Вклад проекта BSR WATER в выполнение обязательств по Хельсинкской конвенции

Н.В. Бобылева, ГГУП «СФ «Минерал»
О.Н. Рублевская, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Более 45 лет государства, территория которых омывается водами Балтики, осуществляют согласованные действия по защите морской среды в соответствии с положениями Хельсинкской конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974/1992 годов. В настоящее время к договаривающимся сторонам конвенции относятся ЕС, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша, Россия и Швеция.

Россия является активным участником Хельсинкской конвенции с момента ее создания в 1974 году. Российская Федерация как независимое государство ратифицировала конвенцию 15 октября 1998 года (Постановление Правительства Российской Федерации №1202), тем самым продолжив традиции многолетнего природоохранного сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Исполнительным органом Хельсинкской конвенции является Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ). Комиссия видит окружающую среду Балтийского моря в будущем как среду, благоприятную для здоровья человека, с разнообразными биологическими компонентами, сбалансированно функционирующими и оказывающими поддержку обширной экономической и социальной деятельности человека.

Для достижения этой цели созданы рекомендации и программные документы ХЕЛКОМ, которые формируют базу для эффективной системы предотвращения поступления загрязняющих веществ в Балтийское море.

Рекомендации ХЕЛКОМ содержат в том числе технические решения для снижения негативного воздействия от источников, относящихся к различным отраслям промышленности, начиная от технологии очистки стоков целлюлозно-бумажной промышленности и заканчивая мерами, направленными на снижение нагрузки от аквакультуры. Существуют также рекомендации, устанавливающие порядок и состав работ по мониторингу и оценке состояния всех компонентов природной среды.

Рекомендации разрабатываются для внедрения странами-участницами ХЕЛКОМ и подлежат периодическому пересмотру и актуализации. Одобренные рекомендации ХЕЛКОМ являются обязательными для исполнения странами-участницами с учетом национального законодательства. С 1980-х годов ХЕЛКОМ принял более 260 рекомендаций. В настоящий момент действует более 130, и часть рекомендаций находится в стадии пересмотра (обновления). В соответствии со ст. 16 Хельсинкской конвенции 1992 года договаривающиеся стороны должны регулярно отчитываться перед комиссией о:
а) правовых, нормативных или других мерах, принятых для выполнения Хельсинкской конвенции, ее приложений и рекомендаций;
б) эффективности мер;
c) сложностях (проблемах), возникших при выполнении положений Хельсинкской конвенции, ее приложений и рекомендаций.

Период отчетности по действующим рекомендациям – от 3 до 6 лет, в зависимости от характера рекомендации и мер, которые она предполагает. В свете проекта BSR WATER наиболее актуальны рекомендации, задача которых снизить поступление биогенных и опасных веществ от точечных источников. На сегодняшний день действуют (или находятся в стадии пересмотра) следующие тематические рекомендации ХЕЛКОМ:

Название Дата
утверждения/
пересмотра
36/2 Обращение с извлеченным материалом (грунтом) 04.03.2020
41/3 Применение национальных стандартов по обращению с навозом 04.03.2020
38/1 Обращение с осадком сточных вод 1.03.2017
37/1 Устойчивая аквакультура в регионе Балтийского моря 11.03.2016
36/1 Региональный план по снижению поступления морского мусора 04.03.2015
31Е/4 Соответствующая обработка отходов/захоронение 20.05.2010
31Е/3 Кадмий в удобрениях 20.05.2010
31Е/2 Батареи и аккумуляторы, а также отработанные батареи и аккумуляторы, содержащие ртуть, кадмий или свинец 20.05.2010
31Е/1 Достижение цели ХЕЛКОМ по опасным веществам 20.05.2010
29/1 Морской мусор в регионе Балтийского моря 05.03.2008
28Е/7 Меры, направленные на замену полифосфатов (фосфора) в моющих средствах 15.11.2007
28Е/6 Локальная очистка сточных вод от отдельных жилых домов, малых предприятий и поселений с численностью жителей до 300 человек 15.11.2007
28Е/5 Очистка городских сточных вод 15.11.2007
27/1 Минимизация выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты из установок для сжигания 08.03.2006
25/4 Меры, направленные на сокращение сбросов от пресноводных и морских
рыбоводных ферм
02.03.2004
25/3 Сокращение биогенов и других загрязняющих веществ, выщелачиваемых из лесных массивов 02.03.2004
25/1 Ликвидация ПХБ и ПХТ 02.03.2004
24/5 Правильное обращение с отходами, их размещение 25.06.2003
24/4 Сокращение выбросов и сбросов от производства чугуна и стали 25.06.2003
24/3 Меры, направленные на сокращение выбросов и сбросов от сельского хозяйства 25.06.2003
23/12 Снижение сбросов и выбросов от предприятий текстильной промышленности 06.03.2002
23/11 Требования к сбросам сточных вод от предприятий химической промышленности 06.03.2002
23/10 Ограничение сбросов в воду и выбросов в атмосферу от производства и формирования пестицидов 06.03.2002
23/9 Сокращение выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод от коксохимических производств 06.03.2002
23/8 Сокращение сбросов от нефтеперегонных заводов 06.03.2002
23/7 Ограничение сбросов и выбросов от участков по обработке поверхностей металлами 06.03.2002
23/6 Меры по снижению сбросов ртути при промышленном производстве хлорщелочей 06.03.2002
23/5 Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков 06.03.2002
23/4 Меры, направленные на снижение ртутных загрязнений от источников света и электрооборудования 06.03.2002
20/4 Противообрастающие краски, содержащие оловоорганические соединения 23.03.1999
17/9 Снижение сбросов от производства сульфитной целлюлозы 13.03.1996
17/8 Снижение сбросов от производства сульфатной целлюлозы 13.03.1996
17/6 Снижение загрязнений со сбросами в воду и выбросами в атмосферу и фосфогипса от производства удобрений 12.03.1996
16/7 Основные принципы регулирования сточных вод предприятий кожевенной промышленности 15.03.1995

Источник: сайт ХЕЛКОМ – https://helcom.fi/helcom-at-work/recommendations/

19 июня 2019 года на 56-м заседании глав делегаций ХЕЛКОМ из списка «горячих точек» были исключены очистные сооружения города Калининград, параметры очищенных сточных вод которых на выходе соответствуют рекомендации ХЕЛКОМ 28E/5 и требованиям ЕС, содержащимся в директиве о городских сточных водах 91/271/EEC. После ввода в эксплуатацию новых КОС на полной мощности с конца 2016 года (пуско-наладочные работы велись с 2015 года) концентрация загрязняющих веществ в сточных водах уменьшилась по показателю БПК5 – в 42 раза, по азоту общему – в 4,8 раза, по фосфору общему – в 11 раз.

Санкт-Петербург на сегодняшний день полностью выполняет рекомендацию ХЕЛКОМ 28E/5 «Очистка городских сточных вод»: содержание фосфора в общем сбросе сточных вод города не превышает 0,5 мг/л, азота – 10 мг/л. По состоянию на 01.01.2020 в Санкт-Петербурге проходят очистку около 99% всех хозяйственно-бытовых городских сточных вод. В рамках взаимодействия с ХЕЛКОМ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» занимается также изучением проблемы загрязнения сточных вод микропластиком.

В части выполнения рекомендации ХЕЛКОМ 38/1 «Обращение с осадком сточных вод», согласно отчетности за 2019 год, существующая в Санкт-Петербурге схема утилизации осадка на очистных сооружениях Водоканала предполагает его обезвоживание и сжигание в печах. На предприятии работают три завода (девять печей) по сжиганию осадка: на Центральной станции аэрации, Северной станции аэрации и Юго-Западных очистных сооружениях, которые позволяют утилизировать весь осадок сточных вод, образующийся в городе. Среди преимуществ сжигания – уменьшение объемов образующихся отходов в 10 раз, отсутствие патогенной микрофлоры и неприятных запахов в золе, возможность использовать тепло- и электроэнергию для нужд станции. Но стоит также отметить, что одним из требований рекомендации является повторное полезное использование осадка сточных вод и золы, образующейся в результате сжигания осадка, и эта задача в настоящее время стоит перед Санкт-Петербургом.

На Калининградских очистных сооружениях (КОС) технологическая схема обеспечивает извлечение из сточных вод ежегодно около 250 т фосфора и 1642,5 т азота, а компост, образующийся в результате работы КОС, используется для осуществления биологического этапа рекультивации полигона бытовых отходов Калининграда (в 2018 году было вывезено 4 182 м³ компоста) и частично для проведения восстановительных работ цехом водопровода МП КХ «Водоканал» после раскопок и устранения утечек.

Стоит отметить, что требования рекомендаций ХЕЛКОМ «зачастую входят в противоречие с существующим в России законодательством и нормативной природоохранной базой. Методология, используемая ХЕЛКОМ, не всегда соответствует сложившейся у нас в стране практике и не может быть реализована в полном объеме без обеспечения современной законодательной базы, подкрепленной необходимыми методическими документами» [1].

Но мир не стоит на месте, и проведенный в 2019 году анализ соответствия требований рекомендаций, принятых до 2007 года,  национальному законодательству показал, что усовершенствованная нормативно-правовая база (в частности, вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»» от 21.07.2014 №219-ФЗ) и применение наилучших доступных технологий (НДТ) в России, постепенный переход на технологическое нормирование на основе справочников НДТ с установленными технологическими показателями для 40 отраслей экономики в значительной мере включает решения и соответствует требованиям рекомендаций ХЕЛКОМ. Так, в 2019 году проведено разделение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия, на четыре категории. В рамках требований нового законодательства на предприятиях I категории при реализации мероприятий программ повышения экологической эффективности должно быть предусмотрено внедрение систем автоматического контроля выбросов и сбросов. В результате на государственный учет  поставлено более 90 тыс. объектов [2].

Как уже говорилось выше, рекомендации ХЕЛКОМ периодически обновляются, и в настоящий момент идет пересмотр рекомендации 23/5 «Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков». Результаты проекта BSR WATER внесут свой вклад в процесс обновления. Также «Водоканал Санкт-Петербурга», являющийся ассоциированным партнером проекта, ведет активную работу по поиску оптимальных и экономически целесообразных технологий очистки поверхностных (ливневых) вод. Сейчас в городе работают семь комплексов по очистке поверхностного стока. Например, это ОС «Пулково-3», где в качестве одной из ступеней очистки применяются торфяные фильтры. Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года №989 (в ред. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.09.2015 №856), основная работа в области очистки поверхностного стока планируется на период после 2030 года.

Программные документы ХЕЛКОМ устанавливают порядок действий стран-участниц по снижению негативного воздействия на морскую среду Балтийского моря. Всеми договаривающимися сторонами конвенции 15 ноября 2007 года был принят План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. Главная его задача – внедрение экосистемного подхода в управление качеством морской среды для решения проблем эвтрофированности морских вод, сокращения биоразнообразия, поступления опасных веществ и негативного воздействия морской деятельности.

Основная цель ПДБМ ХЕЛКОМ – достижение благополучного состояния экосистемы Балтийского моря к 2021 году благодаря усилиям всех стран-участниц ХЕЛКОМ. На практике это означает, что вся деятельность по сокращению антропогенного воздействия осуществляется системно, исходя из желаемого качества морской среды, выраженного в виде количественных значений целевых индикаторов благополучного состояния экосистемы Балтийского моря. На министерской сессии в Брюсселе (6 марта 2018 года) было принято решение о начале процедуры пересмотра Плана действий по Балтийскому морю. Основной целью обновления ПДБМ ХЕЛКОМ является коррекция действий на основе новейших научных экосистемных знаний по достижению благополучного экологического состояния Балтийского моря, задач ХЕЛКОМ и соответствующих целей по воде Повестки ООН 2030 по устойчивому развитию. Обновленный План действий должен быть принят на министерской сессии ХЕЛКОМ в 2021 году.

Так, в состав обновленного Плана действий ХЕЛКОМ войдет Региональная стратегия по рециклингу биогенов, разработка которой происходит при поддержке международного проекта BSR WATER. По мнению российских экспертов – членов рабочих групп ХЕЛКОМ, принимающих непосредственное участие в разработке региональной стратегии, внедрение технических решений по полезному использованию осадка сточных вод и органических отходов возможно с учетом реализации следующих мероприятий:

• Разработка российской Стратегии обращения с осадком сточных вод, дифференцированно учитывающей методы его утилизации, возможности извлечения вторичных продуктов в зависимости от качественного состава осадка и крупности поселения.
• Разработка механизмов создания центров глубокой переработки органических отходов сельскохозяйственного производства во вторичные высококачественные продукты.
• Закрепление основных положений стратегии на законодательном уровне и развитие в информационно-техническом справочнике НДТ по обращению с осадком коммунальных сточных вод.
• Разработка и принятие программ освоения НДТ по утилизации органических отходов сельскохозяйственного производства, предусматривающих финансовое стимулирование для решения экологических проблем утилизации органики.
Расширенные меры государственной поддержки предприятий, утилизирующих отходы в качестве вторичного ресурса.
• Обеспечение исполнения абонентами требований к качеству стоков, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

В рамках реализации проекта BSR WATER одним из основных результатов является создание платформы решений, практик, инструментов по вопросам управления водными ресурсами (Baltic Smart Water HUB). Данная платформа позволяет на основе опыта участвующих проектов разработать стратегические документы, что имеет большую межнациональную ценность, поскольку такие рекомендации могут быть гармонизированы и унифицированы, основываясь на надежных практических результатах работы.

В этой связи обратимся к одной из важных целей проекта – разработке политических документов по снижению поступления биогенных веществ (Региональная стратегия по рециклингу) и опасных веществ (Аналитические записки по содержанию микрозагрязнителей в сточных водах и осадке), способствующих дальнейшему внедрению передовых мер по охране морской среды и устойчивому развитию района Балтийского моря.

BSR WATER может стать инструментом для принятия взвешенного решения, а также источником компетентной информации и экспертизы по вопросам управления водными ресурсами, в том числе предлагать решения, технологии и практики для возможного включения в Справочник наилучших доступных мировых технологий.

ГГУП «СФ «Минерал» (подведомственное предприятие Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга) с 2017 года является оператором по реализации программ и решений ХЕЛКОМ в России. Предприятие оказывает эффективное содействие Минприроды России в процессах выполнения обязательств в рамках Хельсинкской конвенции.

Источники:
1. Рекомендации и подходы Хельсинкской комиссии по формированию системы предотвращения поступления вредных веществ в экосистему Балтийского моря / Е.А. Воробьева, С.В. Кондратенко // Развитие системы обращения с отходами в Калининградской области : X Междунар. науч. конф. «Инновации в образовании, науке и бизнесе – 2012» (17–19 окт.): докл. секции / ФГБОУ ВПО «КГТУ». – Калининград : ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2012. – С. 20–37.
2. Материалы итоговой пресс-конференции Президента России от 19 декабря 2019 года. Источник: официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *