_J3A0312

Эколагерь как существенный механизм формирования экокультуры

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Зив А., координатор проекта «Зеленый шаг»

С течением времени многое меняется. Меняемся мы, меняется окружающая среда, меняются наши формы взаимодействия с ней, меняются и формы взаимодействия людей друг с другом, в том числе с детьми.

_J3A3888

Скорее всего, все эти изменения взаимосвязаны. А как же иначе? Ведь мы все – части общего целого, и после изменения одного органа весь большой и живой организм подстраивается под эти изменения, чтобы продолжать свое существование.

IMG_2142Около десяти лет назад экологические лагеря представляли собой выезды на природу для ее исследования и изучения связей. Как правило, организовывали такие мероприятия преподаватели биологии. Участники этих поездок просто изучали природу, и мало кто тогда верил, что антропогенный фактор может существенно изменить «Лицо Земли».

На сегодняшний день понятие экологического лагеря существенно расширилось. Это и научно-исследовательские выезды, и дикие поездки на природу с минимальным использованием средств цивилизации, и волонтерские акции с целью ликвидации каких-либо последствий неблагоразумной человеческой деятельности, которые могут включать мероприятия по уборке мусора или восстановление лесов в местах интенсивных рубок.

IMG_3092Лет десять назад было принято прививать определенные жизненные ценности детям, они должны были равняться на старших, которые имели уважение в обществе. Им, конечно же, рассказывали, зачем, собственно, нужно равняться именно на этих старших, но редко обсуждали с ними их собственные взгляды. Да, с таким походом не у всякого формировались собственные взгляды. Сейчас преподаватель или родитель – скорее наставник, чем воспитатель. В современных тенденциях преподавания ребенок принимается, как полноценная личность, которой нужно показать различные стороны окружающего мира, и в процессе анализа ситуации его нужно научить принимать самостоятельные ответственные решения.

группалесНа сегодняшний день в деятельности экологических лагерей принимают участие не только ученые – биологи и экологи, не только преподаватели окружающего мира. Все чаще к процессу присоединяются, а иногда и инициируют его, активисты экологических движений. Деятельность экологических лагерей имеет неоценимое значение для повышения экологической культуры, развития детского экологического движения, формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. Одним из таких лагерей является «Зеленый шаг», созданный в 2014 году Станиславой Потупчик, активисткой и экоспикером «Мусора.Больше.Нет», а еще преподавателем с большим стажем работы в детских лагерях.

группа1Иногда так случается, что все знания и умения и даже жизненно важные идеи срастаются в одном проекте. Находятся единомышленники, и каждый вносит частичку себя в проект. И сбываются общие мечты. Тогда каждая смена становится непохожей на предыдущую, но не из-за того, что реализуется новая программа, а потому что участники каждый раз чуть-чуть другие, а дети меняются – взрослеют. Что-то узнают между сменами и приносят это в проект. И каждую смену рождается что-то новое, что-то необыкновенно чудесное и общее для всех участников.

«Зеленый шаг» – проект, в котором дети меняют мир уже сейчас, и делают это осознанно. Команда проекта регулярно проводит интересные мероприятия для детей и их родителей, а формат экологического лагеря позволяет решать многие задачи:

— включение всей семьи в экологическое просвещение;

— расширение кругозора ребят за счет участия в сменах спикеров экологических организаций Санкт-Петербурга, таких как «Мусора.Больше.Нет», «Голоса за животных», «Раздельный сбор» и др.;

— предоставление ребятам возможности участия в реальных мероприятиях, проводимых в Санкт-Петербурге: посадки деревьев, уход за животными в приютах, организованные уборки, посещение музеев, особо охраняемых природных объектов, парков, заказников, а также возможность посетить экопоселения.

группа4Летние выезды – это отдельная история и особое приключение! Уже само пребывание за городом способствует формированию экологического мировоззрения. Городские дети сразу попадают в иную реальность – в мир, где не всегда работают мобильные телефоны, нет городской суеты, но зато есть плеск реки, шум ветра, лесные шорохи. Выезжая в экопоселения, ребята знакомятся с традициями конкретного места, с реальными людьми, которые сменили городскую суету на жизнь в гармонии с природой. Они осваивают необходимые в такой обстановке бытовые навыки – ходят за водой на родник, топят печь, ухаживают за огородом, собирают дикоросы. Благодаря такому подходу у ребят появляется широкий кругозор: они взаимодействуют с городскими активистами и преподавателями естественных наук на городских сменах и с сельскими жителями и живой природой на выездах.

Детские лагеря за последние годы сильно изменились, но неизменной остается одна вещь: лагерь – это когда мы все ВМЕСТЕ! Если есть общая цель – научиться бережно относиться к своей планете и ее жителям и рассказать другим, что это здорово и по-другому жить уже невозможно, то это точно изменит мир к лучшему.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *