Рис1.Виды тары

Экологические решения в логистике

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

О. Кетурко, ООО «Евросиб-Логистика»

Использование тары и упаковки является одним из неотъемлемых процессов создания, перевозки и реализации продукции. Однако увеличение объемов потребления и разнообразия товаров влечет за собой рост отходов и порождает дополнительные требования к их утилизации. С другой стороны, существуют варианты уменьшения количества отходов за счет использования альтернативных решений и оптимизации производственных и логистических процессов, в том числе через использование многоразовой (многооборотной) тары.

В процессе производства и сбыта продукции различных отраслей промышленности организации сталкиваются с потребностью в промежуточной и конечной упаковке, используемой на каждом этапе производственно-сбытового цикла. Этот цикл в общем виде включает в себя добычу и переработку, производство и поставку сырья, производство полуфабрикатов и готовой продукции, оптовый и розничный сбыт готовой продукции. Каждый этап предъявляет свои особые требования к упаковке, сохранности груза, экологической безопасности и экономической эффективности.

Всю упаковку можно условно разделить на два типа – транспортную и сбытовую. Первая используется на этапах производственного и оптового сбытового циклов, вторая – на этапе розничного сбыта. Транспортная тара бывает металлическая, деревянная, пластиковая, бумажная, текстильная. Среди наиболее распространенных примеров обычно приводятся металлические бочки, деревянные короба и паллеты, бумажные и картонные коробки, металлические и пластиковые контейнеры, мешки (главный рис. (1)).

Выбор того или иного вида тары обуславливается характером груза и экономической эффективностью использования конкретной тары для логистического плеча. Розничная сбытовая тара обычно определяется производителем конечной продукции, исходя из позиционирования продукта и требований к его коммерческой привлекательности для конечного потребителя. Она также бывает бумажной, деревянной, пластиковой, металлической, но характеризуется, как правило, меньшими размерами и одноразовой применимостью. Основные преимущества и недостатки каждого типа тары приведены в табл. 1.

Таблица 1. Преимущества и недостатки различных типов тары

Снимок

Транспортная тара также бывает одноразовой и многоразовой. Одноразовая тара – это чаще всего бумажная и текстильная (коробки и мешки, а также сопутствующие расходные материалы в виде стретч-пленки, клейкой ленты, обвязочных веревок). Данная тара и расходные материалы используются индивидуально для каждой партии груза и требуют последующей утилизации. С экологической точки зрения эти процессы являются низкоэффективными, поэтому к промышленным предприятиям предъявляются дополнительные требования по объемам утилизируемых отходов. Также часто в данную категорию попадает часть деревянной тары, которая является достаточно ломкой и использование которой ограничивается несколькими циклами.

Металлическая и пластиковая транспортная тара в свою очередь является многоразовой и более эффективной в применении при большей закупочной стоимости по сравнению с бумажной, текстильной и деревянной. Она обеспечивает лучшую сохранность груза и большую экологическую безопасность.

Экономическая эффективность использования многоразовой (многооборотной) тары обусловлена цикличностью ее применения в логистике. Это позволяет, во-первых, сократить удельные затраты на единицу перевозимой продукции, во-вторых, снизить операционные затраты, связанные с обработкой партий грузов (упростить складские операции и сократить складские площади, уменьшить временные интервалы на погрузочно-разгрузочные работы, повысить эффективность использования пространства транспортного средства). Не менее важно, что многооборотная тара позволяет свести к минимуму использование одноразовой упаковки и, как следствие, сильно сократить объем промышленных отходов и негативную нагрузку на окружающую среду.

Как же это достигается? Многооборотная тара вводится на первом этапе логистического цикла и направляется на первое звено производства. Там она используется как транспортная упаковка для сырья, которое перевозится до следующего звена (производства полуфабрикатов, готовой продукции либо сбыта потребителю сырья). Если данный тип тары не требуется на следующих этапах, она очищается и возвращается на исходное производство. Произведенная готовая продукция также упаковывается в индивидуальную розничную упаковку и затем группируется в партии в многооборотную транспортную тару, которая направляется в оптовые или розничные точки сбыта. После доставки груза тара направляется на чистку и подготовку к использованию в следующем цикле. В итоге круг замыкается. Общая схема оборота такой тары представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Общая схема использования многооборотной тары

Рисунок 2. Общая схема использования многооборотной тары

В данный момент использование многооборотной тары в России в основном распространено во внутризаводских процессах промышленных предприятий и некоторых направлениях продуктового и непродуктового ритейла. Комплексное применение во всех логистических циклах только набирает свои обороты, поэтому здесь имеется значительный экологический и экономический потенциал. Применение подобных технологий и решений требует грамотного планирования, расчетов и обоснований, но в конечном счете несет в себе положительный эффект во всех сферах.

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *