Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов

Академик РАН, профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ, директор Санкт-Петербургского филиала Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН

Сергей Георгиевич, вы более 40 лет заведовали кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, являетесь руководителем объединенного научно-общественного совета «Экология и природные ресурсы» при Санкт-Петербургском научном центре РАН, вопросы охраны окружающей среды для вас не чужды. Как, на ваш взгляд, можно оценить их динамику?

– Как научный работник, сразу отвечу, что на этот вопрос нет однозначного ответа. В некоторых моментах, действительно, стало лучше. Решаются вопросы благоустройства, поддерживаются в чистоте и порядке водные объекты. Это подтверждается и на примере моего родного Петергофа, где я живу. К счастью, там нет серьезных промышленных предприятий, которые вносят свою лепту в загрязнение атмосферного воздуха. Сейчас много говорится о вопросах охраны окружающей среды, масштабно прошел Год экологии в России, все регионы провели массу мероприятий, направленных на сохранение природного богатства нашей страны, большое внимание было уделено вопросам экологической безопасности. Все это похвально. И мне, как ученому, приятно. Но нам нужно понимать, что без развития промышленности человечество не может существовать. Так уж получилось, что промышленный и научный прогресс вышли на первый план. Уже трудно представить, как жили люди и как они вели свой быт, когда не было множества вещей, которые мы ежедневно используем в своей жизни.

Давайте немного задумаемся, что такое окружающая среда и экология человека. У людей, по сравнению с другими существами, особые, нетипичные отношения с природой. Как правило, те или иные животные, не говоря уже о растениях, подстраиваются под условия окружающей среды. Так возникают экосистемы. А человек меняет окружающую среду, он сам создает свою экосистему. И в этом вся наша особенность и сложность. Сегодня мы рассматриваем то, что нам природа послала, и то, что мы сами наделали.

Но слишком самоуверенно думать, что Homo sapiens уж очень меняет окружающую среду. Естественно, с течением времени наши знания в вопросах окружающей среды увеличиваются и улучшаются. Главное – не оставлять науку и поддерживать ее на всех уровнях. Мы должны понимать, что нельзя рубить сук, на котором мы сидим, и если наука будет развиваться, вместе с ней будет повышаться уровень образованности каждого, в том числе и в вопросах окружающей среды. Тогда уже не нужно будет становиться специалистом, чтобы понять: нельзя вырубать леса вокруг городов, где повышенное загрязнение атмосферы. Тогда не будут приниматься неверные решения, и, как следствие, мы не будем говорить о последствиях и думать, как их исправить.

А готово ли общество сегодня заниматься вопросами окружающей среды?

– Сейчас много говорится о том, что общество созрело, у нас накопились знания и мы готовы. Это не так. Просто в настоящий момент мы осознали то, с каким варварством относились к природе. Настал критический момент. И это то время, когда пора произвести оценку ценностей и найти гармонию между человеком и природой. Без этой «золотой середины» мы будем кидаться из крайности в крайность. Не будет поступательного, взвешенного развития и сосуществования экосистем.

Что касается готовности преподавателей и студентов, со 100-процентной уверенностью скажу, что они готовы. У нас до сих пор трудятся замечательные ученые, готовые передавать свои знания, учить мыслить и размышлять. И это на фоне ЕГЭ и прочего, что ломает и калечит, на мой взгляд, традиционно российскую систему образования. Сегодня дети не познают, рассуждают, проводят опыты и исследуют, а зубрят. Но тут мы отвлеклись. Как человек, отдавший большую часть жизни университету, сразу скажу, что есть замечательные студенты. Они излучают свою энергетику. Каждый преподаватель сразу видит по глазам, с какой жадностью молодые умы хотят постичь тайны науки. И это замечательно. Как ученый могу только повторить то, что говорил много раз: нам необходима система непрерывного образования во всем. С возрастом все знания ложатся на своеобразный фундамент, полученный в юности. Тогда мы можем говорить о развитии.

Лозунгом для работающих в университете людей, которые должны заниматься и наукой, и преподаванием (эти вещи неразрывны, потому что одно без другого невозможно), должно стать желание и стремление сделать молодежь умнее нас. И не нужно этого бояться. Если твои ученики будут умнее тебя – это показатель того, что ты как педагог работал не зря. Это повод для оптимизма и надежда на прогресс. И мне кажется, что в этой системе непрерывного образования мы разработали шаги к тому, как их сделать умнее нас. Во-первых, это гуманитарная составляющая любого естественнонаучного образования. У любого открытия должен быть некоторый исторический базис. Не бывает такого, что человек ничего не знал и приобрел свои знания в одночасье. Тут вы можете мне возразить и привести в пример легенды про научные открытия. Да, Менделеев во сне увидел свою таблицу. Это правда. Но никто не задается вопросом, что он делал до этого. Скольких трудов и усердия ему это стоило.

Мы возвращаемся к нашему первому вопросу: с развитием человечества, прогрессом жизнь становится для нас безопаснее?

– Опять хочу пригласить вас порассуждать. Что есть человек на земле? Он, с одной стороны, продукт биологической эволюции, с другой – он урод на древе эволюции. Потому что он не столько адаптируется к окружающей среде, сколько адаптирует среду под свои нужды. Человек сам стал фактором биологической эволюции. А дальше вспоминаем слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Раз мы адаптируем среду под себя, мы должны нести за это ответственность. Но пока человек к этому не очень готов. Мы это видим. Но как только мы перестанем забывать, что человечество – часть биосферы и его благополучие зависит от благополучия всей биосферы, все придет в гармонию.

Из стадий развития каждой конкретной науки и слагается парадигма этой самой науки. И эволюционирует эта самая парадигма. Для примера. Откуда у нас китайский краб в Балтийском море? Скорее всего, попал с промывными водами, как какая-нибудь дрейссена, которая не только у нас много чего засорила, но и Великие озера в Америке. И получается – человек все разнес, не осознавая своей ответственности за экосистемы, которые он нарушает с течением времени.

Эволюция создавала и отбирала виды в соответствующих экосистемах не случайно, а мы, мимо проходя, вмешиваемся во все это. Почему, скажем, наша рыжая норка в лесах не водится, а есть только американская? Потому, что американскую разводили на фермах по выращиванию норки, а норки оттуда убегали. Попав в дикую природу, они оказались более конкурентоспособными и вытеснили нашу естественную норку. Пока мы вроде от этого никаких особых проблем не предвидим, но никто не может сказать, чем это грозит в будущем. Но вот, скажем, засорение дрейссеной или рачками-паразитами, которыми обрастают суда и рыболовные сети, – уже мировая проблема.

Сергей Георгиевич, мы с вами говорили о непрерывном образовании. Вы сказали, что если человек с детства будет в теме, то во взрослой жизни ему не придется постигать азы той или иной науки. Сейчас появилось множество общественных экологических организаций. Это хорошо или плохо с точки зрения именно непрерывного образования?

– Это прекрасный вопрос о русской интеллигенции, которая должна заниматься просвещением, образованием и нести их в массы. Учителя и ученые должны рассказывать народу, как обстоят дела на самом деле. Чтобы в вопросах охраны окружающей среды были не просто эмоции, каких много у наших общественников. Обществу нужно доносить достоверную и проверенную информацию. Сегодня многие общественные организации, к сожалению, дилетанты, занимающиеся самопиаром. Можно ли потребовать сиюминутно закрыть все свалки? Неужели они думают, что здравомыслящие люди не понимают, что этого нельзя сделать в один присест? Но они, как эффективные менеджеры, готовы на всё, чтобы будоражить общество, и иногда это доходит до абсурда. К сожалению, многие из них думают, что управлять можно всем чем угодно, в этом не разбираясь. Всегда нужно руководствоваться мнением авторитетного научного сообщества. Тогда не будет лишних разговоров и необдуманных решений.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *