К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения

Алексеев

Алексеев С.В., д-р пед. наук, профессор, СПб АППО,

президент общественной организации «Федерация экологического образования Санкт-Петербурга»

Двадцать первый век мировое сообщество встретило принятием ООН Целей развития тысячелетия, в которых были обозначены восемь главных проблем человечества. По прошествии лет на первый план выдвигается задача сформулировать Цели устойчивого развития.

Семнадцать Целей устойчивого развития являются приоритетными направлениями развития человечества. Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует ее основные составляющие: экологическую, социальную, экономическую и культурологическую. Одиннадцатая цель устойчивого развития напрямую нацеливает на модель «устойчивого города», которая имеет свою собственную историю:

1994 год – проведение глобального экофорума «Города и устойчивое развитие» в Манчестере (Великобритания); принятие «Хартии городов Европы за устойчивое развитие» (Аалборг, Дания);

1996 год – проведение глобального экофорума «Habitat-II» («Среда обитания») в Стамбуле (Турция);

1998 год – при поддержке ООН состоялись два крупных форума: «Человек в большом городе XXI века» (Москва, Россия) и «Здоровая среда города» (Мадрид, Испания).

По определению ООН «умный», устойчивый город – это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» (Европейская экономическая комиссия ООН, ЕСЕ /НТР /2015/4).

На первом российском форуме «Здоровые города», который состоялся в 2013 году в Санкт-Петербурге, специальный представитель Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Агис Цурос вручил Петербургу сертификат аккредитации в Европейской сети «Здоровые города» ВОЗ. Первые шаги для движения к Городу устойчивого развития сделаны.

«В нашей сегодняшней повестке – задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития». Из выступления Президента России В.В. Путина на заседании Госсовета, посвященном экологическому развитию России в интересах будущих поколений (27 декабря 2016 года).

Последний раз целостное осмысление состояния системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации при участии заинтересованных министерств и ведомств, подведомственных учреждений и общественных организаций проводилось в 2002 году – шестнадцать лет назад (Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992–2002 годах / Информационно-аналитический обзор. – М.: Государственный центр экологических программ, 2002., 448 с.). В предисловии к сборнику главный редактор, экс-министр природных ресурсов В.Г. Артюхов отметил: «Настало время проведения регулярного мониторинга экологического образования и просвещения населения Российской Федерации. Необходимо определить направления дальнейшего развития и совершенствования этой важной деятельности. Периодически проводимый анализ состояния экологического образования позволит выявить неиспользованные резервы, наметить пути, формы и методы его дальнейшего развития». Система экологического образования и просвещения представлена в сборнике в разделе «Северо-Западный федеральный округ».

В 2017 году отмечался 40-летний юбилей проведения Первой международной конференции по образованию в области окружающей среды в Тбилиси (1977). В Тбилисской декларации были определены три ключевые цели в области образования:

1.Развитие ясного понимания и чувства озабоченности в отношении экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах.

  1. Предоставление каждому человеку возможности получать знания, усваивать ценности, проявлять отношение, брать на себя обязательства и приобретать навыки, необходимые для охраны и улучшения окружающей среды.
  2. Создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.

По сути дела, это и еще одна трактовка целей экологического просвещения. В 2017 году Международный петербургский экологический конгресс проходил под девизом «Экологическое просвещение – чистая страна». В его рамках были обозначены позитивные результаты экологического просвещения в разных регионах и причины неудач при решении некоторых проблем.

2В 2018 году Римский клуб (международная организация, известная системными научными докладами в области развития цивилизации в целом и решения конкретных глобальных проблем) представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», приуроченный к своему полувековому юбилею. Доклад написан двумя президентами клуба – Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом при участии тридцати четырех других членов. Ключевой идеей доклада является «новое Просвещение», результатом которого должно стать целостное мировоззрение – гуманистическое и открытое развитию, ценящее устойчивость и заботящееся о будущем. Римский клуб видит задачу образования и просвещения в формировании у молодежи «грамотности в отношении будущего» (futures literacy). (Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. – Springer, 2018. – 220 p.), а это и есть идеология современного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития. Напомним, что понятие «устойчивое развитие» в настоящее время трактуется достаточно широко, но в большинстве определений и в его первом звучании в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (Г.Х. Брунтландт, 1983 год) это такое развитие общества, которое обеспечивает не только нужды нынешнего поколения, но и предусматривает возможности развития будущих поколений.

Идея устойчивого развития является системообразующей и в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга. Ее генеральная цель – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности. Для достижения генеральной цели определены четыре стратегических направления, которые охватывают весь спектр проблематики развития Санкт-Петербурга:

— обеспечение устойчивого экономического роста;

— развитие человеческого капитала;

— повышение качества городской среды;

— обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. (http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030/

Все стратегические направления имеют значимую просвещенческую и образовательную составляющие, но в чем их принципиальная разница и в чем единство? Попытаемся проанализировать этимологию и содержательное наполнение понятий «образование», «просвещение», «культура». Это позволит нам выявить сферы влияния образования и просвещения на становление культуры.

Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе», который может стать результатом процесса, приведение чего-то к определенной форме, движение к желаемому «образу» человека, человеческой популяции, человечества в целом.

Термин «просвещение» пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Термин «просвещение» восходит к корневому слову «свет», издавна связанному с человеческим разумом. Он рассматривался как отблеск Божественного духа и означал «знание, ясность ума». В XVIII веке в него стали вкладывать специфическое содержание: это наиболее совершенные качества разума, его пытливость, проницательность, живая динамичность, устремленность к познанию. «Просвещение» и предполагает прежде всего жажду свободного, самостоятельного и активного размышления над проблемами мира, общественного и природного бытия. Слово «просвещение» довольно часто употребляется мыслителями начала и середины XVIII столетия, однако вполне отчетливое определение оно получает в 1784 году, когда И. Кант публикует статью «Что такое Просвещение?», провозглашая важнейшим принципом просвещения «умение пользоваться собственным умом», позволяющее человечеству «выйти из состояния несовершеннолетия», в котором оно до сих пор находилось по «собственной вине».

Научных исследований, посвященных проблемам экологического образования, как в зарубежной, так и в отечественной литературе достаточно много. Некоторые трактовки этого понятия приведены в табл. 1.

Подробно см. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekologiya/konferentsii-seminary-master-klassy/ekologicheskoe-obrazovanie-na-etape-vnedreniya-fgos-v-osnovnuyu-shkolu/o-ponyatijno-terminologiche.html

Таблица 1. Трактовка понятия «экологическое образование» в научных материалах. Подробно см. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekologiya/konferentsii-seminary-master-klassy/ekologicheskoe-obrazovanie-na-etape-vnedreniya-fgos-v-osnovnuyu-shkolu/o-ponyatijno-terminologiche.html

Научных исследований феномена экологического просвещения практически нет: ни в педагогике, ни в психологии, ни в философии, ни в социологии, ни в культурологии. За последние пятьдесят лет в архиве ВАК зафиксированы всего три диссертации, в названии которых присутствует слово «просвещение»: одна посвящена педагогическому просвещению родителей; вторая – правовому просвещению специалистов; третья – подготовке специалистов к психологическому просвещению родителей:

  1. Гатдарова Л.И. Педагогическое просвещение родителей как фактор модернизации воспитательной работы в школе / 13.00.01, Махачкала, 2012 г.
  2. Шакирова Е.А. Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования/ 13.00.01, Оренбург, 2014 г.
  3. Газиева Я.З. Формирование у бакалавров способности осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам психического развития детей/ 13.00.08, Махачкала, 2017 г.

Несомненно, понятие «экологическое просвещение» в текстах научных исследований присутствует, тем не менее специальных целенаправленных социально-педагогических исследований данного феномена, к сожалению, нет. В данном контексте проблема экологического просвещения населения является вызовом современной гуманитарной науке и развивающимся институтам гражданского общества.

Третье ключевое понятие, «экологическая культура», есть цель и прогнозируемый результат экологического просвещения и образования. Ряд трактовок этого понятия приведен в табл. 2.

Таблица 2. Трактовка понятия «экологическая культура» в научных материалах

Таблица 2. Трактовка понятия «экологическая культура» в научных материалах

В Санкт-Петербурге в 2016 году был принят «Экологический кодекс Санкт-Петербурга», утвержденный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2016 года (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 14.04.2017 №209-38). В настоящее время аналогичные региональные законы приняты в Ханты-Мансийске, Костромской, Сахалинской, Воронежской, Ярославской и других областях (всего около двадцати). Контент-анализ трактовок «экологическое просвещение» в представленных законах позволяет выделить следующие ключевые слова:

Screenshot_9— Распространение (пропаганда) экологических знаний (Р);

— Информирование (И): о состоянии окружающей среды (И1);

                                    об использовании природных ресурсов (И2);

                                   об экологическом законодательстве (И3);

— Воспитание бережного отношения к природе как ценности (В).

3В последнее время наряду с формальным обучением при осуществлении образования взрослых все чаще упоминаются такие виды образования, как «неформальное» и «информальное». Коммюнике Европейской комиссии «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможными признание и валидацию неформального и информального обучения (European Inventory – Validation of non-formal and informal learning. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory). Определимся в этих понятиях.

4Формальное образование происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании вуза).

В системе формального образования экологическое просвещение и образование может осуществляться в рамках модели «К экологической культуре – через компетенции человека». Компетентностный подход в период внедрения новых ФГОС на всех уровнях непрерывного образования человека является доминирующим, а профессиональные компетенции (а также их целостность – компетентность) – прогнозируемым результатом.

Неформальное образование происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. В то же время неформальное образование системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным образованием следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду образования можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.

 

Screenshot_10

В системе неформального образования и просвещения можно обозначить модель «К экологической культуре – через коммуникации людей». В данной модели коммуникативный подход является системообразующим. При реализации обозначенной модели организация общественных клубов, профессиональных общественных сообществ и фондов могут стать эффективными управленческими решениями.

12Информальное образование – это образование, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. (Гаврилова И.В., Запруднова Л.А, 2016).

13В системе информального образования модель экологического просвещения может быть названа как «К экологической культуре – через информационное пространство жизни человека». В данной модели доминантным является информационный подход. Организация просвещенческих сайтов в сети Интернет, баннеров на улицах, статьи в СМИ и др. – эффективные формы организации информального образования в области проблем окружающей среды и устойчивого развития.

Screenshot_11Используя европейскую терминологию, формулу экологического просвещения можно рассматривать как единство неформального и информального образования, где ЭП – экологическое просвещение, ФО – формальное образование, НО – неформальное образование, ИО – информальное образование. * означает, что в рамках формального образования элементы экологического просвещения, в первую очередь пропаганда экологических знаний и воспитание бережного отношения к природе как ценности, также присутствуют.

Самостоятельного обсуждения заслуживает проблема формирования экологической культуры человека и общества, в том числе петербуржца и населения Санкт-Петербурга в целом. Результатом научного осмысления феномена экологической культуры петербуржцев стала коллективная монография «Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев» под редакцией А.И. Чистобаева (СПб НЦ РАН, 2005). В работе отмечается региональная специфика экологического образования и просвещения, проявляющаяся в следующих положениях:

— городская культурно-историческая среда как образовательное пространство экологического просвещения населения, создающее психолого-эмоциональный климат, направленный на формирование, созидание, развитие экологической культуры;

— городская научно-производственная среда как источник экологического просвещения населения в контексте взаимопроникновения идей экологии как науки и базы для разработки безопасных производственных технологий;

— пригороды Санкт-Петербурга (природная среда) как образовательная среда экологического просвещения населения города, предоставляющая широкие возможности для реализации разнообразия организационно-методических форм развития экологической культуры в естественных природных условиях (А.И. Чистобаев и др. 2005. С. 35–37).

Среди возможных сценариев развития экологической культуры населения Санкт-Петербурга предлагаются оптимистический и пессимистический сценарии.

Оптимистический сценарий можно описать в следующих основных положениях:

— нарастает внимание населения к экологическим проблемам;

— изучается и учитывается зарубежный опыт решения экологических проблем;

— принимается ряд законодательных актов и постановлений правительства по совершенствованию охраны окружающей среды, в том числе по экологическому просвещению населения;

— усиливается массовое экологическое движение в городе;

— экологическое просвещение проводится с использованием всех возможных методов всеми доступными средствами;

— развитие Санкт-Петербурга идет в соответствии с принципами устойчивого развития, население обладает относительно высоким уровнем экологической культуры.

Пессимистический сценарий можно представить следующим образом:

— не соблюдается законодательство в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;

— принципы устойчивого развития декларируются, но на практике не соблюдаются, и происходит неуклонное ухудшение экологической обстановки;

— отдельные акции в защиту природной среды не вызывают позитивной реакции общественности;

— уровень экологической культуры населения города падает.

Обозначенные сценарии могут реализовываться по двум траекториям:

лидерство Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург вместе со страной (там же. С. 172–176).

Теоретически возможна и третья траектория – отставание Санкт-Петербурга, однако весь опыт анализа экологической проблематики в регионах России показывает, что признаков проявления данной траектории для Санкт-Петербурга в настоящее время нет.

Обобщая рассмотренные положения, раскрывающие суть экологического просвещения, можно предложить образ межведомственной модели экологического просвещения петербуржцев, включающей учреждения образования, культуры, здравоохранения, науки, экономики и др., промышленные предприятия и бизнес-структуры, общественные организации, средства массовой информации и др. Данная модель в процессе развития может пополняться новыми компонентами, которые в настоящее время себя не зарекомендовали, например социальные сети, и др. Для координации всех компонентов модели несомненно должен создаваться координационный центр («просвещенческий кластер»), инициирующий инновационные подходы и формы творческого взаимодействия. Но это дело нашей дальнейшей совместной работы.

 

Литература:

  1. Гаврилова И.В., Запруднова Л.А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1197–1200.
  2. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / авторский коллектив, общая редакция С.В. Алексеева, СПб.: Крисмас+, – – 150 с.
  3. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации (электронный ресурс) http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  4. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев. Монография: / под ред. А.И. Чистобаева, СПб.: СПб НЦ РАН, ВВМ, 2005. – 216 с.
  5. Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. – Springer, 2018. – 220 p.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *