К вопросу управления адаптацией к изменениям климата

И.А. Серебрицкий, канд. геол.-минерал. наук, государственный советник Санкт-Петербурга I класса
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
serebr@kpoos.gov.spb.ru

Почти 30-летний международный опыт показывает, что подготовка к изменениям климата должна прорабатываться на комплексной основе на всех уровнях: от общепланетарного и государственного до регионального, городского и муниципального. Планируемые и реализуемые меры, также на всех уровнях, должны быть направлены не только на сокращение выбросов в атмосферу, учитывать повышения температуры и изменения уровня вод, но и включать актуальные научно-технические, научно-методические решения и инновационные подходы.

Изменения климата, адаптация к ним, управление водными ресурсами, стратегии и планы социально-экономического и экологического развития стран и городов – это всё связанные между собой понятия, которые описывают то, как мировое сообщество предпринимает меры для устойчивого развития в мировом масштабе.

Санкт-Петербург имеет многолетний опыт работы, направленный на адаптацию к изменениям климата, включая учет необходимости мероприятий на стратегическом правовом уровне, что нашло свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, Экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года – документах, направленных на совершенствование мер по адаптации к изменениям климата в условиях городской среды, борьбу с негативными последствиями от климатических изменений и их предотвращение.

Как активный участник жизни в регионе Балтийского моря, наш город принимает непосредственное участие в международных проектах и акциях, направленных на выработку оптимальных подходов по реакции органов власти, компаний, общества на климатические изменения. Стоит отметить, что близость к Европейскому региону обеспечивает Санкт-Петербург определенными преимуществами, среди которых возможность участия в трансрегиональных процессах выработки и реализации стратегических мер по адаптации к изменениям климата на основе опыта наших соседей, а также мировых тенденций.

Мировой уровень

Рамочная конвенция Организации Объединенных Нации (ООН) по изменению климата РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) была торжественно принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и вступила в силу 21 марта 1994 года (Россия ратифицировала РКИК в 1994-м). Это соглашение подписано более чем 180 странами мира и является базовым документом планетарного масштаба на десятилетия, определяющим вектор развития мира в области отношений к климатическим изменениям, адаптации к ним и снижению негативных последствий таких изменений. Главная цель конвенции – не допустить «опасного антропогенного воздействия на климатическую систему».

Киотский протокол

В 1995 году страны начали переговоры в целях укрепления глобальных мер реагирования на изменение климата. Два года спустя был принят Киотский протокол. Данный документ обязывает развитые страны – стороны протокола сокращать выбросы парниковых газов. Первый период выполнения обязательств начался в 2008 году и закончился в 2012-м.  Второй период начался 1 января 2013 года и закончится в 2020-м.  Участниками Киотского протокола являются 192 государства.

Парижское соглашение

Парижское соглашение было подписано в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке 22 апреля 2016 года, в Международный день Матери-Земли, главами 175 государств, в том числе и Российской Федерации. Главная цель Парижского соглашения заключается в укреплении глобальных мер по борьбе с изменением климата, с тем чтобы удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2 °C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5 °C.

Саммит Организации Объединенных Наций по климату 2019 года

В сентябре 2019 года Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области. Мировые лидеры выступили с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату, которая была перенесена на 2021 год из-за пандемии COVID-2019.

Саммит был посвящен ключевым областям, которые имеют наибольшее значение для решения задач в области изменения климата: тяжелая промышленность, природопользование, города, энергетика и финансирование мер по борьбе с изменением климата. Таким образом, практические шаги по адаптации и смягчению последствий изменений климата выходят на первый план и понимаются как вопросы, имеющие межсекторальный и межцелевой (в случае ЦУР) характер.

Региональный уровень

В рамках реализации рекомендаций ООН многими государствами мира были разработаны или разрабатываются планы мероприятий по адаптации и смягчению негативного воздействия от изменений климата на национальном (государственном), региональном и муниципальном (местном) уровнях.

В апреле 2013 года Европейской комиссией принята Стратегия ЕС по адаптации к изменению климата. Она установила рамки и механизмы для вывода на новый уровень готовности ЕС к текущим и будущим климатическим воздействиям. Чтобы избежать наиболее серьезных рисков изменения климата, особенно крупномасштабных необратимых последствий, международное сообщество согласилось с тем, что глобальное потепление должно удерживаться на уровне ниже 2 0C по сравнению с температурой доиндустриальной эпохи.

Стратегия адаптации ЕС имеет три цели:

1. Содействие действиям государств-членов. Комиссия призвала все государства-члены принять комплексные стратегии адаптации (на середину 2013 года лишь 15 стран имели разработанные стратегии), обеспечив, со своей стороны, финансовую и регулирующую помощь в создании адаптационного потенциала и реализации планов действий по адаптации. Также комиссия обязалась поддерживать адаптационные мероприятия в городах путем поддержки их добровольных обязательств, основанных на «Инициативе Соглашения мэров по климату и энергии» (объединяющих на настоящий момент более 10000 городов из 135 стран мира. – Прим. авт.).
2. Содействие принятию более обоснованных решений путем устранения пробелов в знаниях об адаптации и дальнейшего развития европейской климатической ситуации на основе Адаптационной платформы (Climate-ADAPT) как информационного «универсального магазина» по вопросам адаптации в Европе.
3. Содействие адаптации в ключевых уязвимых секторах: единообразие подходов в «Политике сплоченности», сельском хозяйстве и рыбной отрасли, гарантирующее устойчивость инфраструктуре Европы, поощрение использования инструментов страхования от природных и техногенных катастроф.

В Стратегии отмечается, что преимущества реализации стратегии адаптации перевешивают затраты. Каждый евро, потраченный на защиту от наводнений, по оценке, может сэкономить 6 евро от причиненного ущерба. В период с 1980 по 2011 год от наводнений в Европе погибли более 2500 человек, пострадали более 5,5 млн человек и привели к прямым экономическим потерям более чем на 90 млрд евро. Минимальная стоимость игнорирования адаптации к изменениям климата оценивается в 100 млрд евро в 2020 году и 250 млрд евро в 2050 году для всего ЕС.

Учитывая неопределенность в отношении долгосрочных последствий изменения климата, Стратегия адаптации ЕС признает, что имеет смысл начать с мер. Они дешевы, гибки и хороши как для экономики, так и для климата. Таким образом, реализация инвестирования в адаптацию к изменению климата может способствовать устойчивому росту и создавать новые рабочие места, особенно в таких секторах, как строительство, управление водными ресурсами, страхование, сельское хозяйство и управление экосистемами

принятая в 2013 году стратегия содержала целый ряд сопутствующих документов, регулирующих и выступающих методическими руководствами для разработки стратегий и политик адаптации к изменениям климата на национальном (государственном) и муниципальном (местном) уровнях для стран и муниципалитетов Европейского союза.

Такой подход способствовал улучшению качества и широте знаний об адаптации и их распространению для принятия обоснованных решений. Стратегия адаптации проникла и повлияла на широкий спектр ключевых направлений политики ЕС: финансирование программ, снижение рисков от природных бедствий, повысила устойчивость инфраструктуры и финансового сектора.

Для Балтийского региона вопросы адаптации к изменениям климата также подтверждают
свою актуальность и последние годы встают во главу угла при формировании основных линий развития различных сфер экономики и принимаются во внимание при стратегическом планировании. Среди приоритетов Германии в качестве страны-председателя Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ) на период 2020–2022 годов также звучат положения о необходимости уделять внимание изменениям климата и признается актуальность учета факторов климата в области защиты морской среды.

Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день на международном мировом уровне существует достаточный объем регулирующих документов, обеспечивающий возможность создания стратегий и планов по адаптации к изменениям климата и снижению негативных последствий от их наступления. При этом мировая практика разработки стратегий и планов по адаптации для больших территорий подразумевает их районирование по географическим и природно-климатическим условиям, не связанным с административным делением, что позволяет повысить эффективность реализации стратегий и планов и подразумевает совместные действия в рамках транснационального и трансграничного взаимодействия. Качество принимаемых стратегий и разработанных на их основе планов мероприятий, а также реализуемых управленческих решений находится в прямой зависимости от качества исходных данных, частоты их актуализации и высокопрофессионального научного анализа этих данных, поэтому важным видится использование и аккумуляция опыта, полученного в ходе научных разработок, пилотного и проектного внедрения на практике.

Наиболее успешное и широкое распространение принятых и реализуемых стратегий и планов по адаптации на местном уровне наблюдается там, где государственными структурами созданы и поддерживаются доступные и качественные инструменты их разработки, поэтому важным видится обеспечение доступности экспертной информации и вовлечение всех заинтересованных сторон. Международные инициативы  государственного, неправительственного и частного секторов в области обмена накопленным опытом и оказания содействия по адаптации к изменениям климата могут быть крайне полезными при разработке муниципалитетами и городами собственных стратегий и планов, а также способствовать развитию международного сотрудничества.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *