Строительство и функционирование Дороги Победы. 1943 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Л.Ш. Коповая, мл. научный сотрудник музея «Дорога жизни»

В ознаменование 75-летия Победы 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. Памятная дата стала поводом еще раз вспомнить о тех, кто внес свой вклад в защиту Ленинграда, в общую Победу над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. В экспозиции музея «Дорога жизни» представлены уникальные экспонаты, документы и фотографии, свидетельствующие о героической защите Ленинграда, о трудовом подвиге героев Дороги жизни. Часть экспозиции посвящена строительству и функционированию Дороги Победы, построенной сразу после прорыва сухопутной блокады в 1943 году.

Вторая блокадная зима оказалась на редкость теплой, и если 22 ноября 1941-го по льду Ладоги пошли колонны машин, то в 1942 году в конце ноября озеро оставалось открытым. Ладога славится своим суровым нравом, а уж осенью ее штормит непрерывно. За летнюю навигацию в городе удалось создать определенный запас продовольствия, но непогода на Ладоге срывала все планы снабжения Ленинграда. Городу требовалось не только продовольствие, но и все необходимое для работы предприятий. К 1942 году в Ленинграде уже действует 75 заводов по производству военной продукции, блокадный город снабжает фронт оружием и боеприпасами. В руководстве города искали возможные способы снабжения в сложившейся обстановке, и принимается решение о строительстве железной дороги через Ладожское озеро.

Сразу после принятия 21 ноября 1942 года постановления Государственного Комитета Обороны началось сооружение свайно-ледовой железнодорожной переправы через Ладогу силами бойцов 9-й железнодорожной бригады с западного берега и 11-й железнодорожной бригады – с восточного. Железная дорога протяженностью 35 км должна была соединить станции Ладожское озеро и Кобона. Строительство велось в тяжелейших условиях. В дно Ладоги на глубину 11 м забивались деревянные сваи, под водой конструкцию укрепляли водолазы. Работали днем и ночью. Когда уже было построено 15 км дороги, вбито 19000 свай, строительство железнодорожной линии было прекращено в связи с прорывом блокады Ленинграда.

Успешное завершение операции «Искра» позволило установить сухопутную транспортную связь города со страной. 18 января 1943 года Государственный Комитет Обороны принял решение о немедленном строительстве железнодорожной ветки на только что освобожденной территории южнее Ладожского озера. Планировалось за двадцать дней проложить 33 км железнодорожного пути от станции Шлиссельбург до станции Поляны, построить два моста через реки Назию и Черную и мост через Неву протяженностью 1300 м. И все это в условиях непрерывного огня, бомбежек с воздуха, открытого пространства Невы и январских морозов!

Мост через Неву строители называли «низководкой». Нужно было забить около 3000 свай, чтобы перекинуть низководную переправу с одного берега на другой. Мост был построен в невиданно короткий срок – за 11 дней, а все строительство заняло 18 дней. Была построена дорога протяженностью 33 км, три железнодорожные станции, линия связи, два пункта водоснабжения, 22 малых и пять средних мостов. Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой землей (в экспозиции музея представлены инструменты, контрольно-измерительные приборы, которыми пользовались строители, модель моста, построенного через Неву, и другие материалы).

Утром 7 февраля 1943 года первый прямой поезд с Большой земли подошел к празднично украшенному перрону Финляндского вокзала. Это радостное событие, сопровождавшееся музыкой военного оркестра, стало праздником для всех ленинградцев. Этой дороге ленинградцы дали громкое название Дорога Победы. В тот же день от Финляндского вокзала на Большую землю отправился товарный поезд с отливками орудийных стволов (первый поезд Дороги Победы запечатлен на картине, представленной в экспозиции).

Дорога Победы, временная железнодорожная линия, действовала с 7 февраля 1943 года по 10 марта 1944-го. На некоторых участках она проходила в трех–четырех километрах от немецких артиллерийских позиций, за что ее называли «коридором смерти». Дорогу разрушали более тысячи раз, по скромной статистике – по три прямых попадания в день. Для эффективной работы дороги по перевозкам было сделано следующее. Сначала поезда шли поочередно, и пропускная способность была два–три поезда в сутки (с обеих сторон). Затем стали использовать караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую – в обратную сторону. Тем самым были сокращены интервалы и пропускная способность увеличилась до 25 составов. После полного снятия блокады 27 января 1944 года Дорога Победы продолжала работать еще больше месяца.

История Дороги Победы – это всего лишь небольшая часть экспозиции музея «Дорога жизни», посвященной истории спасения и обороны Ленинграда. Уникальные исторические артефакты, собранные в коллекции музея, являются подлинными источниками знаний о Великой Отечественной войне. Музей любим жителями и гостями нашего города и выполняет задачи по патриотическому воспитанию и сохранению исторической памяти.

На фото: Макет низководного моста через Неву. Из коллекции музея «Дорога жизни»

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст