Циркуляционная экономика для стимулирования зеленого роста и получения выгоды от учета климатических изменений

Питер Вангсбо, специалист по развитию бизнеса в северных странах и директор проекта «Города в циркуляционной экономике» Ассоциации знаний и инноваций по климату (Скандинавский филиал);

Томас Дейл, Ассоциация знаний и инноваций по климату (Скандинавский филиал)

В настоящее время проводятся активные дискуссии о том, как ликвидировать разрыв между существующей климатической политикой и долгосрочной целью Парижского соглашения – экономикой с нулевыми выбросами. В Европе дискуссии по вопросам политики и предлагаемые дорожные карты на сегодняшний день сосредоточены главным образом на повышении эффективности использования энергии и использовании низкоуглеродных источников энергии. Оба этих фактора имеют решающее значение, но, когда речь идет о промышленности – основном источнике выбросов, они предлагают лишь частичное решение. Необходимы дополнительные стратегии для устранения большого количества технологических выбросов при производстве таких материалов, как сталь, цемент, пластмассы и алюминий.

В большинстве обсуждений основное внимание, как правило, уделялось вопросам снабжения: необходимости разработки и внедрения новых процессов промышленного производства, перехода к неископаемым видам сырья и топлива и использованию улавливания и хранения углерода для нейтрализации любых оставшихся выбросов. Что в большинстве случаев отсутствует в дискуссиях на тему климата и промышленности, так это обсуждение спроса: можем ли мы эффективнее использовать уже произведенные материалы и тем самым сократить нашу потребность в новой продукции?

Концепция «циркуляционной экономики» предлагает именно эту возможность благодаря таким стратегиям, как введение в замкнутый цикл большей доли материалов, сокращение отходов в производстве, снижение веса продуктов и конструкций, продление срока службы продуктов и внедрение новых бизнес-моделей, основанных на совместном использовании автомобилей, зданий и др.

В данной статье мы хотим объяснить, как «Циркуляционная экономика как двигатель зеленого роста для городов» может быть первым шагом к количественной оценке потенциала возможностей самой циркуляционной экономики для сокращения выбросов парниковых газов. В статье затронуты вопросы основных потоков материалов и цепочки создания стоимости, определены соответствующие подходы циркуляционной экономики и описывается их экономическая эффективность. Таким образом, будут рассмотрены препятствия, которые могут возникнуть при переходе к более циркуляционной экономике, а также политические меры и инициативы, которые могут их преодолеть.

Возможности циркуляционной экономики для климата

Выбросы парниковых газов (ПГ) представляют собой серьезную проблему, поскольку Европа пытается добиться серьезных их сокращений, необходимых для выполнения своих обязательств в области климата. В «Дорожной карте 2050» Европейской комиссии одна четверть выбросов CO2, которые остались к середине века, – это выбросы от промышленного производства и особенно от тяжелой промышленности, производящей сырье. С учетом более амбициозных целей по Парижскому соглашению, задача ЕС сегодня – обеспечить нулевые выбросы с одновременным сохранением эффективной промышленной базы. Без решительных действий выбросы от производства во всем мире одних только основных материалов рискуют превысить имеющийся «углеродный баланс».

Поэтому возможности для более эффективного использования материалов заслуживают центральной роли в климатической политике ЕС. Подобно тому, как повышение энергоэффективности играет ведущую роль для ЕС в создании низкоуглеродной энергетической системы, экономика с более высокой степенью переработки материалов станет ключевой для развития европейской промышленности, при этом сокращая выбросы CO2. Поскольку промышленные ассоциации и Европейская комиссия рассматривают новые дорожные карты для сегодняшней индустрии, они должны включать в себя применение методов циркуляционной экономики для применения экономически эффективных способов на пути к достижению существенных сокращений выбросов.

Почему «экономика 2 °C» должна быть циркуляционной

Промышленность является неотъемлемой частью любой современной экономики. По мере развития стран и роста их экономики они создают все больший запас основных промышленных товаров и материалов, таких как сталь, цемент, алюминий и пластмассы, для поддержки инфраструктуры, транспортных систем, зданий и заводов, а также для производства и упаковки потребительских товаров. Материалы являются основой поддержания высокого уровня жизни. Широко распространено мнение, что сильный промышленный сектор имеет решающее значение для экономической конкурентоспособности.

Однако промышленность также является основным источником выбросов парниковых газов. Они составили 40% от общего объема выбросов в 2014 году и продолжают расти. Чтобы достичь долгосрочной цели Парижского соглашения о глобальной экономике с нулевыми выбросами парниковых газов, нам необходимо резко сократить выбросы в атмосферу. Задача, стоящая перед органами власти и предприятиями, – ограничить выбросы, продолжая обеспечивать наши материальные потребности.

Энергия с нулевыми выбросами углерода является важным, но недостаточным решением этой задачи. Это связано с тем, что много углерода либо встроено в сами продукты, а затем высвобождается в конце их срока службы (пластмассы) или является основой для химического процесса их производства (сталь, цемент). Что касается спроса, создание большего количества материалов, которые мы уже производили, будет ключевым для сырьевого сектора в экономике с низким уровнем выбросов углерода. Преимуществом является то, что существует большой потенциал. Наш анализ показывает, что подходы, основанные на циркуляционной экономике, к 2050 году могут сократить выбросы CO2 от производства материалов в ЕС на 56%. Для ЕС это представляет собой серьезную возможность как сократить разрыв в уровне выбросов, так и вновь заявить о себе как новаторе и мировом лидере в индустрии.

Источник фото: Ассоциация знаний и инноваций по климату, скандинавский филиал (Climate KIC Nordic)

Источник фото: Ассоциация знаний и инноваций по климату, скандинавский филиал (Climate KIC Nordic)

Для климатических целей необходима более циркуляционная экономика

Учитывая, что низкоуглеродная энергия не решит проблему выбросов CO2 из материалов, необходимы другие меры. Со стороны снабжения был сформирован широкий спектр вариантов: от производства стали на основе водорода до новых путей синтеза пластмасс, но все они находятся на ранних стадиях разработки. Часто обсуждается другой вариант – применение технологий улавливания и хранения углерода (CCS). Но это также является недостаточным для того, чтобы запустить «сценарий 2 °C». С большой вероятностью потребуются обе технологии, чтобы отрасль соответствовала целям нулевых выбросов, но и их будет недостаточно.

Учитывая масштаб проблемы прихода к производству с низким уровнем выбросов углерода, настало время, когда климатическая политика должна учитывать не только то, как изготавливаются материалы, но и как сократить спрос на новые материалы. Ассоциация знаний и инноваций (Climate KIC) подчеркивает, что одним из значений циркуляционной экономики может быть более эффективное использование материалов, которые у нас уже есть, что позволяет удовлетворить потребности современной экономики при значительно более низком уровне производства новых первичных материалов.

Специалисты в дискуссиях по изменениям в энергетическом секторе признают, что стратегии спроса и предложения также могут быть взаимодополняющими. Все низкоуглеродные сценарии предусматривают ступенчатое изменение эффективности, поэтому основные характеристики, такие как мобильность, тепловой режим или механическая мощность, могут быть достигнуты с гораздо более низким уровнем энергопотребления. В сценариях «2 °C» повышение энергоэффективности потребует сокращения выбросов примерно на 40%. Снижение общей потребности в энергии также облегчает применение низкоуглеродных источников энергии для полного удовлетворения глобальных потребностей и снижения издержек. То же самое происходит с индустрией при переходе к циркуляционной экономике.

Стратегии, которые Climate-KIC исследовали в течение последних нескольких лет, позволяют значительно повысить «эффективность материалов» в индустрии, уменьшая количество необходимых новых материалов. Это сокращает разрыв в уровнях выбросов, что необходимо обеспечить с помощью мер снабжения, времени покупки и сокращения потребности в развертывании самых дорогих технологий. Подходы, основанные на циркуляционной экономике, все еще требуют некоторого количества энергии, но меньшего, чем необходимо для производства новых материалов, и они позволяют избавиться от выбросов при сложных и дорогостоящих промышленных процессах благодаря использованию тех видов деятельности, где легче проходит декарбонизация. Примечательно, что в отличие от современного производства первичных материалов большая часть процессов циркуляционной экономики может обеспечиваться электроэнергией с низким содержанием углерода.

Стратегии циркуляционной экономики также имеют множественные преимущества наряду с сокращением выбросов CO2. Сокращая потребность в промышленных процессах, связанных с существенным загрязнением воздуха (например, производство стали с использованием угля), они могут также уменьшить уровень заболеваемости и смертность. Содействуя сокращению потребностей в горной промышленности, они противодействуют загрязнению почвы и воды и процессам разрушения экосистем. С уменьшением количества пластика на свалках, полигонах и водных путях можно предотвратить отравление диких животных, а если следовать пищевой цепочке – тем самым и людей. Многие стратегии циркуляционной экономики также создадут новые рабочие места, близкие к местам использования материалов, а некоторые из них будут предоставлять основные услуги, такие как более доступный и бюджетный транспорт. Таким образом, наряду с климатическими целями благодаря циркуляционной экономике будет легче достичь нескольких целей устойчивого развития.

В совокупности эти доводы становятся убедительным аргументом в пользу того, что циркуляционная экономика не только является одним из инструментов для выполнения задач в области климата, но и представляет собой неотъемлемую часть преобразований, которые необходимы нам для процветающего и устойчивого будущего.

Многие стратегии циркуляционной экономики привлекательны с финансовой точки зрения

Поразительно, насколько экономически привлекательными представляются многие меры с низкими и даже отрицательными издержками, особенно при успешном преодолении всех барьеров на пути их внедрения. А при стоимости в пределах 50 евро / т CO2 они составляют конкуренцию большинству классических способов сокращения выбросов, в том числе для промышленных выбросов. Полученные результаты показывают явный потенциал для экономических стратегий циркуляционной экономики, что позволяет эффективно вкладывать инвестиции в экономику с низким уровнем выбросов углерода.

Для некоторых затратных мер может потребоваться системный сдвиг в цепочке создания стоимости или секторе экономики. Одним из таких предметов может быть совместное использование автомобилей. Общие парки автомобилей могут значительно снизить затраты по сравнению с приобретением в собственность, но для этого потребуются значительные изменения через инновационную точку зрения на общую систему обеспечения мобильности. Поэтому осознание потенциального снижения выбросов и экономических выгод требует масштабных и системных сдвигов, а не просто постепенных изменений. Аналогичный аргумент относится к переработке высокоценных пластмасс: получение выгоды от такой переработки сегодня недоступно, но в дальнейшем оно зависит от сочетания технического прогресса, изменения способа использования пластмассы в продуктах и ее конечной переработки.

Новые бизнес-модели циркуляционной экономики могут принести большую прибыль и дополнительные выгоды

Некоторые из наиболее экономически привлекательных вариантов можно найти в стратегиях циркуляционной экономики, которые сосредоточены на более эффективном использовании продуктов. Некоторые из этих мер приведут к сокращению выбросов CO2 при значительной чистой прибыли. Это связано с тем, что они требуют больших системных улучшений для повышения производительности в цепочках создания стоимости для обеспечения мобильности и постройки зданий.

Сегодня крупные транзакционные издержки подрывают экономическую эффективность, где мы используем ключевые активы. Средний европейский автомобиль используется на 2% от его мощности, среднее европейское офисное пространство используется только на около 40% мощности даже в рабочее время. Напротив, система транспортных средств в совместном использовании, предназначенная для оптимизации и более эффективного использования и с гораздо более продолжительным сроком службы, распределит стоимость автомобилей на гораздо большее количество километров, и в результате затраты будут меньшими. Аналогичные подходы можно было бы использовать для более эффективного использования зданий (и отдельных помещений внутри них) и продления сроков службы (целых зданий или частей), чтобы можно было сократить будущую строительную деятельность. Одно из заключений этой статьи состоит в том, что потенциал мер циркуляционной экономики может быть реализован только в том случае, если власть и предприятия будут активно использовать эти возможности.

Ключевым выводом является то, что развитие системы циркуляционной экономики поможет достичь существенного сокращения выбросов в области тяжелой промышленности: по оптимистичному сценарию – до 206 млн т CO2 в год в ЕС к 2050 году из 530 млн в целом и около 3,6 млрд т в год в глобальном масштабе. Более эффективное использование материалов, которые уже существуют в экономике, таким образом, может привести к тому, что промышленность ЕС будет на полпути к нулевому уровню выбросов. Более того, это часто экономически привлекательно. Таким образом, инициативы развития циркуляционной экономики заслуживают центрального места в климатической и промышленной политике ЕС.

Контактные данные авторов статьи:

Веб-сайт: www.climate-kic.org

Томас Дейл (Thomas Dale), Тел.: +45 52758775 E-mail: thomas.dale@climate-kic.org

Томас Дейл
(Thomas Dale),
Тел.: +45 52758775
E-mail: thomas.dale@climate-kic.org

Питер Вангсбо (Peter Vangsbo), Тел.: +45 41762849 E-mail: peter.vangsbo@climate-kic.org

Питер Вангсбо
(Peter Vangsbo),
Тел.: +45 41762849
E-mail: peter.vangsbo@climate-kic.org

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *