Развитие зеленого городского электротранспорта

Информация предоставлена СПБ ГУП «Горэлектротранс»

От четкой работы современного общественного транспорта зависят гибкость и эффективность экономики городов. При этом задачи транспортного комплекса не ограничиваются лишь повышением мобильности населения. Вопросы автоматизации транспортных процессов, внедрения новых видов подвижного состава, технологий беспилотных транспортных средств звучат наравне с проблемами экологии и на фоне общего тренда перехода на безвыбросный транспорт.

12 декабря 2017 года, маршрут №23. Открытие регулярного движения первых в Петербурге электробусов с динамической подзарядкой. Символично, что стартовал первый рейс с Гаккелевской улицы, названной так в честь инженера Якова Модестовича Гаккеля. Он участвовал в разработке проекта по запуску в Петербурге в 1907 году первого электрического трамвая, который для того времени также был новаторским решением, символом технического прогресса

12 декабря 2017 года, маршрут №23. Открытие регулярного движения первых в Петербурге электробусов с динамической подзарядкой. Символично, что стартовал первый рейс с Гаккелевской улицы, названной так в честь инженера Якова Модестовича Гаккеля. Он участвовал в разработке проекта по запуску в Петербурге в 1907 году первого электрического трамвая, который для того времени также был новаторским решением, символом технического прогресса

Тема защиты окружающей среды стоит в одном ряду с факторами, определяющими дальнейшее направление развития городского общественного транспорта. Привычные для большинства городов многочасовые пробки на улично-дорожной сети с очевидным, а также отложенным по времени ущербом окружающей среде угрожают здоровью населения и качеству жизни. Стоит отметить и неизбежный экономический ущерб: ухудшение мобильности населения, снижение деловой активности, упущенная выгода национальной экономики, рост расходов на здравоохранение. Решение одно – ограничение пользования личным и персональным транспортом в пользу общественного.

Последствия чрезмерной автомобилизации формируют новую «транспортную философию», в основе которой – чистота и безвредность современного электротранспорта для городского пространства. В одночасье мир обращается к преимуществам троллейбусов и электробусов, которые не нарушают комфорта городского образа жизни с его уличными кафе, пешеходными зонами, остановочными пунктами вблизи зданий.

Элементы троллейбусной инфраструктуры на Казанском соборе появились в 1964 году. Памятник архитектуры освободили от контактной сети за несколько ночей

Элементы троллейбусной инфраструктуры на Казанском соборе появились в 1964 году. Памятник архитектуры освободили от контактной сети за несколько ночей

Вполне логично, что троллейбус широко востребован, так как обладает большим потенциалом. Для пассажиров это комфорт и качество перевозок за счет плавности хода, отсутствия вибраций двигателя, шума и запаха топлива. Внедрение увеличенного автономного хода позволяет сделать троллейбусы независимыми от инфраструктуры, поэтому ближайшее будущее за электрическими видами транспорта, работающими по принципу подзарядки. Хорошая аналогия – развитие телефона: от стационарных проводных аппаратов к радиотелефонам, а затем к мобильным устройствам, работающим на аккумуляторе.

В городах, которым посчастливилось сохранить троллейбусную сеть, этот переход осуществляется практически мгновенно. Таким примером служит опыт Санкт-Петербурга, который всего за полгода благодаря возможностям автономного хода развил сеть из пяти маршрутов электробусов с динамической подзарядкой.

Новая перспектива городского электротранспорта

Троллейбус с увеличенным автономным ходом или электробус с динамической подзарядкой представляет собой инновационный вид транспорта, пришедший на смену классическому троллейбусу. На маршруте работа на автономном ходу чередуется с движением под контактной сетью (с поднятыми токоприемниками) с одновременным зарядом батареи. Таким образом, не требуется дополнительного времени для зарядки.

Справка:

По типу зарядки электробусы подразделяют на электробусы с медленной зарядкой (overnight charging), электробусы с ультрабыстрой зарядкой (оpportunity charging) и электробусы с динамической подзарядкой (in-motion charging). Последние наиболее удобны в условиях современных городов, так как используют уже имеющуюся оборудованную контактную троллейбусную сеть для динамической зарядки во время движения. Ключевая особенность электробусов с динамической подзарядкой – возможность эксплуатации в районах города и на тех магистралях, где отсутствуют подстанции и троллейбусная контактная сеть. Таким образом, для внедрения в городскую среду нового вида транспорта не требуется временных и финансовых затрат на проектирование и строительство инфраструктуры.

Санкт-Петербург первым в России системно подошел к внедрению нового вида электротранспорта: закупка 115 инновационных машин в 2017–2018 гг. – крупнейший контракт на поставку такой техники в нашей стране. В отличие от других городов, где такие машины обслуживают единичные маршруты, в нашем городе создана целая маршрутная сеть электробусов с динамической подзарядкой.

Управление всеми информационными системами в электробусе осуществляется централизованно через единый цифровой комплекс бортового оборудования, первый в России

Управление всеми информационными системами в электробусе осуществляется
централизованно через единый цифровой комплекс бортового оборудования,
первый в России

Технологии увеличенного автономного хода позволяют существенно расширить функционал привычного троллейбуса, сохраняя его преимущества как для развитого центра города, так и для создания новых транспортных связей в районах новостроек. С помощью электробусов с динамической подзарядкой можно продлить старые маршруты или проложить новые. Например, провести дополнительные линии в районы с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой или на магистрали, где отсутствует контактная сеть. В частности, в тех районах, где новые жилые кварталы ушли за пределы конечных остановок троллейбуса, а жители вынуждены от троллейбусного кольца добираться до дома пешком или на маршрутке. Также такие машины могут объезжать место ДТП и использоваться для сохранения маршрута в случае ремонта на одном из участков трассы.

Маршрут №41 без строительства новой контактной сети продлен от пр. Героев в район «Балтийской жемчужины»

Маршрут №41 без строительства новой контактной сети продлен от пр. Героев
в район «Балтийской жемчужины»

Возможности увеличенного автономного хода позволили оперативно варьировать маршрутную сеть электротранспорта в Санкт-Петербурге, исходя из потребностей пассажиров, а сам городской электрический транспорт за счет современных технологий стал более гибким и адаптивным к изменениям в организации движения. Так, за полгода регулярной эксплуатации нового вида транспорта в нашем городе уже используются все его преимущества:

— в первую очередь это продление троллейбусных линий в новые жилые кварталы Приморского и Красносельского районов без строительства новой инфраструктуры (Шуваловский и Богатырский пр., жилые кварталы «Юбилейный», «Балтийская жемчужина»: маршруты №23, 2, 41);

— оперативное изменение трасс троллейбусных маршрутов, пролегающих через зоны дорожных работ (Невский пр. в мае 2018 года: маршруты №22 и 5);

— дублирование за счет возможностей автономного хода маршрутов электротранспорта на время длительного ремонта трамвайных путей (пр. Авиаконструкторов: маршрут №12);

— освобождение от контактной сети памятников в историческом центре Санкт-Петербурга (Казанский собор: маршрут №17).

Специальные штангоуловители установлены в той части маршрута, где троллейбус после движения на автономном ходу возвращается под контактную сеть. Водитель управляет этим процессом из кабины, не выходя на проезжую часть

Специальные штангоуловители установлены в той части маршрута, где троллейбус
после движения на автономном ходу возвращается под контактную сеть. Водитель
управляет этим процессом из кабины, не выходя на проезжую часть

Мировой тренд

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом – ближайшая перспектива развития троллейбусного транспорта. Это направление развито в Польше, Германии, Чехии, Китае, но именно в нашем городе на данный момент самая большая сеть инновационных троллейбусов, поэтому опыт Петербурга интересует всех: как реагирует контактно-кабельная сеть, могут ли действующие мощности подстанций обеспечить зарядку при движении электробусов после работы в автономном режиме.

«Сейчас мир живет электробусами, все поняли, что это гораздо дешевле: построить троллейбусную линию условно на километр и еще на километр использовать возможности автономного хода. Россия одна из немногих стран, где не просто сохранилась, а эксплуатируется троллейбусная сеть. Конечно, в современных условиях электротранспорту тяжело выжить, но, если думать о будущем городов, его неизбежно придется развивать. Люди отдают предпочтение трамваям и троллейбусам за плавность, экологичность, чистоту», – отмечает директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков.

В мае 2018 года петербургский Горэлектротранс представил доклад о работе нового транспорта на заседании Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта на конференции в чешском городе Пльзень, где активно используются троллейбусы с увеличенным автономным ходом. В работе конференции также приняли участие Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Украина, Болгария, Италия, Франция. Представление докладов специалистов на тему развития экологически чистого транспорта длилось девять часов.

В Китае в развитие экологически чистого транспорта и необходимой для его распространения инфраструктуры планируют вложить 300 млрд долларов.

Также петербургских специалистов приглашают поделиться опытом в Индию, где планируют закупку электробусов с динамической подзарядкой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *