О корректировке режима хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон для обеспечения экологической безопасности

М.А. Страхов, начальник отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ водоохранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Размеры (ширина) водоохранных зон закреплены Водным кодексом Российской Федерации. Установление границ водоохранных зон осуществляется в порядке, определенном Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17.

Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Исчерпывающий перечень таких сооружений также приведен в части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 02.08.2019 №294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 13.08.2019, в соответствующий перечень было внесено значимое для обеспечения экологической безопасности изменение, предусматривающее дополнение перечня сооружениями для защиты водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

На основании вышеприведенных положений водного законодательства можно сделать важные с практической точки зрения выводы о том, что факт нахождения земельного участка (полностью или частично) в границах водоохранной зоны водного объекта сам по себе:
• не ограничивает оборотоспособность такого земельного участка;
• не влечет запрета на строительство на таком земельном участке зданий, строений, сооружений при условии соблюдения установленных требований;
• не влечет специфики по содержанию такого земельного участка в части его уборки, которая осуществляется в данном случае по общему правилу.

Перечень ограничений, накладываемых на хозяйственную и иную деятельность в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, установлен частями 15, 16, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Одним из наиболее существенных запретов, обусловленным требованиями экологической безопасности и вызывающим значительное количество вопросов по организации субъектами хозяйственной и иной деятельности его соблюдения, является установленный пунктом 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон. При этом ряд юридических и физических лиц при планировании своей деятельности в части организации системы водоотведения не уделяют соответствующему запрету должного внимания,  в том числе предусматривая сброс сточных вод, включая хозяйственно-бытовые и производственные, не напрямую в водный объект, а через так называемые открытые коллекторы – водоотводные канавы, зачастую имеющие существенную протяженность. Организация водоотведения подобным (открытым) способом не способствует соблюдению требований экологической безопасности; ведет к увеличению риска негативного воздействия на водный объект за счет возможности попадания загрязняющих веществ в водоотводную систему (в том числе с рассеянным – диффузионным – стоком) по всей длине такой открытой системы, к подтоплению прилегающих территорий и, как следствие, к нарушению прав третьих лиц.

Между тем, одним из основных принципов водного законодательства, установленных статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации, является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон необходимо учитывать установленные водным законодательством запреты, в том числе в части сброса сточных вод, предусматривая такой сброс либо в централизованные системы водоотведения, либо в водные объекты не открытым способом, а посредством организации закрытых коллекторов.

Анализируя существующие ограничения, накладываемые на осуществление хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон водных объектов, следует отметить, что сложившаяся правоприменительная практика показывает необходимость корректировки
ряда положений Водного кодекса Российской Федерации, в том числе в части уточнения таких ограничений. Рассмотрим ряд соответствующих аспектов более подробно.
1. Согласно пункту 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон водных объектов запрещается размещение кладбищ.

В настоящее время значительное количество кладбищ в различных субъектах Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, расположено на берегах водных объектов и попадает в их водоохранные зоны. При этом использование термина «размещение» создает нуждающуюся в корректировке неопределенность, т. к. пункт 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации может быть истолкован как полный запрет на нахождение кладбищ, в том числе старых, исторически сложившихся, в границах территорий водоохранных зон водных объектов. С учетом данного факта в Водном кодексе Российской Федерации должно быть четко определено, что в границах водоохранных зон запрещается только строительство новых и расширение существующих кладбищ. Для этого необходимо в пункте 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации слова «размещение кладбищ» заменить словами «строительство новых и расширение существующих кладбищ». Подобное изменение внесено в пункт 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 02.08.2019 №294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была снята неопределенность в вопросе возможности нахождения в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств (слово «размещение» было заменено словами «строительство и реконструкция»).

2. В соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища (за исключением озера, расположенного внутри болота) или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м.

Анализ приведенной нормы во взаимосвязи с другими положениями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации показывает, что водоохранная зона озера, водохранилища (за исключением водохранилища, расположенного на водотоке) с акваторией менее 0,5 кв. км
не устанавливается, что не способствует обеспечению экологической безопасности таких водных объектов. В связи с этим в целях сохранения и надлежащей охраны небольших озер и водохранилищ представляется необходимых предусмотреть для них 50-метровую водоохранную зону, исключив в части 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации слова «или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра».

3. В соответствии с частью 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к водотокам, помимо рек, относятся также ручьи и каналы. Представляется очевидным, что действие нормы, предусмотренной частью 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации,
должно распространяться на все виды водотоков. Для этого необходимо в части 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации слово «рек» заменить словом «водотоков».

Кроме того, следует отметить, что заключение в коллектор водотока (часть водотока) не меняет его имущественно-правовой статус как поверхностного водного объекта и не отменяет ограничения оборотоспособности земельных участков, по которым протекает такой водоток. Иными словами, предоставление земельного участка, по которому протекает водоток, помещенный в закрытый коллектор, в частную собственность недопустимо. В связи с этим в целях недопущения случаев незаконного предоставления в частную собственность либо на каком-либо ином вещном праве водных объектов и/или их отдельных частей представляется необходимым усилить контроль за соблюдением требований водного законодательства при формировании и выделении земельных участков.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что, несмотря на проведенную работу по изменению водного законодательства, ряд положений Водного кодекса Российской Федерации в части регулирования правового режима хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон требует дальнейшего совершенствования, в том числе с учетом приведенных в настоящей статье предложений. Ряд таких предложений был доложен на совместном заседании бассейновых советов Балтийского и Баренцево-Беломорского бассейновых округов, состоявшемся 03.03.2020, одобрен и включен в итоговое решение бассейновых советов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *