Александровская колонна

Александровская колонна – от финского Фридрихсгама до Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Н.Б. Филиппов, канд. геол.-минерал. наук, ГГУП «СФ «Минерал»

Александровская колонна – самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня

30 августа 1834 года по проекту великого архитектора Огюста Монферрана в самом центре Дворцовой площади была установлена колонна из розового крупнозернистого гранита рапакиви со статуей на ее вершине высотой 47,5 м – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812–1814 гг. Монумент состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).

Изначально О. Монферран в качестве материала рассматривал более прочный серый сердобольский мелкозернистый гранит, добывавшийся в районе г. Сердобыля (ныне Сортавала). Он хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашел камня требуемых размеров без трещин.

Необходимый монолит Монферран обнаружил при добыче в Пютерлакском карьере[1] (рис. 1) в Выборгской губернии колонн для Исаакиевского собора. Это был кусок скалы без трещин размерами до 35 м в длину и толщиной до 7 м. Его оставили на всякий случай нетронутым, а когда возник вопрос о памятнике Александру I, то Монферран, имея в виду именно этот камень, составил проект в виде колонны из цельного куска гранита. «Глыба красного гранита, не имеющая недостатков, способная получить наилучшую полировку, не уступающая ни в чем самому лучшему граниту Востока, находится в карьере Пютерлакса, около Фридрихсгама, на том самом месте, откуда были извлечены 48 гранитных колонн Исаакиевского собора» (Монферран, 1836). Пютерлакский гранит, особенно полированный, очень красив, однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.

Добыча и предварительная обработка гранитного монолита

Добыча и предварительная обработка производились в 1830–1832 гг. Эти работы проводились по методу С.К. Суханова, руководили производством мастера С.В. Колодкин и В.А. Яковлев.

Способ добычи камней был примерно одинаков (рис. 2). Предварительно скалу очищали сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней, затем выравнивали на необходимую высоту лицевую часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы. Выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что те почти соединялись друг с другом. Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение.

На верхней части массива во всю его длину была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной. После чего с ее дна были пробуравлены ручным бурением скважины на всю толщу массива на расстоянии 25–30 см друг от друга. Затем в борозду по всей длине были заложены железные клинья 45 см, а между ними и краем камня – железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев. По сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним, и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы. Эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.

Рисунок 1. План карьера в Пютерлаксе. Гравюра Шрейбера по рисунку О. Монферрана. 1836 год

Рисунок 1. План карьера в Пютерлаксе. Гравюра Шрейбера по рисунку
О. Монферрана. 1836 год

Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленное ложе из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м. Общий вес камня составил около 4000 т. Всего было установлено десять березовых рычагов длиной 10,5 м и два железных, более коротких, на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие. Кроме того, было установлено девять кабестанов [2] с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива (рис. 3). Камень был перевернут за семь минут, тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года.

Рисунок 2. Вид работ в каменоломне. Литография Бишбуа и Ватто по рисунку О. Монферрана. 1836 год

Рисунок 2. Вид работ в каменоломне. Литография Бишбуа и Ватто по рисунку О. Монферрана. 1836 год

После отделения заготовки из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 т).

Следующий наиважнейший этап работы – обтеска гранитного блока. Ниже приведено описание обтески Александровской колонны полковником Экеспарре, публиковавшееся в газете «Северная пчела» за 1832 год:

«…в Феврале сего, 1832-го года, подрядчик Яковлев приступил к обделке, округлению и превращению каменной массы в колонну. По соображении и сделанным первоначально предварительных нужных приготовлений, отделена была вдоль массы, по протяжению 14 саженной длины, лишняя часть продольного состава сего огромного тела.

За сим последовало отсечение поперёк массы собственно для колонны предназначенной, двух лишних сажень, из той же 14 саженной длины, в колонне оставшейся. Раскалывание или вообще, самое отделение сие, довольно замечательное в своем роде, происходило следующим образом: вдоль по массе была уже от природы небольшая трещина; пользуясь оною частью по направлению её; потом в пазу (вырубленном в виде канавки, глубиною в 6 вершков), бурили дырья, через 1/4 аршина, а в других местах и ближе, до половины глубины

массы, прокладывали по обеим сторонам паза железные планочки; между ними клались вертикально огромные клинья, от ударов в кои кувалдами (весом от 1 до 1,5 пуда) отделилась вскоре в одном целом куске и лишняя продольная часть камня, упомянутой выше длины, которая потом, посредством деревянных ваг, сворачиваема и отбрасываема была в сторону[3]. Остальные излишки расчищались осторожно порохом, дабы не повредить массы, особенно у основания, на коем лежала колонна для удобнейшего сворачивания ее от бревенчатой подстилки, оставшейся после отторжения её прошедшей осенью и мешавшей доступлению инструментов для вытески. Поперечный двух саженный излишек таким же образом был отделен, но дырья бурили чаще, в оном месте в 1,5 вершка одну от другой, ибо камень ломается противо бегу гораздо труднее, чем по бегу, имея свои продольные слои, как и дерево, что опытом дознано.

Рисунок 3. Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере

Рисунок 3. Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере

По окончании сего, начались по правилам Архитектуры, размеры и определения двух наружных центров, составляющих середину или ось колонны и самое скругление массы посредством грубой обтёски; по выполнении чего, вся округленная сверху масса была посредством кабестанов поворачена вниз, и вновь началось скругление другой стороны. Кабестаны сии действовали прямо на массу, посредством забитых в основание задней стороны сей последней, железных пиронов, к которым прикреплены были канаты, проходившие через массу. Основание, на коем лежала вся громада, превращаемая в колонну, ничем не было уровнено, но находилось в первобытном положении после её падения и, по видимому, руководствовавшим вытеской не было в том нужды: они придерживались только верно геометрической правильности частей по показанию инструментов.

Все сии эпюры и архитектурные инструменты, при сем случае с такою пользой на деле употребляемые и руководствовавшие производством работ на каждой, так сказать, точке – были доставлены из Комиссии, Высочайше учреждённой о построении Исаакиевского собора, из С.Петербурга.

Может быть, не всем известны размеры и пропорции, употреблённые при составлении боков сей колонны. Оные заключаются в следующем: по начертании двух прямых линий, перпендикулярных между собой, в точке их пересечения, как середина или ось колонны – длина шафта от базы до капителя, а на другой проводится из той же точки, как центра, полукруг, коего диаметр равен толщине колонны в базе. По разделении первой линии, или оси колонны, на двенадцать равных частей, ведутся из сих точек разделения параллельные линии ко второй, т. е. к её диаметру. На последнем разделении, у капителя, означив определённую меру колонны из семи мест, проводят из оного параллельную линию к середине или оси, и в точке пересечения с окружностью полукруга, ведут через центр её секанса. В точке встречи сего секанса с касательною линией параллельно от диаметра к оси колонны направленную, разделяется сей тангент также на 12 равных частей. По проведении из каждой точки сего разделения секансов к центру, а потом из точек пересечения сих линий с окружностью полукруга – параллельных к оси колонны, встреча или пересечение сих параллельных линий с соответствующими таковыми же, первоначально от оси колонны к диаметру проведёнными, означит постепенное уменьшение толщины колонны к капителю, в каждой из 12 частей, от оси её параллельно проведённых так, что сии точки пересечения, взаимно соединённые в линию из нижней толщины у базы, образуют почти не заметную кривую линию, длинные стороны или бока колонны, и с тем вместе красу её составляющую.

По окончании обтёски нагрубо, стержень, или шафт, от базы до капителя, для отделки начисто, разделён был упомянутым образом на 12 равных частей, каждая часть в одну сажень. Каждая из сих частей поперёк шафта имела свой шаблон из дерева, железом обитый, в полкруга, коего диаметр соответствовал толщине колонны в каждой из сих точек. Со стороны базы, три сажени выше оной, и наконец у капителя, оставлены были поперёк всей массы ряд колец, так называемые маяки, вышиною от поверхности массы в 6 вершков, длиною по направлению колонны, у базы и среднего маяка в 1,5 аршина, а у капителя в 1 аршин 11 вершков. Концевые маяки оставлены для масштабов колонны, средний же маяк вытесан на время, для удобнейшего поднятия колонны на пьедестал, имеющий вышины со ступенями и базисом 40 футов. По поставлении колонны на место, средний маяк уничтожен, а крайние вытесаны по принадлежности.

Для продольной обтёски тела колонны и для удостоверения в верном и точном выполнении сего, проведены были из центров обоих кругов базы и капителя, два диаметра, один перпендикулярно к другому; в четырёх точках пересечения сих линий в каждой из сих двух окружностей, были сделаны вырубки для так называемых заправок в маяках, шириною в 6,5 вершков. Заправки сии, по четыре в каждом из трёх маяков, находились притом в прямой линии по протяжению длины колонны, и по сим-то заправкам протягивался тонкий шнур натуго, по всему продольному протяжению, от одного конца до другого, и посредством скоб определялось на каждом месте, с помощью деревянной рейки, вытеска лишнего гранита. Употреблены были также, для вернейшего соображения, две одной меры воробки, из двух железных перпендикуляров составленных, кои по временам завинчивались по одной к каждому концу колонны в центрах базы и капителя. В сих воробках, по сделанным в середине у концов планок прорезам и размерам, значились все 12 разделений колонны. Сверх сих инструментов, употреблялись деревянные, железом окованные рейки, длинною в 4 сажени для поверки вытесанной вдоль массы и т. д. Два огромные наугольника, один железный, другой деревянный, но крепко железом обитый, с двумя железными перпендикулярами, служили для наивернейшего проведения двух плоскостей базы и капителя, совершенно перпендикулярных с осью колонны.

При сей обтёске находилось от подрядчика ежедневно 125 человек отличнейших и опытнейших каменотесцев, поставленных по сторонам колонны в пяти рядах, по 25 человек: с обеих сторон её, внизу, в средине и вверху оной. По вытеске колонны, оная имела, при длине 12 сажень 5 вершков, толщины базы и капителя без наштабов 4 арш. 4х3/5 вершков и 4 арш. 6х6/8 вершков. Вес её вместе с маяками простирался до 45 т. пудов».

Транспортировка заготовки в Санкт-Петербург

Практически готовый Александрийский столп был готов к перевозке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот-баржу для доставки колонны, получивший имя «Святой Николай» (рис. 4) длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью до 65 тыс. пудов (~ 1100 т).

Рисунок 4. Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Рисунок 4. Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Для выполнения погрузочных работ были сооружены пристань и мол (его размеры 50×40 м). Погрузка колонны на бот производилась с деревянной платформы на конце мола, совпадающей по высоте с бортом судна (Никитин, 1939). Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.

Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24960 пудов). Кроме него на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки составил около 670 т (40181 пудов). Под этой тяжестью судно несколько изогнулось, тогда было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения несмотря на бурную осеннюю погоду (рис. 4).     Оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 года. Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи десяти кабестанов, из которых девять были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.

Рисунок 5. Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной

Рисунок 5. Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной

Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 года 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон (рис. 5, 6).

Рисунок 6. Будущий пьедестал под навесом

Рисунок 6. Будущий пьедестал под навесом

В начале лета 1832 года приступили к погрузке и доставке монолита колонны. Погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала.

Судно прибыло в карьер Питтерлакс в начале июня 1832 года, и подрядчик Яковлев с четырьмя сотнями рабочих приступил к погрузке камня. У берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиной 32 м и шириной 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань. Между пристанью и молом образовался проход (порт) шириной 13 м. Бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места выломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна. Перемещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых шесть тащили камень вперед, а два, расположенные сзади, удерживали колонну при ее движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей. Для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания.

Через 15 дней работы колонна была на пристани. На пристань и судно уложили 28 бревен длиной по 10,5 м и толщиной 60 см, по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле. Кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 человек для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. 19 июня в 4 часа утра Монферран дал сигнал к погрузке. Колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу (рис. 7). Вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались, судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола. Камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.

Рисунок 7. Погрузка стержня колонны на баржу

Рисунок 7. Погрузка стержня колонны на баржу

Люди успели отбежать, и несчастий не было. Подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 человек. Пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через четыре часа прибыли в карьер. После 48 часов непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили, и к 1 июля два парохода доставили его к Дворцовой набережной (рис. 8).

Рисунок 8. Перемещения готовой колонны от набережной к эстакаде

Рисунок 8. Перемещения готовой колонны от набережной к эстакаде

Во избежание неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферран с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной, и выровняли до вертикальной плоскости с помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора. Соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу, 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом. Кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще шесть более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на два метра на набережную. Баржу с помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а шесть удерживали баржу. Спуск прошел очень удачно в течение 10 минут.

Для дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости. Они состояли из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом, и обширной платформы. Конструкция занимала почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшуюся на 10,5 м над ее уровнем.

В центре платформы на каменном массиве из песчаника построили леса высотой 47 м, состоявшие из 30 четырех брусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями. Десять центральных стоек были выше других и наверху попарно связаны фермами, на которых лежало пять двойных дубовых балок с подвешенными к ним блоками полиспастов. Монферран сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников. Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.

Через двенадцать дней под руководством В. Яковлева монолит выгрузили на берег. Затем он был обтесан каменщиками и по специальной построенной конструкции на повозке, поставленной на литые катки, доставлен к месту подъема (рис. 8, 9).

Рисунок 9. Перемещения готовой колонны по эстакаде

Рисунок 9. Перемещения готовой колонны по эстакаде

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы, в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно посредине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указанию Бартоломео Растрелли, который за полвека до этого планировал установить здесь памятник Петру I. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место.

В дно котлована установили 1250 сосновых свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м. На каждом квадратном метре было забито по две сваи, забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура. Баба копра весила 5/6 т (50 пудов) и поднималась воротом с конной тягою.

Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду, и на всех сваях сразу делали отметки. Между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия. И на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней. Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу. Несмотря на бо́льшую высоту подъема, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт. Остальные части пьедестала (притесанные гранитные блоки) устанавливались на цоколь на растворе и с креплением стальными скобами.

Рисунок 10. Конструкция гранитного Рисунок 11. Установка постамента на фундамент пьедестала и лесов с каменным основанием для установки колонны. Литография Ру по рисунку О. Монферрана. 1936 год

Рисунок 10. Конструкция гранитного пьедестала и лесов с каменным основанием
для установки колонны. Литография Ру по рисунку О. Монферрана. 1936 год

На фундамент поставили монолит весом 400 т, который стал основанием пьедестала (рис. 10, 11). Для этого была построена платформа, на которую он был закачен при помощи катков по наклонной плоскости. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой. «При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы – прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар».

После того как под монолит подвели подпорки, работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки. Камень вкатили на фундамент и точно установили. Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами, и приподняли камень на высоту порядка одного метра. Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит. О. Монферран так это описал: «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною легкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Рисунок 11. Установка постамента на фундамент

Рисунок 11. Установка постамента на фундамент

Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтесанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м. Под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости. Третьего февраля 1832 года камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости. Здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, он упал одним краем на песок и затем был легко перевернут.

После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть. Для этого под камень подвели 24 стойки высотой около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая. Когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону. Оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров.

Эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки. Образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора.

Самой сложной задачей, стоявшей перед строителями, была установка колонны. На базе разработок генерал-лейтенанта А.А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъемная система (Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, 1982). В нее входили строительные леса в 22 сажени (47 м) высотой, 60 кабестанов и система блоков. У готового пьедестала из кирпича был выложен временный массив до отметки основания колонны (10 м от уровня земли) для установки лесов. Система лесов отличалась от исаакиевской лишь тем, что кусты, собранные из стоек (Никитин, 1939) были различной высоты и бо́льшего сечения (максимальное – 45х45 см).

Сначала по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов, и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки. Другая система блоков находилась на вершине лесов. Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами было намотано на кабестаны, расставленные на площади (рис. 12).

Рисунок 12. Начало подъема колонны

Рисунок 12. Начало подъема колонны

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъема – 30 августа 1832 года. Посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь; окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. На поднятие приехали государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли, и ее завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на свое место (рис. 13). Народ громко закричал: «Ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.

Рисунок 13. Денисов Александр Гаврилович. Подъем Александровской колонны. 1832 год

Рисунок 13. Денисов Александр Гаврилович. Подъем Александровской колонны. 1832 год

Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали – на это потребовалось два года. Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года (главное фото).

Источники

О. Монферран. «План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру I», Париж, 1836 г.

Никитин Н.П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. – Л., 1939 г.

Архитектурно-художественные памятники Ленинграда. «Искусство», Л., 1982 г.

https://vk.com/album-9313481_182655468
http://www.hellopiter.ru/Alexandria_pillar_pic.html

[1] Современная деревня Пютерлахти, община Виролахти, Финляндия.

[2] Кабеста́н (от франц. cabestan) – механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.

[3]Отколотый продольный излишек сей разрублен впоследствии на три части, каждая вглубь длин. в 4 сажени 1 аршин, шириною в 1 сажень 8 вершк., и вышиною в 2 аршина 2 вершка. Оные изготовляются для трёх цельных ступеней с лещадками с каждого фасада монумента. Четвертая подобная выломана из горы особо.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *