предоставлены ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга». Каждый класс смог не только по книгам, посредством Интернета и презентаций узнать об изучаемой природной территории, но и увидеть воочию ее жителей, познакомиться с волшебным миром растений, увидеть птиц, которые занесены в Красную книгу.

Таким образом, к 23 ноября все аудитории были оформлены детьми и родителями наглядной информацией о своей ООПТ, в коридоре была организована фотовыставка «Природа глазами ребенка», баннеры с названием Дня погружения и важными высказываниями великих людей о природе, в рекреациях выставка фотографий особо охраняемых природных территорий «Заповедная Россия», которую предоставил Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

День погружения начинается с самих участников: парадная форма, настрой и, конечно, объединяющий всех участников события элемент – в этот раз это был зеленый галстук.

9.00 – работа в классах. Работа группы родителей. Настрой учащихся. Каждый участник пишет на индивидуальном листе, как он понимает фразу «Прикоснись к природе сердцем».

9.15 – 9.40 – старт дня в актовом зале. План работы дня. Творческая часть: диалог маленькой девочки со старшей сестрой «Большое начинается с малого». Видеоклип к песне Виталия и Натальи Соколовых «Многолика дева моя земля». Вопросы дня появляются на экране. Вручение каждому классу и группе родителей одного вопроса, на которой нужно ответить в конце дня.

10.00 – 10.45 – работа по секциям. Группы учащихся расходятся по секциям и представляют свою особо охраняемую природную территорию по данной теме.

1-е – 2-е классы. Беседа о бережном отношении к природе, об особо охраняемых природных территориях. Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы сохранить ООПТ?» Создание продукта: памятка посетителям, знаки, напоминающие, как правильно себя вести в ООПТ, аппликации водоема, растений, занесенных в Красную книгу, редких животных ООПТ, поделки из вторсырья.

3-е – 4-е классы. Учащиеся озвучивают проблемы своей ООПТ. Выделяют общие проблемы для всех ООПТ. Диспут: «Почему возникли эти проблемы? Что послужило причиной?» Значит, человек очень важен. Он главный, он царь природы. Это так? Может ли человек обойтись без природы? А природа без человека? Что же главное? По результатам создают продукт – свод запретов на особо охраняемых природных территориях.

11.05 – 11.50 – работа в классных коллективах. Учащиеся возвращаются в свой класс и представляют продукт, решение (вывод) работы в секции. Практическая работа:

1-е – 2-е классы. Работа с картой своей ООПТ.

3-е – 4-е классы. Работа по группам: создание экосреды (экодом, экомобиль, экогаджеты, экопарк, что делать с отходами). Работа всем классом (создание экограда – как правильно разместить все экопредметы на одной территории: на плакате, на стенде или на школьной доске?)

12.10 – 12.20 – подведение итогов. Учащиеся заполняют вторую часть индивидуального листа, с которым работали в начале дня: Что я могу сделать уже сегодня для защиты природы? Рефлексия. Пожелания детей Природе в классных коллективах.

12.25 – 12.55 – итоги Дня погружения в актовом зале. Ответы на вопросы, полученные в начале дня. «Очистим Землю вместе!» – снимают стикеры с экологическими проблемами с большого глобуса и размещают свои пожелания Земле. Вручение сертификатов. Подведение итога. Общая песня «Гимн экологов».

13.05 – 13.30 – подведение итогов дня, педагогическая рефлексия. Отзывы гостей о проведении Дня гостей гостей.

Как прекрасна наша Земля! Она живая: дышит, радуется теплу, кутается от мороза в снежную шубу, говорит с нами. Александр Семенович Шишков сказал: «…природный язык есть не только достоинство народа, не только основание и причина всех его знаний, не только вестник дел его и славы, но и некий дар. Природа вложила в нас тайную любовь; и если человек теряет эту любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству, и начинает противоречить рассудку и природе». Очень хочется верить, что наши дети сумеют сохранить связь с природой и будут жить в согласии с ней.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *