Летняя археологическая школа – научно-просветительский проект Русского географического общества

В.В. Сеничкин, заместитель председателя Ленинградского областного отделения Русского географического общества; А.А. Дмитриева, Nord Stream 2 AG

Самые яркие воспоминания человек получает в детстве. На всю жизнь остаются и формируют наше настоящее и будущее солнечные, пасмурные дни, залитые светом настоящих детских приключений. Задача взрослых – создать такой образовательный фон, в котором дети получат опыт, который если и не поможет выбрать профессию, то всегда будет маяком принятия ответственных решений в различных жизненных ситуациях.

Одним из таких примеров может служить Летняя археологическая школа (ЛАШ) Ленинградского областного отделения Русского географического общества. Сам проект существует с 2004 года, отделение взяло над ним шефство с 2013-го.

DJI_0057_1Проведение Летней археологической школы в августе 2018 года в Кингисеппском районе стало возможным благодаря содействию администрации района и поддержке Nord Stream 2 AG – компании-разработчика проекта экспортного газопровода «Северный поток-2» для поставок российского газа на рынок ЕС с начальной точкой на территории именно этого района Ленинградской области. В рамках комплексной Стратегии экологических и социальных инициатив, реализуемой компанией, активно поддерживается научно-просветительская работа с подрастающим поколением.

ЛАШ стартовал 15 августа – в День археолога (неофициальный профессиональный праздник археологов России). Участниками Летней археологической школы стали школьники со всего Кингисеппского района.

DJI_0089Что для ребенка, особенно любознательного, приключение? В большинстве случаев это погружение в неведомое и его познание. В этом и заключается формат ЛАШ. В полуигровой форме подросток получает сведения о прошлом родного края, как недавнем, так и отстоящем от нашего дня на многие миллионы лет, о своей культуре и многообразии народов, которые живут или проживали вокруг. Прошлое он может потрогать при раскопках или попытаться воссоздать сам на археологической реконструкции.

Научно-просветительская программа Летней археологической школы состоит из историко-археологической и географической компонент. Курс, специально разработанный для ребят из Кингисеппского района, был ориентирован на изучение родного края, его природы, истории и традиций. Он включал посещение музеев, природных и культурно-исторических достопримечательностей района.

0vGp0XE1GAAВ рамках историко-археологического направления дети принимали участие в археологической разведке на территории района, получали теоретические знания и практические навыки полевых археологических исследований. Научным руководителем этой части программы была кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Мария Андреевна Раззак. Работа проводилась в различных формах: лекции, полевые выходы (непосредственно разведка – осмотр местности, шурфовка, сбор подъемного материала, анализ и обработка собранных материалов), археологическая реконструкция керамических изделий, экскурсии в Копорскую крепость, на Кайболовское городище, в музеи ижорской и водьской культуры.

Географическая составляющая подразумевала изучение природы Кингисеппского района, знакомство с его геологией, обучение ориентированию на местности, основам топографической съемки и составлению плана местности. Работой руководил кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры естествознания и географии ЛГУ им. А.С. Пушкина Александр Николаевич Трифонов. Здесь также использовались различные формы обучения: лекции, полевые выходы, викторины, экскурсии к Ордовикским обнажениям в д. Лопухинка.

После полевой работы дети возвращались в обустроенный палаточный лагерь, расположенный на живописном берегу р. Луги.

Главной целью ЛАШ, с нашей точки зрения, является формирование у ребят понимания того, что они являются настоящим земли с богатым и интересным прошлым, и только от них зависит, как будут выглядеть Кингисепп и Кингисеппский район в будущем. Ведь когда ученик с утра держит найденные им черепки в раскопе, а вечером обжигает сделанную по той же технологии глиняную чашку в огне, это понимание неизбежно приходит.

Кульминацией школы стало чаепитие у губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, во время которого участники экспедиции продемонстрировали свои находки. Председатель попечительского совета Ленинградского отделения РГО высоко оценил проект и вручил выпускникам ЛАШ благодарственные грамоты и подарки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *