Фабио МАСТРАНДЖЕЛО

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

О людях, экологии и самосознании

Фабио Мастранджело можно назвать самым известным итальянцем в музыкальных кругах современной России. С 2013 года он является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл», главным дирижером двух его оркестров: симфонического оркестра «Северная Симфония» и камерного оркестра «Северная Симфониетта». Маэстро поддержал прошедший «Год экологии» концертами.

Фабио, расскажите о вашем личном отношении к вопросам окружающей среды.

RDM_0062– Экология – очень близкая мне тема. Я родился в Италии, в городе Бари. Перед тем как переехать в Россию, мне некоторое время довелось жить в Канаде, где я получил образование, прежде всего музыкальное. Тогда, а это почти тридцать лет назад, к величайшему моему сожалению, в России отсутствовало само определение экологии, в особенности его общественного понимания и внутренних установок. В те же годы в Канаде вопросам экологии уделялось огромное внимание и имелись ощутимые результаты. Забота об экологии выражалась практически во всем, обойти ее было невозможно, особенно музыкантам, которые более всех, наверное, связаны с природой. Только в гармонии с природой рождаются величайшие произведения —  «Времена года» Вивальди, «Пасторальная симфония» Бетховена…

В моей собственной «системе восприятия мира Мастранджело» нарушения по отношению к природе и экологии в принципе невозможны. Эту культуру и установки я привез с собой в Россию. Это и уровень сознания, и воспитание, и понимание последствий своих поступков, и ответственность за них.

Вы достаточно активно поддерживаете проекты раздельного сбора мусора. Как вы считаете, насколько эта инициатива реализуема в реалиях современной России?

– Конечно, все зависит и от условий. В Канаде, как и в Европе, люди в основном живут в частных домах; есть и сад, и значительные территории перед домом и за ним. Это позволяет размещать различные контейнеры для раздельного сбора отходов и компоста, которым затем удобряют землю. Когда в Италии начали появляться подобные инициативы, я всячески их поддерживал. Италия, особенно южная ее часть, мягко говоря, никогда не славилась чистотой и порядком. И тому был ряд внешних и внутренних причин. Сегодня я уже вижу результаты новой экологической политики Италии. Да, конечно, людей нужно было подталкивать к порядку – где силой, где жесткими законами и большими штрафами. Не сразу, но ситуация стала меняться в лучшую сторону, и страна начала преображаться.

В России, и я это чувствую, тема экологии крайне актуальна. Но для повсеместного развития раздельного сбора в первую очередь необходимо создать годную инфраструктуру: от сбора разобранных отходов до переработки. Иначе в этом нет никакого смысла.

Чем люди в зарубежных странах мотивированы в соблюдении норм экологического законодательства?

– Могу сказать точно: граждане Италии, не будь закона и штрафов, не станут ничего делать. Но там есть условное понятие «простительное время» – это когда не применяют мер к нарушителям новых законов. Когда простительное время закончилось – будьте уверены: нарушителя найдут и накажут. К сожалению, это работает лучше всего – у людей разный уровень сознания и совести. Деньги и санкции делают людей послушными. Осуществляется это, как мы знаем, чтобы всем жилось лучше. При этом штраф не может быть первым шагом в решении экологических задач и проблем. Он оправдан тогда, когда уже все на месте, создана инфраструктура. До этого штраф – неуместная мера.

Как вы думаете, корректно ли сравнение Санкт-Петербурга с Венецией? Может быть, город на Неве, построенный в XVIII веке именно итальянскими архитекторами, больше похож на какой-то другой город Италии?

– По своей природе Санкт-Петербург больше похож на северную Италию, в основном из-за типологии сортов деревьев. В меньшей степени на Венецию. По сравнению со многими европейскими городами Санкт-Петербург – довольно зеленый город. Может, в России не так это ценят, но для меня, как для европейского человека, который знает, что города могут быть только из цемента, Санкт-Петербург предоставляет большие возможности общения с природой. В черте города даже есть природные заповедники.

Любой город, особенно крупный, это всегда мусор и отходы, а также способность коммунальных служб оперативно справляться с задачами содержания города в чистоте. На ваш взгляд, Санкт-Петербургу это удается? Может, нужно что-то менять?

– Уборка мусора – это процесс постоянный, а периодичность обусловлена различными обстоятельствами. Например, в южной Италии таким обстоятельством является погода – там постоянно жарко. Поэтому логично, что введен запрет на выброс отходов днем, иначе мусор под палящим солнцем начнет очень быстро разлагаться и выделять неприятный запах. Только вечером, после заката! Мне кажется, это очень уместное поведение. Практически по таким же алгоритмам убирают центральные районы Петербурга. Вывозят вечером и ночью, когда дороги свободны, но жители-то выбрасывают отходы по-разному: и утром, и днем, и по ночам, когда удобно. Мы могли бы выносить мусор, допустим, вечером, после 23 часов.

Очень сложная ситуация в некоторых районах города, где не справляются с уборкой, но таких мест все меньше и меньше. В основном это новостройки. Эта проблема существует не только в России, но и во многих мировых мегаполисах – специальному транспорту порой не проехать к мусорным контейнерам из-за припаркованных автомобилей при часто пустующих паркингах рядом. Как приучить автолюбителей к тому, что платные стоянки безопаснее и комфортнее, чем брошенные на тротуаре автомобили? К сожалению, только очень высокими штрафами.

На какие города стоит ориентироваться в решении экологических вопросов?

– Мне кажется, что Санкт-Петербург в этом плане уникальный и самодостаточный. Для города-миллионника он довольно чистый, я очень доволен его экологией. Другие города? Например, мне показался довольно зеленым Нижний Новгород, я регулярно его посещаю, выступаю с концертами в нижегородской филармонии. Старая часть города, конечно, более зеленая, чем новая. Это, может быть, самая постоянная проблема по России. Был такой период, когда все рванули что-то строить из-за огромного спроса на жилье и, к сожалению, не учли требования экологии с самого начала. Теперь пожинаем плоды собственных непродуманных решений, став их заложниками – вместо того, чтобы иметь по-современному организованные новостройки.

Мы все знаем, что сейчас мировым трендом становится строительство всевозможных умных домов, в том числе и многоквартирных. Возможно, сейчас мы находимся в некотором переходном периоде и проблема разрешится со временем?

– Сама по себе проблема не решится. Проблемы решают, собственно, как и создают, люди. Сегодня наше общество живет в таком мире, в котором не все имеют возможность у себя дома соблюдать правила раздельного сбора мусора, и было бы нечестным заставлять людей сортировать отходы, не создав соответствующую инфраструктуру. Но уже сейчас в плане строительства было бы интересно создание закона, который будет стимулировать строителей придумывать решения внутри каждого дома, чтобы сам дом обрабатывал частично мусор. Это и есть «умный» дом. Умный не только потому, что ты можешь дистанционно открывать дверь или регулировать температуру – это для удовольствия и комфорта, но и забота об экологии – это тоже комфорт человека. С учетом планировки нужно закладывать решения, чтобы люди могли разделять стекло, пластик, например, и при этом не иметь в квартире огромные пакеты с отходами. Это не космос, мы не нуждаемся в помощи инопланетян, это реалистично и даст очень хорошие плоды. Результаты могут быть очень ощутимы. Это должна быть многогранная акция, иначе результата не будет.

В той же Италии на улице стоят отдельные баки. За каждым приходит отдельная машина, собирает отходы и возвращает бак обратно. В Италии дворы не для машин. Нет такого, что во дворе и парковка, и мусорные баки, и детская площадка. Это сложно сделать? Нет.

Какие еще проблемы экологии, на ваш взгляд, актуальны для Санкт-Петербурга и требуют скорейшего решения?

– Транспортный коллапс, особенно в центре города. Надо совершенно четко осознать, что проблема пробок в часы пик в центре Санкт-Петербурга – искусственно созданная нами самими. Сколько случайных людей, не думая ни о чем, берут машины и едут в центр или через центр без особой на то надобности? В сумме это десятки, сотни и тысячи автомобилей, водители которых тратят свое и чужое время впустую.

Посещение центра города ненужным транспортом прекращается, если ставить какие-то ограничения. Если решить проблемы с машинами, будет большой плюс для экологии. В Лондоне установили плату за въезд в центр города, и количество машин тут же сократилось. Метро и другой общественный транспорт Петербурга вполне справится с потоком людей.

Как и с отходами, здесь требуется создание глобальной инфраструктуры, строительство огромных перехватывающих парковок. В Санкт-Петербурге уже существует нечто подобное, но необходимо развитие. Нельзя останавливаться. Нельзя обмануть людей – сегодня дать им возможность пользоваться бесплатными перехватывающими парковками, сдавать батарейки и опасные отходы, разделять мусор, а завтра свернуть все это, посчитав нерентабельным или еще по каким-то причинам, оставив людей наедине с этими хорошими приобретенными привычками. Обманешь сегодня – завтра тебе уже никто не поверит.

Если мы понимаем, что для нас дороже наше здоровье и здоровье наших детей, тогда мы будем принимать меры, которые сначала будут восприняты с негативом, но потом придет понимание их нужности. Человека важно вдохновить, чтобы он отреагировал эмоционально. Это как с концертами. Люди ходят на концерты, чтобы зарядиться энергетикой, унести с собой положительные эмоции. После концерта многие внутренние частоты приходят в порядок.

Приняли бы вы участие в экологических акциях, которые организуют администрация Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию?

– Буду рад по возможности принять участие в какой-либо акции, поддержать лично и творчеством. Как я уже говорил, тема экологии для меня очень важна.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *