Гуманитарное измерение экологической природы человека

Алексеев С.В., д-р пед. наук, профессор, СПб АППО

Земля – это огромный театр,

в котором одна и та же трагедия играется

под различными названиями.

Вольтер, французский философ-просветитель

 

Гениальный Вольтер смог соединить Землю и Театр в одном предложении с глубоким смыслом и оптимистическим взглядом на все события, происходящие в нашей жизни, на нашей планете.

Последние годы в нашей стране по указам президента объявляются годами привлечения внимания россиян к чрезвычайно важным проблемам социально-экологического развития и будущего устойчивого развития России:

2007-й – Год русского языка;

2008-й – Год семьи;

2009-й – Год молодежи;

2010-й – Год учителя;

2011-й – Год космонавтики;

2012-й – Год российской истории;

2013-й – Год охраны окружающей среды;

 2014-й – Год культуры;

2015-й – Год литературы;

2016-й – Год кино;

2017-й – Год экологии;

2018-й – Год волонтера;

2019-й – Год театра.

По сути это векторы, отражающие основные ресурсы движения России в Стратегии устойчивого развития как «коэволюции общества и природы» (по Н.Н. Моисееву). Каждый из векторов прямо или косвенно связан с утвержденными в 2015 году ООН Целями устойчивого развития. Не случайно среди тринадцати последних лет два года посвящены проблемам экологии и охране окружающей среды и нацелены на формирование экологической культуры населения страны. Экология, зародившаяся в недрах биологической науки, в настоящее время стала интегративной, комплексной наукой, имеющей значимый гуманитарный контекст развития человеческого качества в человеке.

Знаменательно, что французский этнолог и социолог Клод Леви Стросс в свое время сказал фразу, которую сегодня цитируют многие исследователи в различных областях научного знания: «XXI век будет столетием гуманитарных наук или его не будет вовсе».

 Levi-strauss_260Клод Леви Стросс (1908–2009),французский социолог:

«XXl век будет столетием гуманитарных наук или его не будет вовсе».

 

 

Судя по современному состоянию напряжения в мире, ученый был прав. Эта напряженность и неопределенность касается политики и международных отношений, глобальных проблем современного мира, включая проблемы экологические, энергетические, информационные, культурологические, образовательные, просветительские и другие. Ученые в области философии, социологии, педагогики и психологии, экологии, культурологии, гуманитарных наук в целом (А.В. Яблоков, Н.Ф. Реймерс, В.П. Зинченко, М.М. Бахтин, В.Г. Костомаров, В.С. Соловьев, В.И. Слободчиков, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин, Н.Н. Моисеев, Л.А. Вербицкая, В.И. Данилов-Данильян, И.Ю. Алексашина, Н.И. Элиасберг и др.) ориентируют развитие  цивилизации в гуманитарной парадигме.

На одной из конференций, посвященных проблемам экологического образования и просвещения, известный российский экономист, эколог, государственный деятель В.И. Данилов-Данильян высказал свою гуманитарную позицию следующим образом: «Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья». Такова гуманитарная позиция эколога.

Обозначим педагогический аспект гуманитаризации жизни, образования, просвещения. И.А. Колесникова отмечает, что в гуманитарной парадигме точкой отсчета является человек в его движении во времени по отношению к самому себе. Именно гуманитарность, как важнейшее качество личности, необходимо «взращивать» у подрастающего поколения. Гуманитарность характеризует способность человека быть в своей жизнедеятельности Человеком. Как пишет И.А. Колесникова, гуманитарность есть содержательно-смысловая отнесенность того или иного феномена к Земной Мере Человека, есть воплощение «гуманистического принципа человекосообразности в системе мышления, поведения, отношений, содержания профессиональной деятельности».

Другими словами, когда мы говорим о гуманитарности как качестве личности, то, вероятно, должны иметь в виду способность человека соотносить свои действия и поступки с той высшей мерой, которую «назначила» ему природа. То есть то, что «позволено» животному, не позволено человеку: животное всегда действует исходя из биологических законов, а для человека существует другая сетка детерминации и ориентировки. Все это означает, что человеку, чтобы быть человеком, необходимо установить диалогическую связь со своей человеческой потенциальностью со всем тем, что делает его человеком /4/. В настоящее время заметен ориентир на гуманитарные технологии как в образовании, так и в просвещении. Гуманитарные технологии – это технологии, в которых «человек человеку человек» (Орли Би Дорси). Хорошо сказано, не правда ли?

По мнению В.А. Козырева, концепция гуманитаризации образования прежде всего должна решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с окружающим миром. Главная цель состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования и просвещения как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности /3/.

Во введении к работе «Человеческие качества» Аурелио Печчеи, первый президент Римского клуба, пишет: «Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Более того, это единственный вид живых существ, способный справиться с такого рода мутациями, ибо именно он является сейчас главным фактором всех изменений на Земле» /10/.

«Переосмысливая образование: Образование как всеобщее благо?» Так назван доклад ЮНЕСКО 2015 года. Ответ на поставленный вопрос дает экс-генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова в предисловии к докладу: «Мир живет в беспокойные времена. Мир становится моложе, все больше людей связывают свои чаяния с правами человека и человеческим достоинством. Открываются широкие возможности для устойчивого и инклюзивного развития, и в то же время сохраняются серьезные и сложные проблемы. Мир меняется, и образование тоже должно меняться… Образование должно учить людей тому, как жить на нашей планете, испытывающей сегодня колоссальную нагрузку, учить культурной грамотности, основанной на уважении и равноправном достоинстве, помогая свести воедино социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития» /8/.

В Экологическом кодексе Санкт-Петербурга дается такое определение:

«Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту и на отдыхе, формируемые в процессе жизни и деятельности поколений через систему непрерывного экологического просвещения и экологического образования, способствующие здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечению экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга».

Достаточно емкое, системное, многоаспектное определение. Но возникает вопрос, как эту экологическую культуру можно зафиксировать, если вообще это можно сделать. Представляется, что для гуманитарного измерения экологической культуры целесообразно использовать структуру, предложенную в трактовке экологической культуры, данной С.В. Алексеевым:

«Экологическая культура – это целостность, включающая следующие составляющие:

экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические и др.);

экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей);

экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка;

культура чувств – моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру)» /1/.

Первую составляющую – экологические знания – легко измерить при решении тестовых или иных заданий на знание основ современной экологии; вторую – экологическое мышление – можно определить при решении ситуационных задач (кейсов), третья – экологически оправданное поведение – фиксируется методами педагогического наблюдения и изучения активности людей в экологической деятельности (акции, конкурсы, форумы, движения, волонтерство и др.). Серьезная проблема возникает с четвертой составляющей – культурой чувств, моральным резонансом, чисто гуманитарной, человекосообразной способностью к сопереживанию. Именно эта составляющая доминирует в экологическом просвещении и формируется, развивается посредством гуманитарного знания, через общение, культуру, искусство.

Хотелось бы вновь обратиться к цитате Клода Леви Стросса: «Ученый – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы». Хотелось бы поставить этот вопрос следующим образом: для экологического просвещения людей можно ли использовать некоторые экологические понятия и направления, разрабатываемые не экологами, а представителями гуманитарных наук?

Чаще всего новые направления, возникающие в современной науке, анализируются с позиции экологии, экологического подхода, и это, с нашей точки зрения, справедливо. Тем не менее, в последние годы появляются сложные понятия и даже целые направления, в которых экология (экологический подход) задается как смысл (гуманитарный, гуманистический) и уровень измерения результата (нравственного, морального, этического и др.). Профессиональными экологами они часто воспринимаются негативно. Однако попытаемся понять обоснование, часто метафоричное, указанных понятий и направлений. Остановимся на двух понятиях, широко известных населению: экология литературы и экология культуры.

 Проект «Экология литературы» появился на канале «Россия К» и посвящен крупнейшим писателям ХХ века, их жизни и творчеству. На сайте проекта http://www.viprutv.com/m/133723/Ekologija-literatury дано пояснение названию передачи: «Писатель в современном мире – культовая фигура, творец многих значительных событий в обществе. «Экология литературы» шаг за шагом исследует пространство литературной мысли». В разное время в передачах исследовалось творчество российских и зарубежных писателей: Томаса Бруссига, Тины Юбель, Юрия Коваля, Николая Фробениуса, Норберта Нимана, Моники Марон, Андрея Макина, Владимира Тендрякова, Юрия Трифонова, Константина Симонова, Риммы Казаковой, Бориса и Аркадия Стругацких, Людмилы Петрушевской, Анатолия Рыбакова и др. с позиции «экологического» – нравственно-этического, гуманистического, гуманитарного подхода.

Экология культуры – понятие, введенное в науку академиком Д.С. Лихачевым. В книге «Земля родная» (1983) он поместил раздел, который назвал «Экология культуры». Под экологией культуры Дмитрий Сергеевич предлагал понимать «науку о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны» /5/. Ученый обозначал единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. В работе академика цель экологии культуры во многом совпадает с целью экологической науки. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты.


yghgtttД.С. Лихачев (1906–1999), советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор:

«Экология культуры — наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны».

 

Среди теоретических положений к экологии культуры, по Д.С. Лихачеву, относятся следующие:

1) системность культуры, которая видна из взаимосвязи ее отдельных ветвей (музыки, архитектуры, литературы, агрокультуры, ремесел и др.), а также из взаимосвязи культур родственных народов;

2) базирование национальной культуры на материальном носителе – народе;

3) возможность существования народа как носителя традиционной культуры только в сохранных природных условиях национальной территории.

Ученый обосновывает, что национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации. Этому положению посвящен ряд статей альманаха «Экология культуры (Москва, 2000).

Наиболее полно такое представление о культуре отражается в специально введенных Д.С. Лихачевым понятиях гомосферы и экологии культуры. В статье «Экология культуры» он писал: «Я давно уже говорю о том, что наш «дом», в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т. д. Поэтому экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека» /5/.

В другой статье ученый пишет: «Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению» /6/.

«Всемирное наследие» – международный мегапроект, провозглашающий, что выдающиеся культурные и природные ценности составляют достояние всего человечества. В 1975 году вступила в силу Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Природа и культура – единство, требующее понимания как ценности и единственного пути в будущее челогвечества. В монографии «Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев» отмечается региональная специфика экологического образования и просвещения, проявляющаяся в следующих положениях:

  1. Городская культурно-историческая среда как образовательное пространство экологического просвещения населения, создающее психолого-эмоциональный климат, направленный на формирование, созидание, развитие экологической культуры;
  2. Городская научно-производственная среда как источник экологического просвещения населения в контексте взаимопроникновения идей экологии как науки и базы для разработки безопасных производственных технологий;
  3. Природная среда (пригороды Санкт-Петербурга) как образовательная среда экологического просвещения населения города, предоставляющая широкие возможности для реализации разнообразия организационно-методических форм развития экологической культуры в естественных природных условиях /11/.

Несколько слов о появившемся в последнее время новом термине – образовательная экосистема (или экосистема образования). В исследовании Агентства стратегических инициатив отмечается, что современная образовательная экосистема представляет собой многомерное пространство, покрывающее широкий спектр образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. С точки зрения учащегося, образовательную экосистему можно рассматривать как минимум в двух плоскостях:

локальность/глобальность: образовательный процесс должен быть связан с локальной ситуацией, опираться на физический контакт (например, городское обучение, локальные проекты в школах), но в то же время он должен опираться на мировой контекст и осуществляться в глобальном взаимодействии (например, с помощью глобальных образовательных платформ);

человек/технология: некоторый образовательный опыт может произойти только при личном общении с ментором или в сообществе практики, в то же время значимая часть обучения будет опираться на технологии или даже проходить полностью в цифровом формате /7/.

Именно экологизация как методологический подход представляет особый интерес для обновления современного образования. Ее суть состоит в перенесении экологических законов, принципов, правил в систему образования, в образовательные системы разных уровней (от образовательной системы школы до системы образования России) как живые, социальные, открытые системы. Ориентировочное сопоставление характеристик экологических систем и образовательных систем представлено в таблице.

Таблица. Сравнительный анализ характеристик экологических и образовательных систем

Снимок
Педагогический аспект музейной деятельности системно представлен в докторском исследовании Л.М. Ванюшкиной по теории и практике внеаудиторного образования /2/.Возвращаясь к гуманитарному аспекту экологической культуры, можно привести высказывание поэта Н. Заболоцкого: «Природа для поэзии, живописи и музыки – зеркало, в котором она яснее видит свой облик».

Особого внимания заслуживают события театральной жизни города. Для дошкольного и младшего школьного возраста важное значение имеют кукольные театры, которые в содержании своей творческой деятельности особое место уделяют взаимоотношениям между живыми организмами, включая человека, хотя многие спектакли желательно смотреть взрослым и осмысливать свое поведение по правилам взрослых. Педагогический аспект театральной деятельности раскрыт в докторском исследовании Т.Н. Поляковой и представлен в монографии /9/.

Год экологии в России (2017) в Санкт-Петербурге открылся музыкальным событием «Музыканты за Зеленую планету» в Мюзик-Холле. В программе концерта прозвучали произведения Вивальди, Чайковского, Бетховена и др.

В экологической сфере также востребованы как детьми, так и их родителями мультипликационные фильмы, главными героями которых являются реальные и вымышленные животные, выстраиваются отношенияи между ними и человеком.

Нередко в общественных экологических организациях появляются протестные высказывания против участия диких животных в цирковых представлениях. Это проблема, требующая своего научного осмысления и этической оценки – оценки с позиций экологической этики

Человек, читающий произведения М. Пришвина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Белый Бим – Черное Ухо» Г. Троепольского, «Траву» Вл. Солоухина, уже никогда не сможет бездумно и равнодушно относиться к миру живой природы. «Красота спасет мир», – написал когда-то Ф.М. Достоевский. Н.К. Рерих прибавил к этой фразе одно слово: «Осознание красоты спасет мир». Развитие этого осознания – проблема как психолого-педагогическая, так и культурологическая.

Большой просветительский потенциал имеют произведения кинематографа.

В Санкт-Петербурге уже в течение многих лет в системе экологического просвещения широко используются конкурсы экологических фильмов, созданных профессиональными специалистами и любителями (например, «Зеленый взгляд»), конкурсы экологического рисунка и плаката, фотографий («В объективе – окружающая среда»), выступления творческих коллективов экологической направленности, показы экологической моды и др. Некоторые фрагменты данных мероприятий приведены ниже:

 

Литература:

  1. Алексеев С.В и др. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография/ С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 230 с. – (Научные школы академии).
  2. Ванюшкина Л.М. Теория и практика внеаудиторного образования / автореферат докт. пед. наук, 13.00.01, СПб, 2003.
  3. Козырев, В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс] / В.А. Козырев. – Режим доступа: http://sci.informika/ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html
  4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. с. 39.
  5. Лихачев Д.С. Земля родная. Гл. «Экология культуры». Просвещение. Москва. 1983, с. 82–133 и др.
  6. Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: «Искусство», 2000, с. 159–173 и др.
  7. Навыки будущего, что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Пошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. М.: Будущее России, 2017.
  8. Переосмысливая образование: Образование как всеобщее благо? Изд-во ЮНЕСКО, 2015.
  9. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. – СПб.: СПбАППО, 2009.
  10. Печчеи А. «Человеческие качества». Издательство «Прогресс». Москва. 1980. Перевод с английского О.В. Захаровой с издания The Human Quality «Pergamon Press» Oxford, 1977.
  11. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев/ монография, под ред. А.И. Чистобаева, СПб., СПб НЦ РАН, ВВМ, 2005.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *