Сердобольские граниты в Санкт-Петербурге и Сердоболе-Сортавала

Борисов Игорь Викторович, к.г.н., ученый секретарь Регионального музея Северного Приладожья (Республика Карелия, г. Сортавала)

Термином «сердобольские граниты» в исторических источниках обозначались внешне схожие друг с другом серые и темно-серые крепкие кристаллические породы, добываемые в окрестностях города Сердоболя (Сортавала) на островах и побережье северной части Ладожского озера, от города Лахденпохья до мыса Импиниеми. В классическом понимании термин соответствует породам лауватсарско-импиниемского интрузивного комплекса раннего протерозоя Северного Приладожья (1,86–1,87 млн лет), представленным фазами габброидов, диоритов, кварцевых диоритов, тоналитов и плагиогранитов, зачастую в разной степени огнейсованных (1). Эти породы слагают интрузивные тела преимущественно небольших размеров и пластообразной формы среди метаморфизованных пород Ладожской серии – кварцито-песчаников, кристаллических сланцев, гнейсов. Нередко за темную разновидность сердобольских гранитов ошибочно принимали и собственно вмещающие комплекс породы – темно-серые мелкозернистые слюдистые кварциты и кварцито-песчаники.

Студенты СПГУ у Главного карьера Тулолансаари

Студенты СПГУ у Главного карьера Тулолансаари

Разрозненные массивы сердобольских гранитов сложены схожими по окраске горными породами, отличающимися друг от друга оттенками цвета, структурно-текстурными особенностями и минеральным составом. По этой причине в каменоломнях, заложенных в разных массивах, свойства сердобольских гранитов в основном были разные. Обилие обнажений сердобольских гранитов на поверхности абрадированных береговых скал способствовало разработке этого камня для строительных нужд Санкт-Петербурга, Петродворца, Сортавала и малых поселений бывшей Выборгской губернии.

Среди прочих разновидностей сердобольских гранитов выделялись большой механической прочностью, погодоустойчивостью и художественной выразительностью плагиограниты и диориты островов Ваннисенсаари, Тулолансаари и мыса Импиниеми. Эти горные породы в руках русских и финских мастеров-каменотесов превращались не только в цокольный камень, ступени лестниц, постаменты памятников и чаши фонтанов, но и в изящные колонны и скульптуры, до сих пор украшающие Санкт-Петербург. Было время, когда цоколи многих петербургских зданий, выполненных из кирпича или иного природного камня, владельцы домов специально выкрашивали под цвет ставшего популярным сердобольского гранита (2).

Каменоломня сердобольских гранитов на Риеккалансаари

Каменоломня сердобольских гранитов на Риеккалансаари

Разработки сердобольских гранитов (плагиогранитов, диоритов) для Санкт-Петербурга в основном осуществлялись на островах Сортавальского архипелага Ваннисенсаари, Тулолансаари и на мысу Импиниеми. Больше всего граниты добывали в 1770-е – 1910-е гг. в восточной части острова Тулолансаари, в 12 км к востоку от города Сердоболя, на склонах горы Руотсенкаллио (в переводе с финского – «шведская скала» или «каменоломня»). Здесь известно более двадцати разных по размеру и типологии каменоломен, в которых буроклиновым способом выламывали крупные блоки светло-серых с голубоватым оттенком мелко- и среднезернистых массивных плагиогранитов и диоритов. Вероятно, первыми эти камни стали добывать шведы еще в XVII веке. Но настоящая промышленная заготовка сердобольских гранитов на острове Тулолансаари, вблизи деревни Мёнтсёля, началась в царствование Екатерины Великой и достигла максимума к середине XIX века.

В центральной и восточной части острова Тулолансаари, в районе гор Мустиккамяки и Руотсенкаллио, на поверхность выходят пластовые интрузии серых плагиогранитов площадью от 200 х 500 м2 до 600 х 1200 м2, образующих крупное месторождение с запасами строительного камня более 9 млн м3. Сердобольские граниты Тулолансаари имеют в основном серую окраску, среднезернистую структуру, массивную (до слабогнейсовидной) текстуру и высокую декоративность. Они состоят преимущественно из плагиоклаза и кварца с небольшим количеством слюды, амфибола и микроклина, нередко содержат светлые полевошпатовые прожилки сетчатой формы, хорошо принимают любую фактуру и плавно переходят во вмещающие гнейсы и гнейсо-граниты Ладожской серии. Это месторождение активно разрабатывалось на блочный камень для Санкт-Петербурга в период с 1770-х до 1910-х гг. двадцатью каменоломнями самых разных размеров и форм. Всего на острове Тулолансаари было добыто около 30 тыс. м3 строительного камня.

Финляндский банк

Финляндский банк

Почти на 400 м вытянулись узкими и невысокими ступенями полутраншей гранитные каменоломни вдоль вершины горы Руотсенкаллио (86,3 м над уровнем Балтийского моря). К ним вплотную примыкают гряды отвалов окола и бракованных блоков. На участке «Руотсенкаллио» в 1770-е – 1850-е г. добывали блоки гранитов объемом в среднем 1,4 м3, максимум – 33 м3. Длина некоторых блоков достигала 4,2–4,8 м (максимум 10–12 м) при ширине и толщине 0,5–0,7 м. Выход блоков объемом более 1 м3 составлял более 20%.

На крупнейшем карьере комплекса, Главном, расположенном в 500 м к западу от вершины горы Руотсенкаллио, в 1770-е – 1850-е гг. ломали блоки еще больших размеров (длиной в среднем 3,7 м, максимум до 6–9 м, сечением в среднем 0,7 х 0,7 м, максимум 1 х 2 м). Выход блоков объемом более 1 м3 составлял 45%, максимальный объем блоков – 90 м3 (3). Главная каменоломня имеет форму траншеи длиной 140 м, шириной от 10 до 70 м, глубиной от 5 м до 15 м. Западная часть карьера с 1885 года представляет собой водный бассейн в форме трапеции длиной 40–75 м, шириной 30–40 м, глубиной 10–15 м.

Добыча блоков на острове Тулолансаари, как и в других каменоломнях, осуществлялась буроклиновым способом, без применения взрывных работ. Вначале на очищенной от растительности и земли поверхности скалы мастер выбирал участок, где камень был однороден, плотен и без трещин. Затем он размечал контуры будущего блока, выбивая молотком и зубилом по периметру заготовки специальные борозды. В этих бороздах рабочие вручную, с помощью молота и бура, высверливали на расстоянии 5–15 см друг от друга, на всю глубину монолита, вертикальные шпуры диаметром 15–20 мм. При отсутствии пластовой трещины дополнительно сверлили горизонтальные шпуры. Далее приступали к отрыву блока от массива. Для этого использовали металлические клинья, которые по команде вбивали между пробуренными отверстиями.

Зимой добытые и вчерне обработанные блоки везли на специальных санях к пристани в Мёнтсёля. Весной с наступлением навигации блоки грузили на парусные суда (сойма-боты). На одно такое судно можно было погрузить от 20 до 35 блоков объемом 0,5–1,1 м3или 10–15 блоков объемом 1–2,5 м3, размещая их в основном в трюме. Груженные камнем суда медленно отходили от берега Тулолансаари в нелегкое плавание по неспокойному Ладожскому озеру до самого Санкт-Петербурга.

По данным сердобольского пастора Самуила Алопеуса, «голубоватый чистый гранит» с острова Тулолансаари до 1784 года пошел на украшение внешних стен Мраморного дворца, строившегося с 1768-го по 1784 год по проекту А. Ринальди (наличники окон первого этажа, простенки окон второго и третьего этажей, архитрав и карниз). С. Алопеус также писал, что летом 1784 года «здесь для огромных зданий (было) вырублено множество великих квадратных камней и высоких столбов в 2,5 аршина…» (4). Можно предположить, что эти монолиты пошли на изготовление восьми колонн Круглого зала Мраморного дворца.

Документально известно, что гранитные блоки для опор Благовещенского моста (1842–1845 гг., С.В. Кербедз, А.П. Брюллов) через Неву были добыты в начале 1840-х гг. именно в карьере Главный острова Тулолансаари (5).

Некоторые гранитные каменоломни острова Тулолансаари в XIX веке принадлежали поначалу сердобольскому купцу Матвею Ивановичу Овечкину (1821–1883), а позже, с 1883 года, его пасынку – петербургскому купцу 2-й гильдии и владельцу монументальной мастерской Андрею Андреевичу Баринову (1839–1910). Монументальная мастерская А.А. Баринова изготовила из природного камня большое количество надгробий на Смоленском кладбище и в Александро-Невской лавре. Из сердобольского гранита, добытого на острове Тулолансаари, были выполнены, например, постаменты памятников А.С. Пушкину (1880 г., А.М. Опекушин, И.С. Богомолов) в Москве и Петру I (1873 г., И.Н. Шредер, И.А. Монигетти) в Петрозаводске (6).

На основании архивных и полевых исследований можно сделать вывод, что в каменоломнях острова Тулолансаари в 1840-е гг. также были добыты крупные монолиты для некоторых колонн и атлантов Нового Эрмитажа. Материалом для десяти фигур атлантов (1844–1849, А.И. Теребенев) служит комплекс среднезернистых горных пород серого цвета, с различными минералого-петрографическими и структурно-текстурными характеристиками, объединенных термином «сердобольские граниты». Наиболее существенные различия этих пород связаны с окраской, зернистостью, степенью неоднородности структуры, составом акцессорных минералов. Гранит двух атлантов содержит отдельные темные шлиры, богатые биотитом, а также ксенолиты вмещающих пород. Три других атланта выполнены из темно-серого гранита, пронизанного сетью тонких белых плагиоклазовых прожилков (вероятно, с острова Тулолансаари). Прочие фигуры атлантов выполнены из серых гранитов, в основании переходящих в граниты с пятнами и раздувами розового полевого шпата (вероятно, с мыса Импиниеми). Один атлант, стоящий в темном углу, сложен грубополосчатым гнейсом, резко отличающимся от гранитов остальных фигур (7).

Сердобольские граниты с островов Тулолансаари, Ваннисенсаари и мыса Импиниеми широко применялись в Санкт-Петербурге. Помимо указанных выше примеров, эти замечательные горные породы, преимущественно плагиограниты и диориты, пошли на украшение Невских ворот Петропавловской крепости (1787 г., Н.А. Львов), Михайловского замка (1797–1800 гг., А. Ринальди), Казанского собора (1801–1811 гг., А.Н. Воронихин), Николаевского дворца (1853–1861 гг., А.И. Штакеншнейдер) и других. Из сердобольских гранитов различных каменоломен выполнены также постаменты памятников Петру I (1800 г., В. Бренна), Николаю I (1856–1859 гг. О. Монферран, П.К. Клодт), Екатерине II (1869–1873 гг., М.О. Микешин, Д.И. Гримм, В.А. Шретер и др.) и других.

Для строительства небольшого города Сердоболя (Сортавала) и изготовления надгробий в 1870-е – 1930-е гг. финны в основном брали сердобольский гранит (сильноогнейсованный плагиогранит с отчетливой директивностью текстуры) на соседнем острове Риеккалансаари в 4 км к востоку от города, у деревни Нукутталахти. Несколько каменоломен было заложено на самом берегу ладожского залива, часть – на крутом склоне высокой скалы. Всего в каменоломнях Нукутталахти было добыто более 5 тыс. м3 горной массы в виде блоков, бутового камня и щебня. Блоки имели объем в среднем 0,5–0,6 м3, но нередко попадались монолиты длиной до 4–5 м, шириной 0,7–0,8 м, толщиной 0,5–0,6 м. Самая крупная выработка комплекса представляет собой полутраншею длиной 90 м, шириной 20–40 м, глубиной 2–3 м.

Сердобольский гранит из Нукутталахти весьма широко применялся в архитектуре города Сердоболя-Сортавала: в качестве цокольного и бордюрного камня, для изготовления лестниц домов и опор мостов, в облицовке стен презентабельных зданий. Этот гранит хорошо принимал любую фактуру и форму. Сортавала называют «малой архитектурной энциклопедией Финляндии». Здесь можно увидеть творения известных финских архитекторов, работавших в стиле модерн, финского национального романтизма (Э. Сааринен, П. Уоттила, Я. Аренберг, У. Ульберг). Все они умело использовали в своих постройках сердобольский гранит с острова Риеккалансаари. В первую очередь, это хорошо видно в украшении зданий Народного банка (1905 г., Э. Сааринен и др.), Финляндского банка (1915 г., У. Ульберг), Объединенного банка северных стран (1913 г., У. Ульберг).

В настоящее время месторождения сердобольских гранитов не разрабатываются. На островах и побережье северной части Ладожского озера сохранились следы около 100 каменоломен разных видов этих «гранитов», которые изредка посещаются туристами и студентами. Наиболее интересные для изучения и осмотра исторические каменоломни находятся на острове Тулолансаари, где проложен интересный туристический маршрут и создается «Гранитный парк Тулолансаари».

 

Литература

  1. Глебовицкий В.А. и др. Магматизм свекофенид Приладожья, СПб.
  2. Зембицкий Я. Об употреблении гранита в Санкт-Петербурге. Горный журнал, Санкт-Петербург, 1834 г.
  3. Рылеев А.В. и др. Изучение минерально-сырьевых ресурсов каменных строительных материалов Карелии. ИГ КНЦ РАН, Петрозаводск, 1984 г.
  4. С. Алопеус. Краткое описание мраморных и других мраморных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии. Санкт-Петербург, 1787 г.
  5. Каменоломни сердобольских гранитов // Инженерный журнал, №6, 7, 1885).
  6. Вихров В.В. О местах проживания семьи Рерихов в Карелии/ в кн. Краснолуцкого А. «Сортавала», Санкт-Петербург, 2012 г.
  7. Морозов М.В., Кемпе У., Борисов И.В. Минералого-петрографические особенности «сердобольских гранитов» из исторических выработок района Сортавалы // Тезисы докладов Международной научной конференции «Федоровская сессия-2008», СПГГИ, Санкт-Петербург, 2008 г., с. 287–289.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *