1

Яхтсмены об экологии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Помощник капитана яхты Л-6 «Онега» Виталий Шушпанов отвечает на вопросы яхтсмена-любителя Надежды Мощениковой (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)

Виталий Шушпанов. Фото Руслана Дементьева

Виталий Шушпанов.
Фото Руслана Дементьева

Здравствуйте, Виталий! Расскажите о себе: кем работаете, на каких яхтах ходите?

– Добрый день, Надежда! Я родился и вырос в Казахстане, в небольшой деревне Большая Владимировка, где нет ни малейшего намека не только на паруса и яхты, но и на водоемы. Всегда вел активный образ жизни, занимался спортом. После школы уехал в Петербург, здесь же получил высшее образование. Работаю по профессии, инженер-конструктор. Вскоре после переезда увлекся морем. В 2009 году стал участником регаты «Tall Ship Race» на немецком бриге «Roald Amundsen». С 2013 года вошел в экипаж яхты класса Л-6 «Онега». В настоящий момент являюсь одним из помощников капитана Никиты Бриллиантова.

Как вы считаете, почему парусный спорт можно назвать экологичным?

– Парусный спорт можно назвать относительно экологичным. Есть ряд моментов, имеющих негативное влияние на окружающую среду. Однако в защиту стоит сказать, что в яхтинге минимально используется ископаемое топливо. Главная движущая сила – ветер, таким образом мы минимизируем свой углеродный след. Также яхтинг – один из самых тихих видов спорта, имеет максимально низкий уровень шумового загрязнения. Более того, в наши дни совершенствуются методы строительства яхт и их оборудования. Растет число строителей, интегрирующих солнечные панели в яхты для производства энергии. Что касается самих яхтсменов, то наш вклад в сохранение окружающей среды проявляется в основном на бытовом уровне: осуществление закупки только самого необходимого в виду отсутствия места и условий для длительного хранения (таким образом сокращается бессмысленное потребление); использование большего количества продуктов, подлежащих вторичной переработке, и, самое главное, невыбрасывание мусора за борт.

Борьба экипажа «Онеги» со встречным ветром. Фото Антона Маханова

Борьба экипажа «Онеги» со встречным ветром. Фото Антона Маханова

Классические яхты (например, «Онега») построены из дерева – они требуют очень тщательного ухода и регулярной реставрации. Современные гоночные яхты часто строят из стеклоткани, пластика и углесодержащих волокон (карбона). На ваш взгляд, из каких материалов экологичнее всего строить яхты?

– Затрудняюсь дать однозначный ответ. Не существует идеального материала для постройки яхты – каждый из них обладает особенными характеристиками. Яхты из стекловолокна имеют ряд преимуществ, однако в составе материала имеются полиэфирные и эпоксидные смолы. Как и любой клей, они токсичны в жидком состоянии. Но многие считают, что после затвердевания смолы неспособны нанести какой-либо вред. Дерево – натуральный материал, один из самых прочных и устойчивых, но для эксплуатации в воде обрабатывается различными гидроизолирующими составами, необрастающими красками, лаками, смолами, а их состав практически никогда не бывает абсолютно натуральным и безвредным. То же могу сказать о металле. Думаю, что при выборе материала необходимо руководствоваться в первую очередь назначением яхты, сроком эксплуатации, местонахождением строительства и бюджетом.

Как вы пришли к экологичному образу жизни? Вам прививали его с детства или это ваше взрослое решение?

– В детстве образ жизни нашей семьи сам по себе был довольно экологичный. Родители жили натуральным хозяйством. Со временем, когда появились сложные отходы типа батареек и пластиковой упаковки, никто еще не задумывался об их вреде – все попросту выбрасывалось или сжигалось вместе с другими неорганическими отходами. Органические отходы, как и прежде, утилизировались экологичным путем: в компост, на корм животным. Впервые я задумался о безопасной утилизации отходов, когда был студентом. В это время как раз появились первые движения в сторону положительных перемен, стала доступной информация. Но активно начал сдвигать свой образ жизни в экологичном направлении относительно недавно.

«Онега» – классическая крейсерская яхта, сделана из дерева. Фото Анастасии Елисеевой

«Онега» – классическая крейсерская яхта, сделана из дерева. Фото Анастасии Елисеевой

Удается ли вам пропагандировать среди друзей экологичный образ жизни? Например, убедить людей отказаться от чрезмерного использования пластика, заменять его на многоразовые материалы. На яхте ведь не используют одноразовую посуду и пластиковые стаканчики?

– Думаю, что среди друзей и родственников пропаганда весьма успешна. Сам образ жизни нашей семьи транслирует отношение к экологии, люди это видят. С друзьями и экипажем тема отходов и разделения регулярно всплывает, а родственники и сами все видят. Мы подарили всем джутовые сумки для походов за продуктами. Одноразовую посуду на яхте не используем.

Расскажите о вашем личном отношении к вопросам окружающей среды.

– На данный момент стараюсь осознанно подходить к проблемам окружающей среды. На это немало повлияли поездки в другие города и страны, где для меня стала очевидной «пластиковая угроза». Например, побережье Шри-Ланки просто утопает в мусорных волнах. Думающие местные жители сетуют на то, что англичане научили их производить пластик, но не научили его перерабатывать. После увиденного больше не хочется думать, что «моя хата с краю». Задумался, что лично я могу сделать на уровне своей семьи, чтобы уменьшить свой вклад в эту проблему.

А что нужно делать конкретно? Многие экологически образованные люди продолжают покупать молоко в пластиковых бутылках, но сдают их в переработку.

– Я не претендую на звание знатока, поэтому делаю что могу на своем уровне – разделяю отходы и сдаю в переработку. Но также немаловажно сократить свое потребление! Мы уже давно не берем пакеты в магазинах и выбираем товары в упаковке, подходящей для переработки. Используем многоразовые контейнеры и бутылки для воды.

«Онега» со старта вырывается вперед на регате Санкт-Петербургской парусной недели. Фото Анатолия Лавровского

«Онега» со старта вырывается вперед на регате Санкт-Петербургской парусной неделе. Фото Анатолия Лавровского

Помимо многоразовых сумок для покупок экологи переходят на многоразовые мешочки из полиэтиленовой сетки – они производятся из переработанного пластика. В них можно взвешивать овощи и фрукты, чтобы не копить прозрачные пакетики.

– Да, мы тоже такие приобрели недавно – в России подобная практика пока не очень широко распространена. Например, в Финляндии многоразовые мешочки из сетки в овощных отделах супермаркетов выложены рядом с привычными полиэтиленовыми пакетами.

Какие еще проблемы экологии, на ваш взгляд, актуальны для Санкт-Петербурга и требуют скорейшего решения?

– Помимо промышленного загрязнения воздуха и воды я бы еще отметил повсеместное сокращение зеленых насаждений на территории города и увеличивающуюся проблему отходов.

Яхт-клуб на Петровской косе – довольно зеленое место. Как думаете, стоит ли проводить его благоустройство для организации общественного и культурного пространства или и так хорошо?

– Благоустройство яхт-клуба проводить несомненно стоит, но с фокусом на парусный спорт. Главная задача администрации клуба и всех яхтсменов – донести до горожан, что парусный спорт доступен каждому, а городские комитеты должны создать условия для развития оконечности Петровской косы как современного общегородского центра для занятий парусным спортом. Сейчас собственник яхт-клуба разрабатывает свою концепцию реконструкции, но она предполагает серьезную капитальную застройку и коммерциализацию территории. Идут переговоры, представители города и яхтенная общественность предлагают свои варианты развития. Важно найти такое решение, которое одинаково устроит все стороны и позволит не только сохранить, но и вывести на качественно новый уровень старейший из действующих яхт-клуб России, оставив его при этом доступным для всех горожан.

Как вы относитесь к проектам строительства мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов в Петербурге? Ведь накопленного мусора уже очень много…

– Мусоросжигательные заводы существуют по всему миру. К сожалению, это вынужденное решение. Что касается Петербурга, то я не поддерживаю эту идею. Мусоросжигание – это крайняя мера для того, что нельзя переработать или утилизировать безвредным способом. Мы до сих пор не прошли и первой ступени (переработка), а уже сооружаем последнюю (сжигание). Более того, как показывает практика, в нашем государстве нет строгого контроля над соблюдением санитарных норм. Большинство противников этой идеи считают, что никто не будет следить за количеством и составом выбросов, а также своевременно менять фильтры. К сожалению, я склонен с ними согласиться.

Видите ли вы прогресс в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды в нашей стране / городе?

– Да, прогресс хоть и медленный, но есть. Я считаю, что в нашем государстве реальные изменения становятся возможными тогда, когда их необходимость осознает и начинает требовать простой народ. Лично я вижу перемену в сознании людей. Даже в собственной семье. Например, родители моей супруги отчаянно сопротивлялись нашим уговорам задуматься о вопросе отходов. Но вода камень точит. Глядя на наш образ жизни, они постепенно перестали отрицать проблему, а посетив однажды акцию раздельного сбора в своем городе и вдохновившись количеством людей, принимающих участие, перешли на нашу сторону. И теперь у нас есть еще одна общая тема для разговоров!

Еще один пример – это ЭкоТехноПарк «Шиес» в Архангельской области. Посмотрите, как много противников строительства этого полигона! Люди по всей стране вышли с протестами. Хочется думать, что гражданская позиция в России приобретает какое-то значение. Что касается нашего города – очевидно, что сейчас создаются условия для поддержания экологичного образа жизни: пункты приема вторсырья имеются практически в каждом районе, проводятся ежемесячные акции раздельного сбора отходов, повышается осведомленность граждан о проблеме бытовых отходов и способах ее решения. Безусловно, мы еще в начале пути, но у нас есть все шансы на позитивные изменения. Главное – не останавливаться.

Вы наверняка много путешествуете по другим странам. Какие города или страны, на ваш взгляд, наиболее экологичны и почему?

– Из того, что мне удалось увидеть, могу сказать, что страны Северной Европы ушли в вопросе экологичного образа жизни очень далеко. Сложно ответить почему – мне не приходилось там подолгу жить. Но полагаю, что общий высокий уровень жизни людей, более спокойная политическая обстановка и сильная гражданская позиция влияют на уровень их осознанности. Еще мне кажется, что наша оторванность от природы и большая территория страны (в отличие от североевропейских соседей) не дает нам осознать масштаб проблемы. Живя в городах, мы просто не видим, что происходит за их пределами.

В Европе широко развита социальная реклама, в том числе и по экологическим проблемам. Как думаете, такой подход может сработать в России?

– Абсолютно согласен с таким подходом. Считаю, что в этом и кроется успех европейской борьбы с мусором. Позитивная пропаганда – вещь необходимая в нашем обществе во многих сферах. Мне кажется, стоит брать пример с других государств, где это работает. В США, например, ведется успешная пропаганда здорового образа жизни. Отсюда минимальное количество курящих среди американцев, большое внимание уделяется спорту. В Северной Европе культивируют идею бережного отношения к природе. Я считаю, что прежде всего нам стоило бы учиться на чужих ошибках: американские и европейские страны столкнулись с проблемой отходов задолго до нас. А мы сейчас наступаем на те же грабли. В таком случае стоит позаимствовать и некоторые из их методов решения этой проблемы.

Принимали ли вы участие в каких-нибудь экологических акциях или мероприятиях? Если да, расскажите о них подробнее.

– Периодически по необходимости принимаю участие в ежемесячной акции «Раздельный сбор». Участвую в субботниках в парке в нашем районе и в родном Санкт-Петербургском речном яхт-клубе. Субботники в нашем яхт-клубе проводятся ежегодно, участие в них добровольное. Желающих присоединиться среди яхтсменов всегда много, т. к. море приучает к чистоте и порядку.

Каким образом вы прививаете бережное отношение к природе своим детям – на личном примере, чтением книг и статей в Интернете на эту тему или участием в специальных экологических мероприятиях?

– Я верю утверждению, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему». Дети подсознательно усваивают установки своих родителей. Поэтому нужно воспитывать своим примером. Общество тоже играет свою роль. Например, этой весной в разных районах города устраивали спортивно-развлекательные мероприятия для детей и их родителей на тему раздельного сбора и переработки отходов. В игровой форме детей знакомили с этой темой. Отрадно видеть, что количество сознательных родителей растет с каждым годом.

Экология и спорт для вас – это отдельные сферы деятельности или совместимые? Вы пробовали организовать раздельный сбор отходов на яхте?

– Безусловно совместимые. И то, и другое – образ жизни, мышления. Когда вы начинаете зацикливаться на деталях, вы можете найти способы уменьшить воздействие на окружающую среду везде, куда бы вы ни посмотрели. Всегда можно сделать больше. Однако яхтинг – это командный вид спорта. Отсюда сложности в организации общего «экологичного» быта, так как еще не все члены экипажа «в теме». Но мы непременно что-нибудь придумаем!

А куда вообще деваются отходы, например от приготовления пищи на яхте во время длительных переходов? За борт не выбросишь, места на судне мало…

– Отходы складируются в ахтерпике (кормовой отсек на яхте). По приходе в марину мусор выбрасывается в береговые контейнеры.

Какой совет вы можете дать нашим горожанам по уменьшению потребления пластика?

– Начните с малого. Собираясь в магазин, возьмите с собой пакеты и сумку. Выходя из дома, наполните свою бутылку водой. Покупая ребенку очередную пластмассовую игрушку, задумайтесь, сколько времени он будет ей играть, и сколько она будет лежать на свалке после поломки.

Посетите однажды акцию раздельного сбора отходов, чтобы просто вдохновиться примером и количеством неравнодушных людей. А главное – задумайтесь. Начинать нужно с себя. Как говорил Махатма Ганди: «Станьте тем изменением, которое вы хотите видеть в этом мире».

– Пусть на водных просторах и в борьбе за чистоту нашей планеты вас ожидают только победы!

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *