Основные результаты по направлениям деятельности Комитета по природопользованию

Игорь Александрович Григорьев,

председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Независимым и авторитетным общественным рейтингом в области охраны окружающей среды считается «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», который публикуется с апреля 2008 года и выходит четыре раза в год.

По мнению экспертов «Зеленого патруля»:

«С зимы 2017 года Санкт-Петербург входит в десятку лидеров «Экологического рейтинга». По результатам лета 2018 года Северная столица занимает 7-е место. Экологический рейтинг Санкт-Петербурга неуклонно рос последние годы. В городе многое делалось для улучшения качества атмосферного воздуха, благоустройства территорий и т. д. Также культурная столица постоянно отличается проведением многочисленных образовательных акций и мероприятий в области экологии, что сказывается на ее положительной динамике в рейтинге».

В 2018 году комитет в пределах своей компетенции обеспечивал подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Из 11 стадионов, на которых проводились матчи чемпионата, девять были сертифицированы по национальному «зеленому стандарту» РУСО.

По результатам двухуровневой сертификации (2015–2018 гг.) в области «зеленого строительства» «Санкт-Петербург арена» – единственный стадион, получивший сертификат категории «Золото» (остальные стадионы сертифицировались на уровне «Серебро»). Сертификат был вручен руководству нашего города весной 2018 года. Также комитетом в соответствии с требованиями ФИФА был обеспечен непрерывный мониторинг состояния окружающей среды в непосредственной близости от стадиона и около тренировочных площадок во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Важным направлением работы комитета является обеспечение экологической безопасности полигона «Красный Бор».

В результате проведенных в 2016–2018 гг. мероприятий территория полигона приведена в стабильное состояние.

На объекте был реализован комплекс мер по обеспечению экологической безопасности, ликвидации аварийной ситуации в паводковый период (понижение уровня в картах № 64, 68), стабилизации экологической обстановки, в том числе:

• произведены работы по увеличению емкости одной из открытых карт, что позволило понизить уровень отходов более чем на 1 метр и предотвратить перелив жидких отходов;

• в целях улучшения качества отводимых с территории полигона поверхностных вод впервые за много лет произведена очистка более 6 км дренажных каналов;

• в целях обеспечения антитеррористической безопасности объекта произведен ремонт ограждения, восстановлены системы видеонаблюдения и контроля управления доступом.

Проведена работа по укрытию двух открытых карт-котлованов, представляющих наибольшие экологические риски, системой понтонов (площадью более 35 тыс. м2 ) с противофильтрационным покрытием (геомембраной), которая минимизирует попадание в открытые карты атмосферных осадков и, как следствие, предотвращает увеличение уровня жидких промышленных отходов. В результате экранирования в период с декабря 2016 года по ноябрь 2018 года было предотвращено попадание в карты более 75 тыс. м3 атмосферных осадков.

В результате проведенных работ полигон в штатном режиме прошел осенний паводок 2016 года, весенний и осенний паводки 2017 года и весенний паводок 2018 года и готов к предстоящему осенне-зимнему периоду 2018-2019 гг.

По проблемам полигона создан Научно-технический экологический совет (НТЭС) под председательством академика РАН, профессора, президента Политехнического университета М.П. Федорова, в состав которого вошли профильные ученые – доктора и кандидаты наук, а также представители общественных организаций и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

По результатам работы НТЭС разработана Концепция консервации Полигона, которая заключается в консервации путем создания вертикального и горизонтального экранирования, а также частичной переработке жидких промышленных отходов на комплексе очистных сооружений и стабилизации оставшейся части промышленных отходов, которая соответствует предложениям европейских экспертов, полученным в рамках международного сотрудничества по решению проблемы Полигона.

В настоящее время Санкт-Петербургом осуществляется активное взаимодействие с различными федеральными министерствами и ведомствами, а также зарубежными организациями, работающими в сфере охраны окружающей среды, по определению окончательного сценария ликвидации накопленного на полигоне вреда окружающей среде и финансового механизма его реализации за счет средств федерального бюджета.

В 2010–2017 гг. по заказу и при участии комитета выполнены масштабные научные исследования по оценке влияния изменений климата на наиболее уязвимые территории города, определены критические направления развития ситуации для Санкт-Петербурга.

С целью своевременной реакции на изменение климатической обстановки комитетом подготовлены и внесены положения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 №521 «О проекте закона Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», определяющие необходимость учета природных климатических трендов при планировании развития города – его инженерной, инфраструктурной и социальной составляющих.

В частности, по результатам работ 2015–2016 гг. разработана Генеральная схема берегозащиты Санкт-Петербурга. Ее реализация столкнулась с правовыми коллизиями на уровне федерального законодательства. В настоящее время инициативы по изменению Водного кодекса РФ подготовлены комитетом и через Совет Федерации Федерального Собрания РФ внесены в Государственную Думу в виде проекта закона. Проект предусматривает наделение субъектов Российской Федерации возможностью осуществлять мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в отношении морских побережий за счет субвенций из федерального бюджета. Правительством страны дано положительное заключение на проект.

Проект закона Санкт-Петербурга «О социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга на период до 2035 года» в настоящее время проходит обсуждения в установленном порядке. В развитие данного направления комитетом совместно с предприятиями города подготовлены проекты в рамках международной Программы приграничного сотрудничества Россия – Юго-Восточная Финляндия, приняты к финансированию и в ближайшие годы (все проекты начинаются с 01.01.2019, срок реализации 1–2 года) будут реализованы следующие проекты:

1.1. Повышение адаптационной способности в управлении водопроводными сетями (RAINMAN) с Геологической службой Финляндии, городами Миккели, Лахти, Управлением службами охраны окружающей среды региона Хельсинки, ГГО им. А.И. Воейкова, ФГБУ «Государственный гидрологический институт», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Цель проекта – решение проблемы воздействия климатических изменений и городского развития на водные ресурсы. Изменения климата вызывают рост осадков. Это может привести к перегрузке существующих канализационных систем, паводкам в черте города, а также к увеличению поверхностных и подповерхностных стоков. Рациональное управление количеством и качеством ливневых вод, в конечном счете, поможет свести к минимуму сброс биогенов и опасных веществ из городских зон в пресноводные водоемы и Финский залив.

Проект будет развивать практические решения для городов и муниципальных образований, направленные на учет климатических факторов в управлении водопроводными сетями. Он предоставит адаптационные варианты и решения для смягчения воздействия климатических изменений на пресноводные ресурсы.

1.2. Оценка воздействия полигона опасных отходов «Красный Бор» на окружающую среду (EnviTox). С участием ГГУП «Минерал», Геологической службы Финляндии, Университета прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, Института озероведения РАН.

Основная цель проекта – разработать рекомендации для обеспечения благоприятной окружающей среды вблизи территории полигона и собрать самую актуальную информацию о состоянии окружающей среды в этом районе. Будет обследовано состояние окружающей среды (вода, почвы, воздух) вблизи объекта.

1.3. История и будущее природного камня в архитектуре – мост между Юго-Восточной Финляндией и Россией (NaStA). В партнерстве с Геологической службой Финляндии и ГГУП «Минерал».

Цель проекта – определение минерально-сырьевой базы, расположенной на территории Финляндии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для обеспечения реставрации исторических зданий Санкт-Петербурга и городов Юго-Восточной Финляндии. Проект имеет значение как с точки зрения управления ресурсами, так и с точки зрения сохранения культурного наследия.

В 2018 году комитетом подготовлены и проведены крупные ежегодные международные мероприятия: Международный форум «Экология большого города» (21–23.03.2018 состоялся 18-й форум), в котором приняли участие более 4000 специалистов из 50 субъектов РФ и 10 зарубежных государств; 19-й Международный экологический форум «День Балтийского моря» (22–23.03.2018), проводимый комитетом совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Хельсинской комиссией по Балтийскому морю (ХЕЛКОМ). В мероприятии приняли участие более 500 делегатов, среди которых около 100 иностранных участников из всех стран региона Балтийского моря, а также Белоруссии, Франции и Швейцарии. Необходимо отметить, что с 2017 года Министерством природных ресурсов российским оператором ХЕЛКОМ определено подведомственное комитету предприятие ГГУП «СФ «Минерал».

Комитетом ежегодно проводится Международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд» (20-23.11.2018 – 23-й фестиваль). Старейший и самый авторитетный фестиваль документального кино экологической направленности в РФ. В 2017 году в финале конкурса фестиваля приняли участие 90 работ, представленных режиссерами из 39 стран мира.

В 2016–2018 гг. получила развитие Международная молодежная акция городов Балтийского региона «Чистый берег», запущенная в 2014 году в рамках «Года Финского залива» президентами Российской Федерации, Финляндии и Эстонии. Уборка прибрежной территории, сопровождаемая эколого-просветительскими мероприятиями, стартовавшая в Санкт-Петербурге, Таллине и Хельсинки, постоянно расширяет географию. В 2016 году к акции присоединился город Турку, в 2018 году – представители городов Кингисеппского района Ленинградской области. В 2019 году к акции планируют присоединиться города Союза балтийских городов.

По результатам реализации Государственной программы «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 №487, в 2018 году комитетом получены следующие результаты:

Обеспечение экологической безопасности водных объектов и гидротехнических сооружений (ГТС):

Увеличена адресная программа уборки акваторий водных объектов от наплавных загрязнений и мусора до 319 водных объектов.

В 2018 году выполняются работы по очистке от донных отложений следующих водных объектов: Кронверкский канал в Кронштадте, р. Смоленка, Ольгинский канал в Петергофе, пруд в п. Металлострой, пруд на ул. Рябчикова в Красном селе, пруды в парке Героев-пожарных и пруда в Коломягах.

В 2017-2018 годах выполнены работы по капитальному ремонту плотины и коллектора на территории Красногородской бумажной фабрики. Кроме того, в 2018 году выполнены мероприятия по обеспечению безопасности комплекса ГТС Средне-Кузьминского водохранилища.

В настоящее время в хозяйственном ведении/оперативном управлении подведомственных комитету предприятий/ учреждений находится 10 ГТС. До конца года планируется закрепить еще 13 сооружений. В целях надлежащего содержания и эксплуатации ГТС осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения норм и правил безопасности сооружений на всех этапах функционирования. В том числе осуществляется контроль за соблюдением режима водного питания фонтанов ГМЗ «Петергоф», а также обеспечивается безопасность ГТС водоподводящей системы фонтанов г. Петергофа.

Комитетом разработан, согласован со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти и утвержден Губернатором Санкт-Петербурга план мероприятий по постановке на учет бесхозяйных ГТС, расположенных на территории города, оформлению на них права собственности Санкт-Петербурга и закреплению за эксплуатирующими организациями. Необходимо отметить положительную динамику сокращения количества бесхозяйных ГТС. В результате проделанной работы в период 2016–2018 гг. количество бесхозяйных ГТС сократилось с 46 до 17 сооружений.

 

Обеспечение экологической безопасности:

Комитетом обеспечено функционирования экологических аварийных служб, отвечающих за территорию города («Экострой») и акваторию города («ПИЛАРН»):

Снимок1

В 2017–2018 гг. выполнено проектирование второго буксира ледокольного класса (в резерв существующего). Строительство ледокола будет осуществлено в 2019–2021 гг.

Комитетом разработан механизм, направленный на стимулирование лиц, использующих водные объекты для сброса сточных вод, устанавливать очистные сооружения и водоизмерительную аппаратуру (по сравнению с 2017 годом количество очистных сооружений увеличилось на 6% и составило 155; количество узлов учета увеличилось на 18% и составило 126).

В рамках обеспечения радиационной безопасности разработан радиационно-гигиенический паспорт Санкт-Петербурга; обеспечено функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиационных отходов; выполнено радиационное обследование 50 объектов социальной сферы, при этом выявлено и дезактивировано 11 участков радиоактивного загрязнения; проводятся работы по дезактивации участков радиоактивного загрязнения в долговременных огневых точках на территории Курортного района.

Государственный экологический надзор

За 10 месяцев 2018 года инспекторами государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведено 2511 мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и (или) фактически осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Санкт-Петербурга, из них: плановых выездных проверок – 168, внеплановых выездных проверок – 24, внеплановых документарных проверок — 100, мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями — 347, мероприятий по профилактике нарушений — 1099, в рамках административного делопроизводства – 678, мероприятий с участием в проверках Прокуратуры – 95. Выявлено 1161 нарушений природоохранного законодательства. Сумма наложенных штрафов более 27 млн рублей.

За 10 месяцев этого года Комитетом по природопользованию выдано 816 разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 1049 документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также в Комитет поступило 6629 отчетов об обращении с отходами субъектов малого и среднего предпринимательства.

По фактам организации несанкционированных свалок за период 2016–2018 гг. в связи с наличием признаков состава преступления в правоохранительные органы и органы прокуратуры Санкт-Петербурга был направлен ряд материалов проверок комитета, по результатам которых возбуждено 13 уголовных дел (к настоящему времени восемь из них доведены до суда и по пяти уголовным делам вынесены приговоры о привлечении виновных лиц к ответственности).

В Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Комитетом предъявлен иск о принудительном прекращении водопользования ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», нарушившему требования водного законодательства в отношении реки Новой.

В рамках администрирования доходов от платы за пользование водными объектами в бюджетную систему Российской Федерации собрано 181,9 млн. руб. В результате эффективной претензионной работы задолженность по плате составляет всего 10,52 тыс. руб.

В рамках работы по обеспечению функционирования системы лицензирования права пользования участками недр местного значения с целью геологического изучения и/ или добычи подземных вод (не более 500 куб.м. в сутки) оформлено 17 лицензий. В результате осуществления контрольно-надзорной деятельности возбуждено 11 дел об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено 22 юридических и должностных лица.

Инспекторами отдела по охране и регулированию использования объектов животного мира произведено около 40 рейдовых осмотров территорий Санкт-Петербурга. В результате контрольно-надзорной деятельности в 2018 году возбуждено 18 дел об административном правонарушении. Изъято и передано в полицию 3 охотничьих гладкоствольных ружья, лодочный мотор. Снято и уничтожено более 2000 м браконьерских сетей. Также изъято более 300 незаконно добытых шкур пушных животных.

В 2018 году произведен расчет ущерба объектам животного мира на сумму более 2 млн. руб. Из них 620 тыс. руб. составил ущерб в результате гибели животных в дорожно-транспортных происшествиях. В течение 2018 года поступило в бюджет 120 тыс. руб. в счет возмещения ущерба.

В июле 2018 года целях координации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга создан Координационный совет по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга. Ежегодно Комитет проводит эколого-просветительские мероприятия, стараясь охватить как можно больше участников и учесть интересы самых различных целевых групп населения города.

В 2018 году увеличилось количество обращений, поступающих на созданный по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга Портал «Наш Санкт-Петербург». В части уборки акваторий водных объектов от наплавных загрязнений и мусора количество обращений увеличилось с 322 (2016 год) до 811 (3 квартал 2018 года), при этом коэффициент исполнительской дисциплины Комитета составляет 100%.

Сделано многое, но это не повод останавливаться на достигнутом. Впереди у нас еще много работы и мы будем трудиться на благо нашего города и петербуржцев.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *