71 шк. Модеь 4

Проект «Школьный экологический сертификат» в Санкт-Петербурге

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

С.В. Алексеев, д.п.н., профессор;

Н.В. Богатенкова, магистр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Пятого января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

в вене группаОднако проблемой программ экологического образования является их фрагментарный характер, обусловленный тем, что предлагаемые или разрабатываемые школами проекты и мероприятия нацелены на решение какой-либо отдельной проблемы, связанной с экосредой города.

Известно, что зарубежное экологическое образование в школе имеет системный характер и базируется на положениях экологического менеджмента, применение принципов которого может быть полезно для развития отечественного экологического образования. Ориентация системы образования на идеи экологической политики Санкт-Петербурга до 2030 года предполагает широкое развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Тема устойчивого развития цивилизации для всех стран является крайне актуальной. Поэтому, когда в 2016 году австрийским министерством образования и науки и организацией «КультурКонтакт Австрия» было предложено взаимодействие в области экологического образования, администрация Санкт-Петербурга и образовательные учреждения нашего города охотно включились в работу по проектированию совместной деятельности.

вручение экосерт общаяПроект «Школьный экологический сертификат» был нацелен на то, чтобы сделать работу в области экологического образования и просвещения целостной, комплексной. В планирование по проекту были включены все субъекты образовательного процесса – представители городской администрации, руководители образовательных организаций, учащиеся и родители, представители методических служб районов и города.

Целью проекта является создание условий для устойчивого развития экологической культуры в образовательной организации как составляющей системы качества работы образовательной организации.

Главной задачей проекта стала разработка региональной инновационной системы оценки экоменеджмента работы образовательной организации как компонента модели оценки качества образовательной среды.

Выставка поделок 179В рамках проекта было реализовано большое количество мероприятий по следующим направлениям деятельности:

— совместная с австрийскими партнерами разработка критериев оценки качества развития экологического направления в образовательных учреждениях (экологический сертификат);

— апробация разработанных критериев в пилотных образовательных учреждениях города;

— проведение обучающих семинаров на базе СПб АППО и образовательных учреждений – участников проекта;

— разработка и реализация программ повышения квалификации на базе СПб АППО с участием австрийских коллег;

— разработка программы развития экологического направления в образовательных учреждениях участников проекта с учетом установленных критериев;

— обмен опытом между участниками проекта, обобщение опыта.

Рис_3 модель 91 шкСистемообразующей методологией санкт-петербургской модели экосертификации образовательных организаций стал средовый подход – методологический подход, описывающий влияние факторов внешней среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований, и наоборот – влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (природной, культурной, техногенной, образовательной и др.).

Образовательная среда детского сада, школы, лицея, гимназии, института, университета и т. п. имеет свою специфику. В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека в нем. Эти доминанты отражаются в различных философских и психолого-педагогических концепциях.

Принципы экологического менеджмента образовательной организации, образования для устойчивого развития стали базовыми для формирования ключевых критериев экосертификации. Выбраны следующие семь основных направлений деятельности «зеленой школы»:

  1. Образование для устойчивого развития (ОУР) призвано помочь нам найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества. Целью концепции устойчивого развития является построение постоянно развивающейся образовательной среды, которая позволит каждому раскрыть свой личностный потенциал в различных областях, стать активным гражданином на местном, национальном и глобальном уровне.
  2. Безопасная среда. Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, полицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз; обучение учащихся и педагогов методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих
  3. Здоровая среда. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения является организация работы по формированию экологически благоприятного, здоровьесберегающего образовательного пространства. Инфраструктура образовательной организации, ее материально-техническая оснащенность, сетевое взаимодействие с учреждениями здравоохранения и другими партнерами позволяет проводить здоровьесберегающую и здоровьесозидающую деятельность, экологическое обучение и воспитание на высоком уровне.
  4. Здоровое питание. Системная организация здорового питания включает в себя и внедрение научных основ формирования рационального питания детей и подростков школьного возраста, и реализацию комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей.
  5. Ресурсо- и энергосбережение. «Зеленая школа» – это современное комфортное и безопасное для человека пространство, которое рационально расходует собственные ресурсы, тем самым способствуя сохранению планеты для будущих поколений. Путь к «зеленой школе» лежит через реализацию простых, малозатратных и быстрых в исполнении рекомендаций.
  6. Экологическая среда. В федеральных государственных образовательных стандартах выделены требования не только к прогнозируемым образовательным результатам и структуре образовательных программ, но и к условиям реализации образовательных программ. Одним из таких важных условий является создание экологически грамотной образовательной среды образовательного учреждения. Требования СанПиНов, противопожарной и энергобезопасности предъявляют строгие требования к помещениям образовательного учреждения и территории, ему принадлежащей. Этот минимум Экошкола дополняет за счет реализации «зеленого» направления в формировании корпоративной культуры, уклада жизни образовательной организации, проведения эколого-социальных акций, экологизации пришкольной территории.
  7. Управление и менеджмент. Экологический менеджмент – это «экологически осознанное управление предприятием». Школьный экологический менеджмент включает в себя не только отражение идей устойчивого развития в программе развития школы и наличие их в концепции (программе) инновационной деятельности образовательной организации, но и реализацию системы государственно-общественного управления в школе по направлению экологизации среды, социальное партнерство, наличие «зеленого подхода» при проведении финансово-хозяйственной деятельности, развитие кадрового потенциала и многое другое.

 

МОДЕЛЬ ЭКОСЕРТИФИКАЦИИ

Снимок

Экологическая сертификация рассматривается как одна из форм государственно-общественного контроля за качеством образовательных услуг в образовательных организациях и носит добровольный характер. Объектами сертификации являются образовательный процесс (образовательные услуги), система управления и менеджмента образовательной организации; достигнутые образовательные результаты, условия реализации образовательного процесса. Данные позиции соответствуют системе менеджмента качества (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011) и системе экологического менеджмента (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ РИСО 14001-2007).

семинар аппоВ работу по разработке критериев и индикаторов (показателей) качества экологической среды школы включились десятки образовательных организаций Санкт-Петербурга. Это образовательные организации всех уровней образования – дошкольного, общего среднего, дополнительного. Сформировалась сеть образовательных организаций, реализующих экопроекты или программы развития с учетом разработанных критериев. Работа велась в рамках урочной, внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования детей.

Наиболее активные участники проекта провели апробационную самооценку, взаимооценку и внешнюю экспертизу деятельности своих образовательных организаций по разработанным критериям. Проведены мастер-классы по методике работы со школьниками на базе лицея №82 Петроградского района, лицея №389 Кировского района, «Центра экологического образования» ДДЮТ «У Вознесенского моста», детского сада №16 Пушкинского района, школы №16 Василеостровского района, школы №71 Калининского района Санкт-Петербурга.

у вознес мостаСеминары, проведенные австрийскими экспертами Зингинде Биндер-Кнолл, учителем гимназии Boerhaavegasse, уполномоченной по вопросам экологического воспитания, Эльвирой Кройцпойнтнер, специалистом отдела образования Министерства по вопросам охраны окружающей среды Австрии, Элизабет Шнайдер, старшим государственным чиновником, сотрудницей отдела по охране окружающей среды на предприятии и технологиям Министерства по вопросам охраны окружающей среды Австрии, сотрудниками кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, стали не только площадкой для обмена опытом и овладения новыми технологиями в области экологического образования. Они позволили выработать общие подходы к пониманию сути работы в области экоменеджмента, сформировать свои собственные модели, формы деятельности в данном направлении.

Уже в июне 2015 года были предложены первые проекты образовательных организаций – претендентов на получение школьного экологического сертификата. С ноября 2016 года образовательные учреждения принимали участие в городском конкурсе «Школьный экологический сертификат», итоги которого были подведены 25 января 2017 года в рамках эколого-образовательного форума «Год экологии в системе образования Санкт-Петербурга». Представлены новые проекты в области экологического образования. Свыше 130 педагогов Санкт-Петербурга приняли участие в форуме.

Рис_2б модель 91 шк25 октября – 2 ноября 2015 года и в декабре 2016 года по приглашению «КультурКонтакт Австрия» состоялись выездные семинары для педагогов образовательных организаций Санкт-Петербурга (участниц проекта) в Вену (Австрия) по теме «Менеджмент экологической деятельности образовательного учреждения». Программа семинара включала в себя посещение образовательных учреждений Вены, участвующих в аналогичном проекте, учебные занятия по теме семинара, посещение экообъектов на территории Вены и пригородов. В рамках учебного визита делегация Санкт-Петербурга посетила образовательные учреждения, приняла участие в круглом столе, организованном федеральным Министерством охраны окружающей среды, водного, сельского и лесного хозяйства Австрии, представила результаты реализации проекта в Санкт-Петербурге, предложила идеи по дальнейшему развитию проекта.

В феврале 2018 года началось обучение экспертов и консультантов для проведения экологической сертификации образовательных организаций Санкт-Петербурга из числа представителей базовых образовательных учреждений проекта.

В проекте «Экологический сертификат образовательной организации» большое внимание уделяется разным аспектам жизнедеятельности образовательного учреждения – от целевых установок урока до подходов к утилизации отходов и закупке безопасного и экологически чистого материала для технического обеспечения функционирования школы. Проект предполагает социальную активность и проявление гражданской позиции учащихся, не только овладение знаниями, но и их применение, проектную познавательную деятельность. Но наиболее важным для нас является то, что проект позволяет совершенствовать систему менеджмента качества образования.

В настоящее время в Санкт-Петербурге предложена процедура экологической сертификации образовательных организаций, которая была апробирована в 2018 году. Процедура экологической сертификации предусматривает два этапа:

  1. Внутренний аудит (самообследование) по критериям и показателям экологической сертификации.
  2. Внешнюю экспертизу деятельности образовательной организации со стороны представителей общественного органа сертификации, в который входят представители экспертного сообщества, образовательных учреждений, государственных органов управления и общественных организаций.

Шестого февраля 2019 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялось торжественное вручение первых сертификатов. Заветные экосертификаты получили средняя школа №71 Калининского района, детский сад №16 Пушкинского района, лицей №179 Калининского района, средняя школа №562 Красногвардейского района, средняя школа №16 Василеостровского района и Дворец творчества «У Вознесенского моста».

Проект «Школьный экологический сертификат» инициировал появление новых направлений в работе школ, кружков, ученических проектов, инновационных продуктов, программ повышения квалификации в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Своей работой участники проекта смогли привлечь внимание широкой общественности к проблеме формирования и развития экологического сознания. Надеемся, что «Школьный экологический сертификат» станет одним из ведущих направлений в области развития образования.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *