Экология и общество

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опыт реализации проекта «Устойчивое развитие: от экологии к комплексному подходу»

Е.В. Викторова, канд. экон. наук, директор, координатор проекта; А.Б. Зайнуллина, аналитик;
Д.А. Петренко, аналитик Международный информационно-аналитический центр, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
dept.miac@unecon.ru

В 2018 году Международный информационно-аналитический центр Санкт-Петербургского государственного экономического университета (МИАЦ СПбГЭУ) приступил к реализации проекта Erasmus+ Jean Monnet «Устойчивое развитие: от экологии к комплексному подходу» (№600349-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-PROJECT, 01.09.2018 – 31.08.2020).

Целью проекта стало изучение и распространение европейского опыта по достижению устойчивого развития, а также популяризация знаний о 17 целях в области устойчивого развития (ЦУР). Кроме того, проект был призван проанализировать достижения России по реализации ЦУР. По результатам двухлетней работы можно подвести его итоги и определить вклад в продвижение идей устойчивости.

Под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется таким образом, чтобы не ставить под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Широкое распространение и концептуальные рамки идея устойчивого развития получила в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Это было обусловлено осознанием на глобальном уровне усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду и масштаба экологических проблем.

Новая складывающаяс концепция принимала во внимание стремительность промышленного развития и рост численности мирового населения, сокращение ресурсного потенциала и влияние этих и прочих факторов на экологию, но также впервые стала учитывать экономическую и социальную составляющие, чем усилила экологические аспекты и обеспечила свое триединство. Эта взаимосвязь прослеживается в актуальных целях в области устойчивого развития, принятых в 2015 году всеми государствами – членами ООН и зафиксированных в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В 17 ЦУР отражен большой спектр стоящих перед обществом задач: от ликвидации бедности, предоставления равных возможностей для всех, создания достойных условий жизни, экономического роста при условии заботы об окружающей среде, борьбы с изменением климата и сохранения экосистем планеты до создания эффективных институтов и партнерства в интересах устойчивого развития. Комплексность
такого подхода к пониманию устойчивого развития была взята за основу при реализации вышеупомянутого проекта.

Для достижения цели проекта было проведено шесть мероприятий, среди которых две международные конференции, летняя школа для преподавателей вузов, круглый стол и зимняя школа для студентов и аспирантов, а также цикл интерактивных занятий для школьников.

В ходе реализации проекта акцент был сделан на работу со школьниками и молодежью, так как именно от них в значительной степени зависит будущее устойчивое развитие России.

Первая конференция «Устойчивое развитие: европейский и российский опыт» была проведена 26–27 февраля 2019 года. В ней приняли участие 130 человек, среди которых шесть европейских экспертов (Бельгия, Германия, Латвия, Финляндия, Швеция), преподаватели и
студенты 12 вузов Санкт-Петербурга, а также представители Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Союза промышленников и предпринимателей ЛО, Торгово-промышленной палаты ЛО, ГГУП «СФ «Мине-
рал», Леонтьевского центра, общественных и благотворительных организаций.

На шести сессиях прозвучали 34 доклада Европейский опыт по реализации ЦУР был представлен докладами экспертов из Совета государств Балтийского моря, Европейской федерации национальных инженерных ассоциаций (FEANI), Научно-исследовательского института устойчивой Европы (SERI) в Германии, Центра Балтийской университетской программы в Финляндии, а также представителей академического сообщества. Наряду с этим большое внимание было уделено вопросам качественного и доступного образования для достижения ЦУР, в том числе экологического просвещения населения Санкт-Петербурга, роли высшего образования и обучения в течение всей жизни, формального и неформального образования.

В ряду экономических аспектов ЦУР были отмечены современные подходы к устойчивому производству ипотреблению (этой теме были посвящены отдельно состоявшиеся в рамках конференции дебаты с участием восьми европейских и российских экспертов), вопросы циркулярной экономики и устойчивого финансирования. Социальные аспекты были представлены докладами о корпоративной социальной ответственности, социальной ответственности граждан и добровольчестве (сотрудники Санкт-Петербургской  благотворительной организации «Пристань» рассказали о работе своей некоммерческой организации).

Большое внимание было уделено и экологическим аспектам устойчивого развития, вопросам управления отходами и раздельного сбора мусора, влиянию добывающей отрасли на окружающую среду и инструментам снижения выбросов парниковых газов. Также были рассмотрены вопросы устойчивого развития территорий, индикаторов городского устойчивого развития, инфраструктуры «устойчивых и зеленых» городов и логистики.

Для преподавателей вузов 24–26 июня 2019 года была проведена летняя школа «Управление устойчивым развитием: комплексный подход». Приглашенные европейские эксперты (два лектора университетов Нидерландов и Швеции, а также специалист Сообщества знаний и инноваций северных стран по климату – Climate-KIC) прочитали лекции об инструментах и преимуществах от реализации ЦУР в рамках инноваций, предпринимательства и образования, политических аспектах ЦУР, корпоративной устойчивости и социальном предпринимательстве, инициативах и отчетности по устойчивому развитию. Эксперты из СПбГЭУ ознакомили участников с темой современных проблем экологической безопасности и природопользования, циркулярной экономики, а также предложили участникам измерить свой экологический след. В летней школе приняли участие 28 преподавателей и аспирантов из 11 университетов семи городов России, а также специалисты Экологического образовательного центра и ГГУП «СФ «Минерал».

Воспитание молодого поколения, восприимчивого к глобальным вызовам и готового решать актуальные задачи современности, является важной частью развития общества. В связи с этим в проекте было уделено большое внимание мероприятиям для студентов и школьников. Круглый стол для студентов «Социальная ответственность компаний в целях устойчивого развития» был проведен 28–29 октября 2019 года и посвящен вопросу корпоративной социальной ответственности, так как экономическая деятельность, соответствующая принципам устойчивого развития, должна учитывать не только способы получения дохода, но и свое влияние на экологию.

Мероприятие собрало 95 участников, в том числе 58 обучающихся из пяти вузов и 24 иностранных студента, приехавших в СПбГЭУ по обмену. В рамках мероприятия состоялась пленарная сессия с участием представителей бизнеса и некоммерческих организаций (ГУП Водоканал СПб, гостиница «Охтинская», ПАО «Сбербанк России», АНО «Я тебя слышу», газета «Коммерсантъ СПб»), в ходе которой были представлены программы социальной ответственности, а также прозвучали ответы на вопросы, насколько важно для компании
развивать подобные программы, должны ли сотрудники быть осведомлены и разделять социальную миссию компании, как определяется эффективность социальных проектов, какие имеются факторы создания устойчивого бизнеса, какова роль социального предпринимательства.

На двух студенческих сессиях были представлены доклады об экологической ответственности компаний, применении компаниями экологичных материалов, экологического менеджмента, зеленых облигаций как финансового инструмента устойчивого развития, стимулирования КСО. Кроме того, были проведены студенческие дебаты по КСО и интерактивная творческая игра, в ходе которой студенты предложили свои идеи по достижению ЦУР.

В зимней школе «Зеленая экономика как условие устойчивого развития», состоявшейся 27–29 февраля 2020 года, приняли участие 54 студента и аспиранта из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Коврова, Гатчины. Занятия проводились двумя экспертами из Финляндии и Польши, а также двумя экспертами из СПбГЭУ. Представленные спикерами темы, кейсы и задания затронули ономические теории, роль бизнеса в достижении ЦУР, отчетность по ЦУР, международные соглашения в области устойчивого развития. Наряду с этим был  рассмотрен вопрос формирования экопривычек и экологичного образа жизни. Студенты ознакомились с полным спектром возможных действий для перехода на экологичный образ жизни, предусматривающий пользование зеленым транспортом, использование экологичных бытовых средств и экокосметики, раздельный сбор мусора, отказ от одноразовой продукции и пластика, ответственное питание, изучение экологических прав, эковолонтерство и многое другое.

Стоит отметить, что студенты были активными участниками и других мероприятий проекта – в рамках двух студенческих сессий двух конференций проекта прозвучало 34 доклада. Также студенты неоднократно принимали участиев мастер-классах международной молодежной организации AISEC, организуемых в рамках мероприятий проекта, о возможностях влияния в повседневной жизни на достижение ЦУР. Для студентов в рамках проекта были выпущены буклеты «Устойчивое развитие: экология, экономика, общество», рассказывающие о ЦУР, предлагающие наглядную статистику по каждой из целей для оценки масштабности проблемы и рекомендации для руководства в повседневной жизни с множеством полезных ссылок.

В целях экологического просвещения школьников и ознакомления с понятием устойчивого развития, а также формирования осознанного бережного отношения к природе МИАЦ СПбГЭУ провел серию интерактивных уроков «Мы в ответе за сохранение окружающей среды» в сентябре-декабре 2019 года, в которых приняло участие 716 учеников от первых до четвертых классов. При поддержке Экологического правового центра «Бел- лона» и Экотеатра «Зеленые кулисы» было организовано восемь визитов в четыре школы города. На проведенных уроках рассказывалось об устойчивом производстве и потреблении, природе Финского залива, правилах организации экологичных праздников, а также были представлены три тематических спектакля.

ходе уроков говорилось о важности ответственного питания и сокращения количества пищевых отходов, влиянии человека на флору и фауну Финского залива и угрозах экосистеме Финского залива, бытовых привычках и экологичном образе жизни, возможном вкладе каждого человека в охрану окружающей среды. Уроки сопровождались наглядными материалами, играми, фокусами и интересными заданиями. Театральные представления с множеством интерактивно-познавательных игр также рассказали юным зрителям об острых экологических вопросах: проблеме мусора и опасных отходах, вреде одноразовых предметов и важности переработки, особенностях пребывания на природе и важности сохранения первозданности природы и ресурсов, проблеме содержания животных в неволе и плохого обращения с ними.

Командой проекта были изданы и распространены в школах красочные буклеты для детей «Мы в ответе за природу», в которых в доступной форме были затронуты вопросы экологии, изменения климата, опасности загрязнения планеты мусором, а также приведены международные экологические акции и советы о том, как защищать природу и бережно к ней относиться. Текст буклета сопровождался заданиями: экологическим кроссвордом, заданием по сортировке мусора, раскраской, лабиринтом и другими. Интерактивные занятия для школьников стали важной частью проекта, так как они позволили рассказать о глобальных проблемах, дали молодому поколению возмож-ность задуматься о необходимости быть ответственным за сохранение природы, поспособствовали совершенствованию творческого и научного мышления школьников, повлияли на экологическое воспитание подрастающего поколения.

Заключительная конференция «Устойчивое развитие: вызовы и возможности» состоялась 2–3 июня 2020 года в режиме онлайн и собрала 90 участников, в том числе 11 спикеров из Европы (Швеция, Дания, Германия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды), преподавателей и студентов из 15 университетов семи городов России, а также экспертов Института  проблем региональной экономики РАН, Института Европы РАН, ГГУП «СФ «Минерал» и ООО «Медина Арт». На трех сессиях было представлено 16 докладов по темам корпоративной устойчивости, комплексной стратегии устойчивого развития компаний, роли власти, бизнеса и общества в достижении ЦУР, управления устойчивой экономической деятельностью и обучения «зеленой» и циркулярной экономике в компаниях, влияния COVID-19 на организации и эффективность их устойчивого развития, изменения климата, «зеленых» и «умных» городов, гендерного равенства, устойчивых финансов и инвестиций.

По результатам проведенных мероприятий можно отметить высокую заинтересованность общественности в теме проекта, так как она в действительности касается каждого, и от действий каждого зависит возможность достижения устойчивого развития. Мероприятия проекта поспособствовали распространению знаний среди различных целевых аудиторий (преподаватели и сотрудники вузов, студенты, школьники, представители органов власти и  бизнеса, некоммерческие организации и гражданское общество) о многосторонних аспектах устойчивости, европейском опыте по реализации ЦУР и возможностях его применения в России. Благодаря участию вышеуказанных стейкхолдеров в рамках мероприятий проекта удалось создать платформу для диалога и поощрения многостороннего сотрудничества в целях устойчивого развития. Мероприятия проекта стали для участников призывом к действию для достижения благосостояния общества и стремления к правильному пути, по которому должна пойти в своем развитии человеческая цивилизация.

Подробности о проекте, буклеты, сборники статей по результатам мероприятий и прочая информация доступны на сайте https://unecon.ru/miac/sustainable-development и в группе «ВКонтакте» https://vk.com/miacunecon

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст