Screenshot_2

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

От научной идеи до практической реализации

Информация предоставлена Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Важно создавать тот целевой образ (модель) системы образования, в направлении которого должна происходить оптимальная траектория эволюции.

А.Д. Урсул, академик

 

Screenshot_4Используя в качестве эпиграфа слова академика А.Д. Урсула, хотелось подчеркнуть, что для современного экологического образования «оптимальной траекторией эволюции» является трансформация экологического образования в образование в интересах устойчивого развития (ОУР) – образования для будущего. Если бы мы захотели погрузиться в историю природоохранного, а затем экологического образования и просвещения  в Санкт-Петербурге, то пришлось бы, во-первых, вернуться в начало XVIII века, когда Петр I принял ряд строгих указов об охране лесов, рек, почв, рыбных и иных животных запасов, были заложены сады и парки и др.; во-вторых, в конец XIX – начало XX вв., когда в Санкт-Петербурге зародилось молодежное природоохранное движение («Лиги малолетних защитников животных», «Майские союзы», «Общество молодых натуралистов», «Практический институт природоведения» и др.). Но цель данной статьи в другом – в определении перспектив непрерывного экологического образования и просвещения в нашем городе. Можно выделить три основные стадии развития непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге:

Первая стадия – концептуальная, связанная с разработкой Концепции непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге (1994) и ее апробацией в формате городской программы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге (1994–2000). В становлении экологического образования в России (на примере Санкт-Петербурга) определяется ряд этапов, основанных на степени интеграции экологического знания:

  1. Биологический – этап активного распространения экологических знаний через преподавание биологии. В системе образования ведущие ученые, методисты-биологи (Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, Ю.И. Полянский, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный и др.) осуществляли экологический всеобуч через изучение основных разделов классической экологии, разнообразные формы экспедиционной и экскурсионной работы (выезды в заповедники и заказники, создание экологических троп, биолого-экологические исследования и др.). Именно на этом этапе стараниями методистов и биологов проведено обновление программы по биологии, а именно включение основ экологии в биологическое образование с целью развития у школьников элементарной экологической грамотности на уровне «экологической информированности».
  2. 2. Биолого-географический – этап, в рамках которого основное внимание к экологической тематике переходит от биологии к географии, при этом экологические знания, как и прежде, остаются в поле зрения методистов-биологов. Однако географическая составляющая несомненно доминирует: изучение естественных и измененных ландшафтов, геоэкологические исследования по изучению различных геосистем, полевые работы по географии и экологии своего края, создание экологических карт и атласов и др. Ученые – методисты и географы (А.В. Даринский, В.В. Дмитриев, Т.С. Комиссарова, С.Б. Лавров, В.Г. Морачевский, Г.К. Осипов, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, А.И. Чистобаев и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления экологического образования в Санкт-Петербурге.
  3. 3. Естественнонаучный – этап, интегрирующий многие учебные предметы естественнонаучного цикла (в первую очередь к биологии и географии) мощно присоединились химия, физика и интегративный курс «Естествознание». В рамках реализации данного подхода особое внимание методистов отводится проведению экологических практикумов на основе широкого использования физико-химических и биологических методов, включению экологических знаний и умений практически во все разделы естественнонаучных дисциплин. Среди специалистов в этом направлении можно назвать Н.М. Александрову, И.Ю. Алексашину, С.В. Алексеева, Н.Д. Андрееву, Н.Е. Кузнецову, В.Н. Максимову, И.Н. Пономареву, И.Т. Суравегину и др. Данное направление нашло отражение и в образовательных программах подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей предметов естественнонаучного цикла.
  4. 4. Социогуманитарный – этап включения социально-экологических знаний в образовательный процесс изучения предметов гуманитарного цикла. При этом следует отметить, что естественное «вхождение» экологии в поле гуманитарных наук происходит не только на уровне содержания (включение таких модулей, как «Экология и искусство», «Экология и нравственность», «Историческая экология», «Философия глобальных экологических проблем» и др.), но и на уровне форм организации занятий и внеклассных мероприятий (конкурс фотографий «В объективе – окружающая среда», конкурс сочинений на экологическую тематику, конкурс экологических плакатов и рисунков, экологический театр и др.). Ученые и методисты разработали концептуальные подходы и принципы отбора содержания экологического образования в изучении философии, краеведения, искусства, истории и других гуманитарных дисциплин. Такие ученые и методисты, как А.В. Даринский, К.М. Петров, С.В. Тарасов, И.М. Титова, Н.И. Элиасберг, А.Н. Чумаков, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др., внесли значительный вклад в развитие социогуманитарного направления экологического образования.Screenshot_5

5 Интегративный – этап, объединяющий (синтезирующий) воедино вышеуказанные подходы, включая разработку программ и учебно-методических материалов по самостоятельному курсу экологии, организации комплексных экологических программ и проектов, проведению экологических практикумов и социально-экологических практик, и др. В этом направлении представляется целесообразным назвать таких ученых, как И.Ю. Алексашина, А.Н. Захлебный, Г.С. Камерилова, С.В. Алексеев, А.К. Бродский, С.Б. Лавров, Н.Н. Марфенин, В.Н. Мовчан, А.И. Чистобаев, И.Н. Пономарева, В.М. Назаренко и др.

  1. 6. Трансформационный – этап эволюционной трансформации экологического образования в образование в интересах устойчивого развития за счет асимметричной интеграции экологических, экономических и социальных проблем в рамках культурологической парадигмы образования. Работы ученых разных научных школ разрабатывают вариативные модели образования в интересах устойчивого развития с доминантами положений педагогики здоровья, педагогики безопасности, экопедагогики, глобалистики, социальной педагогики, «зеленой экономики», «экономики знаний» и др. Это работы С.В. Алексеева, В.П. Соломина, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской, С.Н. Глазачева, Н.М. Мамедова, Г.А. Ягодина, М.А. Аргуновой, С.А. Степанова, А.Д. Урсула, Д.С. Ермакова, В.Н. Захарова, В.А. Ясвина и др.

Вторая стадия – инновационно-содержательная, продолжает характеристику первой стадии с раскрытием эволюционных изменений экологического образования и включением в его содержание идей устойчивого развития:

  1. Традиционное экологическое образование, образование, в центре которого находится «живая природа», главный принцип – биоцентризм, образовательная и просветительная практика сопрягается с природоохранным движением.
  2. Экологическое образование в интересах устойчивого развития – направление, которое наряду с экономическим и социальным в интересах устойчивого развития отражает внедрение идеологии устойчивого развития в содержание экологического (природоохранного) образования, главный принцип – экоцентризм.
  3. Образование для устойчивого развития – социо-эколого-экономическое интегративное направление в системе инновационного, «опережающего» образования, базирующееся на принципе полицентризма – равносильности социума, экономики, экологии и культуры.

Screenshot_8В настоящее время первые две модели достаточно часто встречаются в образовательных организациях Санкт-Петербурга, третья модель только разрабатывает свои методологические основания, концептуальные подходы, методические комбинации.

Третья стадия – инновационно-технологическая, предполагает активное внедрение принципа многообразия и разнообразия, обеспечивающего устойчивое состояние системы в технологическом поле и техносфере экологического образования в интересах устойчивого развития. Активное использование интерактивных технологий, технологий проектирования и моделирования, кейс-технологий, игровых и исследовательских (мониторинговых) технологий, информационно-коммуникативных и интернет-технологий и др. создает педагогические условия повышения эффективности экологического образования подрастающего поколения.

В контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения концепция программы формирования экологической культуры, безопасности и здорового образа жизни (по сути дела программы формирования культуры устойчивого развития) предполагает рассмотрение ключевых идей, положений и принципов ее эффективной реализации, а также критерии и индикаторы оценки ее результативности. Среди ключевых идей программы можно обозначить следующие:

идея ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

— идея качества человека во всех проявлениях его жизни;

— идея качества окружающей среды;

— идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды;

— идея качества жизни человека в окружающей среде.

Санкт-Петербург сегодня по праву считается одним из лидеров экологического образования среди регионов Российской Федерации. В 2011 году авторский коллектив под руководством С.В. Алексеева за серию работ «Экология – глазами школьников и педагогов» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в сфере образования.Screenshot_9

К значимым достижениям системы экологического образования Санкт-Петербурга можно отнести следующие:

  1. Наличие ряда научно-педагогических школ, реализующих различные подходы к экологическому образованию на ее разных уровнях: от дошкольного до вузовского и постдипломного (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.М. Александрова, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, А.К. Бродский, В.К. Донченко, С.Г. Инге-Вечтомов, А.И. Чистобаев и др.).
  2. Долгое время в регионе выпускался научно-методический журнал «Экология и образование» под патронажем Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в котором были представлены научные статьи известных ученых-экологов о развитии экологической науки и методические (технологические) подходы по совершенствованию экологического образования.
  3. На всех ступенях непрерывного образования (дошкольное – начальная школа – средняя школа – среднее профессиональное – высшее образование – дополнительное образование – постдипломное образование и др.) в формате модульной технологии реализуются разные аспекты развития экологической культуры человека и общества в целом, в общем образовании, а также экологических компетенций в профессиональном образовании.

Большие возможности в процессе формирования экологической культуры школьников имеет организация внеурочной деятельности по актуальным проблемам современного мира и образования. В школах города широко используются курсы внеурочной деятельности по таким проблемам, как «Окружающая среда Санкт-Петербурга», «Природное и культурное наследие», «ООПТ Санкт-Петербурга», «Экологический практикум по оценке состояния окружающей среды», «Красная книга Санкт-Петербурга», «Зеленый» дизайн» и др. Стало традицией проведение городских уроков экологии, методические рекомендации к которым и обновленная информация по экологическому состоянию окружающей спреды в Санкт-Петербурге представлены на методическом сайте СПб АППО ( http://www.spbappo.ru/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-pedagogiki-okruzhaiuschey-sredi-bezopasnosti-i-zdorovya-cheloveka).

  1. В Санкт-Петербурге впервые в России была проведена олимпиада школьников по экологии – за несколько лет до введения олимпиады по экологии в федеральный перечень олимпиад. Аналогичная ситуация произошла и с олимпиадой по ОБЖ, в рамках которой проблемы экологической безопасности занимают ведущее место. Школьники Санкт-Петербурга занимают призовые места на международной олимпиаде по экологии. В 2017 году в Санкт-Петербурге впервые в России прошел конкурс «Лучший педагог-эколог», проведенный по номинациям, отражающим основные уровни непрерывного экологического образования.
  2. Дошкольники, школьники и студенты принимали активное участие в мероприятиях недель окружающей среды в Санкт-Петербурге (с 1995 года) и месячников защиты от экологической опасности (с 1994 года). С нашей точки зрения, недели окружающей среды незаслуженно забыты в практике экологического просвещения. Проблематика недель была достаточно широка, например:

1995 год – Охрана водных ресурсов.

1996 год – Обращение с отходами.

1997 год – Природа в городе и достижения устойчивого развития города.

1998 год – Охрана атмосферного воздуха.

1999 год – Устойчивое развитие и местная повестка дня на ХХI век.

2000 год – Экологическое образование и просвещение населения города.

2001 год – Проблемы окружающей среды и здоровье горожан.

2002 год – Экологическая безопасность – взгляд в будущее.

2004 год – Информационные технологии при решении природоохранных проблем.

2005 год – Спасибо тебе, Нева!

  1. Интеграция проблем окружающей среды, безопасности и здоровья человека с научным осмыслением и практической реализацией нового научного направления педагогики окружающей среды и устойчивого развития. Школа устойчивого развития (ШУР) – это безопасная, здоровая, экологическая школа. Данные направления системно реализуются в образовании Санкт-Петербурга (конкурсы «Учитель здоровья», «Школа здоровья», «Безопасное колесо» и др.). Педагоги Санкт-Петербурга достойно выступают на Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России».
  2. Интеграция отечественного и зарубежного опыта в практике экологического образования в Санкт-Петербурге. Представляет интерес научное осмысление интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи. Е.А. Рипачева определяет три модели возможной интеграции:

модель копирования (репродукции),

модель взаимообогащения (взаимодополнения),

модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции.

В 2014–2018 гг. получил развитие российско-австрийский проект по оценке деятельности образовательной организации в направлении экологического образования для устойчивого развития. Это проект «Школьный экологический сертификат», участниками которого стали образовательные организации дошкольного, школьного и дополнительного образования Санкт-Петербурга. Данный проект может быть отнесен к третьей модели интеграции – творческого (креативного) развития. Цель проекта: создание условий для устойчивого развития экологической культуры в образовательной организации как составляющей системы качества ее работы; разработка и адаптация критериев оценки качества работы образовательной организации в области развития ее эколого-образовательной среды. Экологическая сертификация в системе образования предполагает подтверждение деятельности образовательной организации по принципам экологического менеджмента, механизмам «зеленой экономики», идеям устойчивого развития.

В Санкт-Петербурге активно функционирует Ассоциация школ ЮНЕСКО, реализующих концепцию «нового гуманизма» в рамках модели ЮНЕСКО. Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит Невский международный экологический конгресс, посвященный проблемам окружающей среды и формированию экологической культуры населения. В 2017 году конгресс прошел под девизом «Экологическое просвещение – чистая страна».

  1. Полиаспектное изучение экологических проблем в образовательных организациях разного типа и вида; реализация гуманитарных моделей и технологий экологического образования (художественно-эстетические, культурологические, филологические и иные гуманитарные подходы в осмыслении экологических проблем), интеграция проблем экологии, безопасности и здоровья человека и др.
  2. Становление в Санкт-Петербурге Российского Движения Школьников (РДШ) предполагает усиление социальной активности школьников в экологическом просвещении, волонтерстве.
  3. Интеграция формального, неформального и информального экологического образования (в европейской терминологии) предполагает активное вхождение общественных экологических организаций в школьные эколого-образовательные события и мероприятия.

Screenshot_10Сегодня доминантное место в экологическом образовании занимает деятельность учреждений дополнительного образования и отделений дополнительного образования школ. Лидером в данном направлении является Эколого-биологический центр «Крестовский остров» (А.Р. Ляндзберг). Многие эколого-образовательные проекты и программы реализуют промышленные предприятия города (Детский экологический центр ГУП «Водоканал СПб», предприятие «Минерал» и др.). В Санкт-Петербурге около 88% детей от 5 до 18 лет обучаются в коллективах дополнительного образования.

Среди проблем и рисков, не позволяющих достижение планируемых социально-образовательных результатов ЭО и ОУР, следует обозначить следующие:

  • Несогласованность позиций ученых и научных школ вузовского и школьного образования по ключевым вопросам современной экологии.
  • Поверхностное освещение экологических проблем в ряде средств массовой информации (ученые-биологи утверждают экологию как чисто биологическую науку, ряд «околонаучных специалистов» проповедуют экологию души, экологию сознания, экологию мужчины (женщины), экологию тела и т. д., использование словосочетаний «хорошая и плохая экология» и др.).
  • Недостоверность картины уровней экологической культуры разных категорий и слоев населения города, региона, страны, мира.
  • Невостребованность экологической культуры в продвижении молодых людей по карьерной лестнице.
  • Отсутствие эффективных форм массового просвещения населения по ключевым направлениям устойчивого развития общества.
  • Невысокий уровень профессионализма в области экологического образования в интересах устойчивого развития педагогических кадров, специалистов в области просвещения, лидеров общественного экологического движения.
  • Невысокий уровень социальной активности молодежи в экологическом движении.
  • Недостаток оснащения экологического практикума, исследовательских проектов в области изучения окружающей среды, включая оборудование для инструментальных, приборных методов, создание техносферы экологического образования.
  • Отсутствие управленческих механизмов решения вопросов формирования экологической культуры петербуржцев как межведомственной проблемы.

ХХI век начался в системе образования Санкт-Петербурга рядом интересных эколого-образовательных проектов и программ. Обозначим некоторые из них в форме краткой визитной карточки:

Screenshot_6

Screenshot_7

На основе вышеизложенного возможно проектировать некоторые сценарии дальнейшего развития экологического образования в интересах устойчивого развития:

 

  1. Позитивный сценарий «плывем куда хотим», а плывем мы в «Будущее, которое хотим» (так называлась Резолюция Всемирного форума Рио+20 (2012). Данный сценарий предполагает активное включение идеологии устойчивого развития в составляющие образовательной среды школы, уклад школьной жизни, просто в жизнь школы. По сути, это реализация в жизнедеятельности школы процессного подхода и осуществление принципов менеджмента качества ИСО 9000 или экологического менеджмента ИСО 14000.
  2. Нейтральный сценарий «плывем куда надо». Реализация экологического образования в рамках нормативных документов: проведение обязательных уроков экологии, курсов во внеурочной деятельности, мероприятий, посвященных экологическим событиям (Международному дню окружающей среды, Дню Земли и др.).
  3. Негативный сценарий «делаем вид, что плывем», осуществляемый в основном «на бумаге» или «на показ»: хорошо написанные программы, планы учебной и воспитательной работы, красивая информация на сайте школы – и не одного события, которое запомнится учащимся и учителям. Такой сценарий тоже возможен и не так редко реализуется в некоторых образовательных организациях.

Несомненно, мы выступаем за первый, позитивный сценарий. И для его реализации целесообразно создать целостную систему ресурсного обеспечения экологического образования в интересах устойчивого развития и эффективную систему экологического просвещения населения Санкт-Петербурга.

 

Литература:

  1. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. М. : МГАДА, 2013.
  2. Рипачева Е.А. Интеграция отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры учащихся / автореферат канд. дисс., 13.00.01, СПб. –
  3. Стратегия образования в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге / под редакцией С.В. Алексеева. СПб., 2002.
  4. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / авторский коллектив, общая редакция С.В. Алексеева, СПб.: Крисмас+ –1998. – 150 с.
  5. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, (Электронный ресурс) http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  6. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев. Монография.:/ под ред. А.И. Чистобаева. СПб.: СПб НЦ РАН, ВВМ, 2005. – 216 с.

 

 

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *