Рекомендации по внедрению устойчивого управления ливневыми водами в городах региона Балтийского моря

Ника Котовича, Департамент городского развития, Рижская Дума

Из-за изменения климата регион Балтийского моря сталкивается с более частыми и сильными дождями, сильнее всего затрагивающими плотно застроенные и густонаселенные городские районы. Таким образом, города испытывают растущую потребность в решении общей проблемы ливневых наводнений – проблемы, которая может привести к ухудшению состояния окружающей среды, повреждению инфраструктуры, рискам для человека и другим неблагоприятным воздействиям на городскую среду. На этот вызов нелегко ответить, поскольку он требует целостного, всеобъемлющего и интеллектуального подхода к управлению ливневыми водами.

С целью лучшего понимания изначального положения дел и других предварительных условий для создания устойчивого управления ливневыми водами в регионе Балтийского моря с сентября 2019 года по март 2020 года было проведено комплексное исследование с изучением законодательств в отношении ливневых вод во всех десяти странах региона: восьми государствах-членах ЕС – Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литве, Польше и Швеции, а также в двух странах-партнерах – Норвегии и России. Параллельно были проведены структурированные интервью в 22 средних и крупных городах региона, оценивающие их текущий прогресс с внедрением устойчивого городского управления ливневыми водами, уже внедренные улучшения, а также потребности и перспективы дальнейшего развития.

Оба исследования были проведены в рамках платформенного проекта BSR WATER, где одна из стратегических целей связана с совершенствованием политических инструментов и средств поощрения, позволяющих городам региона осуществлять устойчивое управление городскими ливневыми водами. Такой подход гарантирует, что политические рекомендации по внедрению устойчивого управления городскими ливневыми водами основаны на накопленных знаниях и практике тех городов-первопроходцев в регионе, которые уже получили хорошее понимание и практические навыки в этой области.

Обзор законодательства, связанного с ливневыми водами

Во всех странах региона Балтийского моря принципы и задачи управления ливневыми водами включены в национальное  pаконодательство, определяющее цели, связанные с предотвращением наводнений и обеспечением качества воды. Однако уровень детализации по этим вопросам различен, особенно в том, что касается степени установления некоторых ограничений на национальном уровне. Удивительно, но почти половина опрошенных городов не указали никаких местных (муниципальных) правил управления ливневыми водами. Обследованные города указали, что управление ливневыми водами руководствуется национальным законодательством, регулирующим главным образом качество ливневых вод и защиту от наводнений, в то время как существующие местные правила в основном касаются промышленных и транспортных зон и строительных площадок, но не инфильтрации в зонах высокого риска. Кроме того, большинство опрошенных городов подтвердили наличие платы за ливневую канализацию, либо платы за подключение, либо платы за м3 сброса (комбинированный/раздельный), либо платы за м2 площади поверхности, дифференцированной по типу объекта недвижимости.

Обзор законодательства, связанного с ливневыми водами, установил, что в регионе Балтийского моря нет или недостаточно внимания уделяется продвижению открытых, природоориентированных местных решений по дренажу и очистке ливневых вод. Только в нескольких странах-первопроходцах (например, в Дании, Германии, Швеции, Финляндии) национальное законодательство содержит подробные требования к очистке ливневых вод независимо от типа ливневой канализации. Города региона Балтийского моря подчеркнули важность этой темы во всей системе городского планирования – все опрошенные города признали безотлагательной необходимость внедрения комплексного управления ливневыми водами и устойчивого планирования ливневых вод.

Ливневые системы и их эксплуатационные характеристики

Из интервью можно сделать
вывод, что большинство городов региона Балтийского моря в настоящее время имеют как комбинированные, так и раздельные системы сбора ливневых вод, некоторые имеют только комбинированную систему, еще несколько имеют только раздельную систему. Только около половины опрошенных городов признались, что стремятся к полностью обособленной системе сбора ливневых вод, в то время как четверть городов такой цели не ставят.

Что касается права собственности на систему сбора ливневых вод и управления ею, то большинство городов указали, что в управлении ливневыми водами участвуют как муниципальные предприятия водоснабжения и водоотведения, так и сами муниципалитеты. Чаще всего предприятия водоснабжения и водоотведения и муниципалитеты совместно владеют и эксплуатируют ливневые системы, в редких случаях предприятия эксплуатируют систему, принадлежащую муниципалитету. Во многих городах трубопроводные системы принадлежат и управляются предприятием по водоснабжению и водоотведению, в то время как открытые методы сбора ливневой воды, включая зеленую инфраструктуру, – муниципалитетом.

В отношении базовой оценки ливневой системы можно отметить следующие тенденции. Около половины обследованных городов провели базовую оценку систем сбора ливневых вод, и только половина из них использовала гидрологическое и гидравлическое моделирование для определения пропускной способности системы и рисков наводнений. Другие оценивали только качество обработки, техническую инспекцию и институциональные структуры. Опрошенные города сообщили об отсутствии потенциала в существующей системе с точки зрения наводнений, отсутствии пространства для расширения, а также о необходимости создания более интегрированных и более эффективных управленческих структур. Те города, где ливневая система управляется предприятием водоснабжения и водоотведения, по-видимому, лучше справляются в этом отношении. Многие муниципалитеты указали на отсутствие знаний о своей ливневой системе.

Что касается конструкции ливневой канализации, то только около трети обследованных городов указали, что канализация проектируется для экстремальных штормовых явлений – либо на всей территории города, либо в новых районах застройки. Обычный срок окупаемости проектного мероприятия составляет в основном 10 лет, в единичных случаях – 25 лет. Существуют различия в точных технических характеристиках периода окупаемости самотёчных систем и систем с нагнетаемым потоком. Кроме того, была выражена озабоченность по поводу густонаселенных районов, где строятся канализационные системы, поскольку трудно обеспечить пространство для создания на месте устойчивых городских дренажных систем. Тем не менее большинство городов указали, что они уже применяют на месте устойчивые городские дренажные системы (SUDS), однако устойчивые методы еще не так широко распространены, так как большинство из этих городов только внедрили свои первые пилотные проекты. Лишь немногие города-первопроходцы применяют их на широкой основе в качестве обычной практики для улучшения качества воды и общего качества городского пространства.

В отношении очистки ливневых вод прослеживаются некоторые общие тенденции. Около половины обследованных городов указали на раздельную очистку сильно загрязненных ливневых вод, ведущих к очистным сооружениям, однако разные города имели в виду разные источники загрязненных ливневых вод – от придорожных ливневых приемников до специальных сооружений. Чаще всего городские ливневые воды, собранные с промышленных территорий, обрабатываются в специальных ливневых очистных сооружениях. Очистка уличных ливневых вод по-прежнему является большой проблемой в большинстве городов.

Практика управления ливневыми водами и будущие потребности

Что касается современного
состояния управления ливневыми водами в городах региона Балтийского моря, то только половина городов имеют какие-то местные (муниципальные) планы адаптации к климату, однако некоторые города в текущий момент разрабатывают их. Несколько городов-первопроходцев, таких как Копенгаген, Хельсинки и Ваксе, разработали и приняли комплексные межсекторальные планы, учитывающие риски, последствия и меры по целому спектру, включая ливневую и зеленую инфраструктуры как неотъемлемую их часть, в то время как другие опрошенные города имеют более секторально разграниченные и менее комплексные подходы.

Что касается текущей практики управления ливневыми водами, то в ходе обследований были выявлены такие ключевые проблемы, как низкий приоритет управления ливневыми водами в политических программах подавляющего большинства городов, отсутствие сотрудничества между различными муниципальными департаментами, связанными с ливневыми водами, и другими соответствующими заинтересованными сторонами,  недостаток знаний, трудности в переоснащении существующих систем сбора ливневых вод на новые подходы к управлению ливневыми водами с точки зрения пространства и доступа, и другие вопросы. Кроме того, в качестве основных проблем управления ливневыми водами города указали отсутствие систем контроля качества для плотно заселенных городских районов с точки зрения управления ливневыми водами (например, отсутствие системного мониторинга качества воды, плохое качество воды, коммунальные правила, необходимость отключения объектов недвижимости от комбинированной системы сбора ливневых вод). В конечном счете, недостаточное финансирование для управления ливневыми водами было также отмечено всеми обследованными городами. Как правило, препятствием для внедрения интегрированного управления ливневыми водами (ISWM) является нехватка ресурсов и знаний, поскольку экологическая инженерия не является основной компетенцией муниципальных специалистов, занимающихся городским планированием. Интегрированное управление ливневыми водами является набирающей вес и преобладающей парадигмой в управлении ливневыми водами, и почти половина опрошенных муниципалитетов приняли решение о ее разработке, а также определили свое видение, цели и ожидания в отношении ее осуществления. Примерно в трети обследованных городов уже созданы межведомственные группы муниципальных специалистов, занимающихся вопросами ливневой канализации.

Большинство городов указали, что для разработки системы интегрированного управления ливневыми водами требуется больше знаний и наращивание потенциала – главным образом в области проектирования, строительства, технического обслуживания и воздействия пенообразователей (SUDS) и решений на основе зеленой инфраструктуры, а также в области моделирования интеграции трубопроводных систем с открытыми системами сбора ливневых вод с городскими пространствами.

В заключение опрошенные города определили следующие вопросы как наиболее важные, требующие скорейшего решения: потенциал сбора и очистки ливневых вод в густонаселенных городских районах, наличие финансирования, экономическая эффективность, своевременное планирование, а также обеспечение качества воды.

Краткое заключение

Был сделан вывод о том, что для ускорения внедрения интегрированного управления ливневыми водами на уровне ЕС и содействия комплексным решениям, а не единичным кейсам, сосредоточенным только на некоторых аспектах управления (таких как качество воды, защита от наводнений, экономическая эффективность и т. д.), необходимы дополнительные руководящие указания и стимулы на уровне ЕС. Новая политика должна поощрять и облегчать комплексные решения – развитие пригодных для жизни, комфортных, привлекательных, устойчивых и приспосабливаемых к изменению климата городских районов, сочетая пространственное планирование (например, достаточную зеленую инфраструктуру, качество зеленых зон), устойчивую мобильность (например, дизайн зеленых улиц, зеленые автостоянки), энергоэффективность (например, дизайн пассивного охлаждения, зеленые крыши и стены), климатическую нейтральность (например, биоразнообразие, диверсификация экосистемных услуг) и другие аспекты. Другими словами, необходим целостный, комплексный подход-планирование, проектирование и внедрение многофункциональных и многоцелевых городских пространств, полностью способных обрабатывать ливневую воду на месте, включая анализ затрат и выгод, демонстрирующий их более высокое соотношение с помощью применяемой зеленой инфраструктуры и природных решений по сравнению с обычными решениями ливневой канализации. Рассмотрение ливневой воды в качестве ресурса и экономическая устойчивость интегрированного управления ливневыми водами могут быть облегчены путем ценообразования ливневого стока. Поскольку ЕС оставляет за государствами-членами право принимать решения о возмещении затрат на управление ливневыми водами, могут оказаться полезными дальнейшее руководство или рекомендации по тарифу на ливневые воды.

Что можно сделать на уровне города?

Для того чтобы город мог внедрить подход интегрированного управления ливневыми водами, первым шагом является назначение постоянной местной многосекторальной консультативной группы по управлению ливневыми водами из муниципальных специалистов, занимающихся комплексным управлением ливневыми водами. Такая группа играет решающую роль в осуществлении устойчивого управлении ливневыми водами, поскольку она непосредственно поддерживает внедрение хорошо структурированных, интегрированных процессов городского планирования, а также активизирует местных экспертов для совместных усилий по достижению общих целей, связанных с ливневыми водами.

В качестве следующего шага город (муниципалитет) должен разработать и принять программу управления ливневыми водами или план как часть городского плана адаптации к климату или самостоятельного политического документа. Кроме того, рекомендуется внедрить инструменты управления зданиями, такие как инструменты планирования ливневых вод, разработанные и опробованные в рамках проекта iWater (например, Green Factor). Кроме того, для поддержки перехода к устойчивому управлению ливневыми водами городам необходимо разработать или обновить местные планы водосборных бассейнов ливневых вод и руководящие принципы городского планирования по децентрализованному устойчивому управлению ливневыми водами.

Местные (муниципальные) финансовые стимулы для содействия развертыванию зеленой инфраструктуры и природоохранных решений являются еще одним важным политическим инструментом в масштабах города для поддержки развития естественного, целостного и устойчивого управления ливневыми водами.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *