Лиственит в интерьерах Санкт-Петербурга и его пригородов

А.А. Золотарев, доцент кафедры минералогии, канд. геол.-минерал. наук, СПбГУ

И.А. Савченок, ООО «Реставрационные технологии»

Лиственит[1] – метасоматическая горная порода, преимущественно кварц-карбонатного состава, впервые была описана немецким геологом Густавом Розе на Среднем Урале (Березовское месторождение), сопровождавшим знаменитого географа и натуралиста Александра фон Гумбольдта во время путешествия по России в 1829 году. Результаты своих наблюдений Розе опубликовал в 1837-м (первый том) и в 1842 году (второй том). Главными минералами этой горной породы Розе назвал кварц, карбонат (Bitterspath – горький шпат, иначе доломит) и тальк. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона находим следующее определение: «лиственит – местное название, данное Г. Розе тальковому сланцу, содержащему кварц и горький шпат и встречающемуся в Березовске и в других местах на Урале».

Листвениты красивых ярко-зеленых окрасок с различными оттенками нашли применение в качестве декоративного камня. Зеленый цвет поделочного лиственита определяется присутствием в нем хромсодержащего мусковита – фуксита (у Г. Розе эта разновидность слюды названа, видимо, тальком). Академик Александр Евгеньевич Ферсман называет листвениты Урала фукситовыми кварцитами, фукситовыми сланцами или зелеными мраморами[2]. Он обращает внимание на декоративные свойства этих пород, которые «могут быть весьма красивым поделочным материалом».

А.Е. Ферсман отмечает, что некоторые попытки их применения в поделочном деле предпринимались. «В небольшом масштабе у нас использовались мраморы, окрашенные в зеленый цвет хромовыми слюдами, на Среднем Урале: таково месторождение так называемого Невьянского мрамора с зелеными и желтоватыми жилками из каменоломни на Мраморной горе, на берегу Невьянского заводского пруда, в 3 в. от самого Невьянска. Согласно архивным данным, мрамор был открыт около 1835 года и работался как для колонн, так и для мелких изделий. В 1835-м году было добыто 1400 пудов по цене 25 коп. за пуд, но дальнейшие работы весьма затруднялись притоком воды из пруда. При обработке камень представляет много затруднений, так как содержит много включений кварца и доломита и местами переходит в типичную породу “лиственит”».

Таким образом, А.Е. Ферсман все же различает «невьянский мрамор» и «лиственит». Напротив, другой исследователь поделочных камней Урала, Иван Самсонович Левандо, лесничий и первый хранитель музея при Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ), слывший опытным охотником и знатоком минералов, опубликовал заметку под названием «Орнаментные камни в Пермской губернии»[3], в которой указывал, что «Невьянский мрамор – есть лиственит зеленого цвета с желтыми полосами».

Лиственит является оригинальным и достаточно редким декоративным камнем, использовавшимся очень непродолжительное время при оформлении каминов, полов и стен, а также для производства художественных изделий (вазы, столешницы, консоли, постаменты и др.). В Санкт-Петербурге этот декоративно-облицовочный материал можно встретить в убранстве некоторых дворцов и особняков. Особенно часто его использовал в своем творчестве русский архитектор немецкого происхождения Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Фото 1. Мозаичный пол Столовой Царицына павильона, в ходе (а) и после реставрации (б)

Фото 1. Мозаичный пол Столовой Царицына павильона, в ходе (а) и после реставрации (б)

Перечислим наиболее известные примеры использования лиственита как декоративного камня (к сожалению, не все из них сохранились до наших дней).

В 1838–1847 гг. на месте Козьего болота – болотистой местности к югу от Верхнего парка Петергофа – садовым мастером Петром Ивановичем Эрлером, архитектором П. Архиповым и инженером-гидрологом М. Пилсудским был создан новый парк, получивший название Колонистский. В парке был вырыт искусственный пруд с островами, на которых архитектором Андреем Штакеншнейдером были построены Ольгин и Царицын павильоны в итальянском стиле. Царицын павильон, возведенный в 1842–1844 гг., был подарком Николая I супруге, императрице Александре Федоровне.

Архитектор широко использовал природный камень в отделке и убранстве павильона. Одним из уникальных сохранившихся элементов декора Царицына павильона является подлинная помпейская мозаика I века н. э, искусно вмонтированная архитектором в пол Столовой. Фризы и боковые части мозаичного пола были выполнены по рисункам А.И. Штакеншнейдера из различных сортов природного камня мастерами Петергофской гранильной фабрики под руководством архитектора из Флоренции Л. Жоффрио[4]. Мозаика была приобретена Николаем I у герцога Максимилиана Лейхтенбергского специально для Царицына павильона в 1850 году. Известен рапорт Петергофского дворцового правления об окончании работ по установке в Столовой «фриза и боковых частей» античной мозаики. В нем указано, что они были выполнены из «порфира, крепкого сибирского и итальянского мрамора»[5].

В ходе реставрационных работ 2003–2004 гг. нами было выполнено детальное минералого-петрографическое исследование всех видов природного камня, использованных в декоре Царицына павильона. И одной из неожиданных находок, вызвавшей определенные трудности при ее идентификации, оказался мрамор зеленого цвета в обрамлении помпейской мозаики (фото 1). Проведенные исследования позволили установить минеральный состав этого декоративного камня (об. %): магнезит – 80, кварц – 5–10, пирит – 5–10, фуксит – менее 5, и убедительно доказать, что это уральский лиственит (березовский или невьянский). Главный минерал лиственита – магнезит – представлен своей маложелезистой разновидностью, количество сидеритового компонента варьирует от 5 до 15 мол. %. Содержание хрома в мусковите сильно различается и составляет от 1 до 7 масс. % Cr2O3. Ниже приведена одна из рассчитанных нами кристаллохимических формул фуксита – минерала, во многом определяющего декоративные свойства лиственита:

(K0,94Na0,06)1,00(Al1,61Cr0,18Mg0,15Fe2+0,04Fe3+0,02)2,00((Si3,19Al0,81)4,00O10)(OH)2.

В литературе можно найти еще несколько примеров использования архитектором А.И. Штакеншнейдером лиственита. Один из них – это Мариинский дворец, построенный в 1839–1844 гг. для дочери Николая I – Марии, выходившей замуж за герцога Лейхтенбергского. Парадные сени дворца украшают четыре колонны из розового тивдийского мрамора и восемь пилястр из искусственного мрамора под цвет колонн, «камин зеленого сибирского мрамора неожиданно дополнял цветовую гамму Парадных сеней»[6]. Другой пример – это Ново-Михайловский дворец, построенный в 1857–1862 гг. для сына Николая I – Михаила. Среди жилых помещений первого этажа особо выделялась комната «с бассейном». Бассейн, представлявший собой углубление в полу, до нашего времени не сохранился. Стены облицевали розовым искусственным мрамором, обрамленным деталями из зеленого мрамора.

Фото 2. Малахитовая ротонда и ее мозаичный пол. Эрмитаж

Фото 2. Малахитовая ротонда и ее мозаичный пол. Эрмитаж

В собрании Эрмитажа можно также найти примеры использования уральского лиственита как декоративного или поделочного камня. Из «вновь открытого мрамора с зелеными прожилками» в феврале 1833 года Кабинет Его Императорского Величества заказал целую партию чаш, ваз и столешниц[7]. В Эрмитаже представлены парные вазы из невьянского лиственита яйцевидной формы, изготовленные на Петергофской гранильной фабрике в 1830-е гг., а также чаша, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1835 году[8], в настоящее время она установлена на площадке второго этажа Театральной лестницы.

Выдающимся образцом использования различных по цветовой гамме декоративных камней в Эрмитаже является «малахитовая сень». Она была подарком Анатолия Николаевича Демидова императору Николаю I, как «царское место» для строящегося Исаакиевского собора. «Клетка», а более вероятно сам даритель, не вызвали у императора интереса, и ее установили сначала в Таврическом дворце, а затем по распоряжению Александра II перенесли в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С 1958 года «малахитовая сень» под названием «ротонда» стала экспонатом Эрмитажа. Великолепный пол ротонды выстлан мозаикой из уральских цветных камней: мрамора, яшмы, орлеца и зеленого лиственита (фото 2).

Две небольшие вазы из уральского лиственита украшают камин в Лепной гостиной Шереметевского дворца, одна ваза хранится в запасниках ГМЗ «Петергоф», несколько постаментов под скульптурой из этого декоративного камня есть в Эрмитаже.

Как видно из приведенного обзора, до настоящего времени не выявлено ни одного примера применения лиственита в декоре и облицовке фасадов зданий Санкт-Петербурга и его пригородов. Этот природный камень достаточно редко можно встретить в интерьерах дворцов и особняков в сохранившихся облицовках стен и полов. Более частыми являются предметы декоративно-прикладного искусства, облицованные этим камнем (пристенные камины) или целиком выполненные из него (вазы, пьедесталы и пр.). Этой публикацией мы хотели обратить внимание читателей на мало знакомый широкой публике, но очень интересный природный декоративно-поделочный и облицовочный камень с Урала[9] – лиственит, идентификация которого в произведениях искусства может вызвать сложности и даже ошибки.


[2]
Ферсман А.Е. Драгоценные и цветные камни России. Т.1. 1920. С. 215–216.[1] Необходимо отметить, что в искусствоведческой литературе название этого декоративного камня обычно пишется через три «и» – листвинит.

[3] Пермские губернские ведомости, 1882, №49.

[4] Рудоквас И.А., Пащинская И.О. Античный мозаичный пол столовой Царицына павильона в Петергофе // Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. I.) 2010 – СПб.: – Издательство «Европейский дом». С. 81–89. Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб. 1868. С. 98.

[5] Вернова Н.В. Царицын павильон в Петергофе. Историческая справка. Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». 1972. Р-258. С. 51.

[6] Петров Г.Ф. Дворец у Синего моста: Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. СПб. 2007. С. 109.

[7] Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков. 2007. С. 115–116.

[8] Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков. 2007. С. 229–230.

[9] За рубежом известен сходный по минеральному составу декоративно-поделочный камень под названием «марипозит» (название по месту находки – округа Mariposa, Калифорния). В США и Европе под этим брендом фигурирует декоративный мрамор, содержащий различные количества доломита и кварца с прожилками зелёной хром содержащей слюды. Он используется в качестве декоративного материала в строительстве и в ювелирном деле. Ювелирные изделия из такого камня могут продаваться также под торговым названием «изумрудный кварц».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *