Помощник капитана яхты Л-6 «Онега» Виталий Шушпанов отвечает на вопросы яхтсмена-любителя Надежды Мощениковой (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)
– Здравствуйте, Виталий! Расскажите о себе: кем работаете, на каких яхтах ходите?
– Добрый день, Надежда! Я родился и вырос в Казахстане, в небольшой деревне Большая Владимировка, где нет ни малейшего намека не только на паруса и яхты, но и на водоемы. Всегда вел активный образ жизни, занимался спортом. После школы уехал в Петербург, здесь же получил высшее образование. Работаю по профессии, инженер-конструктор. Вскоре после переезда увлекся морем. В 2009 году стал участником регаты «Tall Ship Race» на немецком бриге «Roald Amundsen». С 2013 года вошел в экипаж яхты класса Л-6 «Онега». В настоящий момент являюсь одним из помощников капитана Никиты Бриллиантова.
– Как вы считаете, почему парусный спорт можно назвать экологичным?
– Парусный спорт можно назвать относительно экологичным. Есть ряд моментов, имеющих негативное влияние на окружающую среду. Однако в защиту стоит сказать, что в яхтинге минимально используется ископаемое топливо. Главная движущая сила – ветер, таким образом мы минимизируем свой углеродный след. Также яхтинг – один из самых тихих видов спорта, имеет максимально низкий уровень шумового загрязнения. Более того, в наши дни совершенствуются методы строительства яхт и их оборудования. Растет число строителей, интегрирующих солнечные панели в яхты для производства энергии. Что касается самих яхтсменов, то наш вклад в сохранение окружающей среды проявляется в основном на бытовом уровне: осуществление закупки только самого необходимого в виду отсутствия места и условий для длительного хранения (таким образом сокращается бессмысленное потребление); использование большего количества продуктов, подлежащих вторичной переработке, и, самое главное, невыбрасывание мусора за борт.
– Классические яхты (например, «Онега») построены из дерева – они требуют очень тщательного ухода и регулярной реставрации. Современные гоночные яхты часто строят из стеклоткани, пластика и углесодержащих волокон (карбона). На ваш взгляд, из каких материалов экологичнее всего строить яхты?
– Затрудняюсь дать однозначный ответ. Не существует идеального материала для постройки яхты – каждый из них обладает особенными характеристиками. Яхты из стекловолокна имеют ряд преимуществ, однако в составе материала имеются полиэфирные и эпоксидные смолы. Как и любой клей, они токсичны в жидком состоянии. Но многие считают, что после затвердевания смолы неспособны нанести какой-либо вред. Дерево – натуральный материал, один из самых прочных и устойчивых, но для эксплуатации в воде обрабатывается различными гидроизолирующими составами, необрастающими красками, лаками, смолами, а их состав практически никогда не бывает абсолютно натуральным и безвредным. То же могу сказать о металле. Думаю, что при выборе материала необходимо руководствоваться в первую очередь назначением яхты, сроком эксплуатации, местонахождением строительства и бюджетом.
– Как вы пришли к экологичному образу жизни? Вам прививали его с детства или это ваше взрослое решение?
– В детстве образ жизни нашей семьи сам по себе был довольно экологичный. Родители жили натуральным хозяйством. Со временем, когда появились сложные отходы типа батареек и пластиковой упаковки, никто еще не задумывался об их вреде – все попросту выбрасывалось или сжигалось вместе с другими неорганическими отходами. Органические отходы, как и прежде, утилизировались экологичным путем: в компост, на корм животным. Впервые я задумался о безопасной утилизации отходов, когда был студентом. В это время как раз появились первые движения в сторону положительных перемен, стала доступной информация. Но активно начал сдвигать свой образ жизни в экологичном направлении относительно недавно.
– Удается ли вам пропагандировать среди друзей экологичный образ жизни? Например, убедить людей отказаться от чрезмерного использования пластика, заменять его на многоразовые материалы. На яхте ведь не используют одноразовую посуду и пластиковые стаканчики?
– Думаю, что среди друзей и родственников пропаганда весьма успешна. Сам образ жизни нашей семьи транслирует отношение к экологии, люди это видят. С друзьями и экипажем тема отходов и разделения регулярно всплывает, а родственники и сами все видят. Мы подарили всем джутовые сумки для походов за продуктами. Одноразовую посуду на яхте не используем.
– Расскажите о вашем личном отношении к вопросам окружающей среды.
– На данный момент стараюсь осознанно подходить к проблемам окружающей среды. На это немало повлияли поездки в другие города и страны, где для меня стала очевидной «пластиковая угроза». Например, побережье Шри-Ланки просто утопает в мусорных волнах. Думающие местные жители сетуют на то, что англичане научили их производить пластик, но не научили его перерабатывать. После увиденного больше не хочется думать, что «моя хата с краю». Задумался, что лично я могу сделать на уровне своей семьи, чтобы уменьшить свой вклад в эту проблему.
– А что нужно делать конкретно? Многие экологически образованные люди продолжают покупать молоко в пластиковых бутылках, но сдают их в переработку.
– Я не претендую на звание знатока, поэтому делаю что могу на своем уровне – разделяю отходы и сдаю в переработку. Но также немаловажно сократить свое потребление! Мы уже давно не берем пакеты в магазинах и выбираем товары в упаковке, подходящей для переработки. Используем многоразовые контейнеры и бутылки для воды.
– Помимо многоразовых сумок для покупок экологи переходят на многоразовые мешочки из полиэтиленовой сетки – они производятся из переработанного пластика. В них можно взвешивать овощи и фрукты, чтобы не копить прозрачные пакетики.
– Да, мы тоже такие приобрели недавно – в России подобная практика пока не очень широко распространена. Например, в Финляндии многоразовые мешочки из сетки в овощных отделах супермаркетов выложены рядом с привычными полиэтиленовыми пакетами.
– Какие еще проблемы экологии, на ваш взгляд, актуальны для Санкт-Петербурга и требуют скорейшего решения?
– Помимо промышленного загрязнения воздуха и воды я бы еще отметил повсеместное сокращение зеленых насаждений на территории города и увеличивающуюся проблему отходов.
– Яхт-клуб на Петровской косе – довольно зеленое место. Как думаете, стоит ли проводить его благоустройство для организации общественного и культурного пространства или и так хорошо?
– Благоустройство яхт-клуба проводить несомненно стоит, но с фокусом на парусный спорт. Главная задача администрации клуба и всех яхтсменов – донести до горожан, что парусный спорт доступен каждому, а городские комитеты должны создать условия для развития оконечности Петровской косы как современного общегородского центра для занятий парусным спортом. Сейчас собственник яхт-клуба разрабатывает свою концепцию реконструкции, но она предполагает серьезную капитальную застройку и коммерциализацию территории. Идут переговоры, представители города и яхтенная общественность предлагают свои варианты развития. Важно найти такое решение, которое одинаково устроит все стороны и позволит не только сохранить, но и вывести на качественно новый уровень старейший из действующих яхт-клуб России, оставив его при этом доступным для всех горожан.
– Как вы относитесь к проектам строительства мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов в Петербурге? Ведь накопленного мусора уже очень много…
– Мусоросжигательные заводы существуют по всему миру. К сожалению, это вынужденное решение. Что касается Петербурга, то я не поддерживаю эту идею. Мусоросжигание – это крайняя мера для того, что нельзя переработать или утилизировать безвредным способом. Мы до сих пор не прошли и первой ступени (переработка), а уже сооружаем последнюю (сжигание). Более того, как показывает практика, в нашем государстве нет строгого контроля над соблюдением санитарных норм. Большинство противников этой идеи считают, что никто не будет следить за количеством и составом выбросов, а также своевременно менять фильтры. К сожалению, я склонен с ними согласиться.
– Видите ли вы прогресс в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды в нашей стране / городе?
– Да, прогресс хоть и медленный, но есть. Я считаю, что в нашем государстве реальные изменения становятся возможными тогда, когда их необходимость осознает и начинает требовать простой народ. Лично я вижу перемену в сознании людей. Даже в собственной семье. Например, родители моей супруги отчаянно сопротивлялись нашим уговорам задуматься о вопросе отходов. Но вода камень точит. Глядя на наш образ жизни, они постепенно перестали отрицать проблему, а посетив однажды акцию раздельного сбора в своем городе и вдохновившись количеством людей, принимающих участие, перешли на нашу сторону. И теперь у нас есть еще одна общая тема для разговоров!
Еще один пример – это ЭкоТехноПарк «Шиес» в Архангельской области. Посмотрите, как много противников строительства этого полигона! Люди по всей стране вышли с протестами. Хочется думать, что гражданская позиция в России приобретает какое-то значение. Что касается нашего города – очевидно, что сейчас создаются условия для поддержания экологичного образа жизни: пункты приема вторсырья имеются практически в каждом районе, проводятся ежемесячные акции раздельного сбора отходов, повышается осведомленность граждан о проблеме бытовых отходов и способах ее решения. Безусловно, мы еще в начале пути, но у нас есть все шансы на позитивные изменения. Главное – не останавливаться.
– Вы наверняка много путешествуете по другим странам. Какие города или страны, на ваш взгляд, наиболее экологичны и почему?
– Из того, что мне удалось увидеть, могу сказать, что страны Северной Европы ушли в вопросе экологичного образа жизни очень далеко. Сложно ответить почему – мне не приходилось там подолгу жить. Но полагаю, что общий высокий уровень жизни людей, более спокойная политическая обстановка и сильная гражданская позиция влияют на уровень их осознанности. Еще мне кажется, что наша оторванность от природы и большая территория страны (в отличие от североевропейских соседей) не дает нам осознать масштаб проблемы. Живя в городах, мы просто не видим, что происходит за их пределами.
– В Европе широко развита социальная реклама, в том числе и по экологическим проблемам. Как думаете, такой подход может сработать в России?
– Абсолютно согласен с таким подходом. Считаю, что в этом и кроется успех европейской борьбы с мусором. Позитивная пропаганда – вещь необходимая в нашем обществе во многих сферах. Мне кажется, стоит брать пример с других государств, где это работает. В США, например, ведется успешная пропаганда здорового образа жизни. Отсюда минимальное количество курящих среди американцев, большое внимание уделяется спорту. В Северной Европе культивируют идею бережного отношения к природе. Я считаю, что прежде всего нам стоило бы учиться на чужих ошибках: американские и европейские страны столкнулись с проблемой отходов задолго до нас. А мы сейчас наступаем на те же грабли. В таком случае стоит позаимствовать и некоторые из их методов решения этой проблемы.
– Принимали ли вы участие в каких-нибудь экологических акциях или мероприятиях? Если да, расскажите о них подробнее.
– Периодически по необходимости принимаю участие в ежемесячной акции «Раздельный сбор». Участвую в субботниках в парке в нашем районе и в родном Санкт-Петербургском речном яхт-клубе. Субботники в нашем яхт-клубе проводятся ежегодно, участие в них добровольное. Желающих присоединиться среди яхтсменов всегда много, т. к. море приучает к чистоте и порядку.
– Каким образом вы прививаете бережное отношение к природе своим детям – на личном примере, чтением книг и статей в Интернете на эту тему или участием в специальных экологических мероприятиях?
– Я верю утверждению, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему». Дети подсознательно усваивают установки своих родителей. Поэтому нужно воспитывать своим примером. Общество тоже играет свою роль. Например, этой весной в разных районах города устраивали спортивно-развлекательные мероприятия для детей и их родителей на тему раздельного сбора и переработки отходов. В игровой форме детей знакомили с этой темой. Отрадно видеть, что количество сознательных родителей растет с каждым годом.
– Экология и спорт для вас – это отдельные сферы деятельности или совместимые? Вы пробовали организовать раздельный сбор отходов на яхте?
– Безусловно совместимые. И то, и другое – образ жизни, мышления. Когда вы начинаете зацикливаться на деталях, вы можете найти способы уменьшить воздействие на окружающую среду везде, куда бы вы ни посмотрели. Всегда можно сделать больше. Однако яхтинг – это командный вид спорта. Отсюда сложности в организации общего «экологичного» быта, так как еще не все члены экипажа «в теме». Но мы непременно что-нибудь придумаем!
– А куда вообще деваются отходы, например от приготовления пищи на яхте во время длительных переходов? За борт не выбросишь, места на судне мало…
– Отходы складируются в ахтерпике (кормовой отсек на яхте). По приходе в марину мусор выбрасывается в береговые контейнеры.
– Какой совет вы можете дать нашим горожанам по уменьшению потребления пластика?
– Начните с малого. Собираясь в магазин, возьмите с собой пакеты и сумку. Выходя из дома, наполните свою бутылку водой. Покупая ребенку очередную пластмассовую игрушку, задумайтесь, сколько времени он будет ей играть, и сколько она будет лежать на свалке после поломки.
Посетите однажды акцию раздельного сбора отходов, чтобы просто вдохновиться примером и количеством неравнодушных людей. А главное – задумайтесь. Начинать нужно с себя. Как говорил Махатма Ганди: «Станьте тем изменением, которое вы хотите видеть в этом мире».
Создать комментарий