ГАУ КО «ЕКАТ-Калининград»
За три года реализации проекта BEST «Наиболее эффективная очистка промышленных сточных вод» был собран и проанализирован внушительный массив данных об управлении промышленными сточными водами в регионе Балтийского моря: выявлены основные источники поступления промстоков, приоритетные загрязняющие вещества в сточных водах, наиболее распространенные методы предварительной очистки, применяемые в регионе, рассмотрены вопросы взаимоотношений между органами власти, промышленными предприятиями и организациями водопроводно-коммунального хозяйства (ВКХ). Результатом этой работы стали разработанные под руководством Фонда Джона Нурминена (Финляндия) рекомендации проекта BEST.
Рекомендации включают в себя основную часть, применимую ко всему региону Балтийского моря, а также национальные приложения для стран – партнеров проекта: Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, Польши и России. Документ подготовлен в двух версиях: полной и сокращенной. В последней представленные рекомендации четко ориентированы на конкретных участников водных отношений: абонентов промышленных предприятий, организаций, эксплуатирующих очистные сооружения поселений и/или городских округов, природоохранных органов, политиков, формирующих, в том числе, национальную и региональную законодательную базу в этой сфере.
В полной версии основной части представлены рекомендации для совершенствования системы очистки сточных вод по следующим направлениям: законодательство, очистка сточных вод, совершенствование договоров на отведение промышленных сточных вод и взаимодействие участников процесса очистки промстоков.
Институциональное развитие предполагает закрепление ответственности промпредприятий и роли договоров на сброс сточных вод на национальном уровне. Кроме того, предлагается процесс выдачи экологических разрешений также вынести на более высокий уровень во избежание негативного эффекта местных факторов. Организациям ВКХ необходимо предоставить реальное влияние на формирование условий экологических разрешений и возможность проведения инспекций и проверок на промпредприятиях совместно с контрольно-надзорными органами. Считается, что независимые региональные очистные сооружения являются наиболее успешным решением, позволяющим предотвратить влияние местной политики на управление сточными водами.
В части управления промышленными сточными водами подчеркивается необходимость их предварительной очистки перед сбросом. Существенными факторами, влияющими на эффективность управления стоками, являются регулярный мониторинг их качества, проработка ситуаций аварийного сброса и пиковых нагрузок, извлечение и утилизация надлежащим образом опасных веществ. Прием промышленных сточных вод очистными сооружениями возможен при известном качественном и количественном составе таких стоков, а также в случае наличия технологических мощностей для их эффективной очистки.
Обширный ряд рекомендаций предложен для договоров на сброс сточных вод. В частности, при их составлении необходимо учитывать все аспекты водных отношений: наличие НДТ для извлечения тех или иных веществ, сроки действия и возможность пересмотра контракта, программа мониторинга и контроля за составом сточных вод, установление предельных значений и ограничений, запрет на разбавление сточных вод, единые методики расчета платы за сверхсброс, ответственность предприятий в случае непредвиденных ситуаций или нарушений и т. п. Огромную роль в заключении договоров играют непосредственно договаривающиеся стороны, в связи с чем рекомендуется установление сотрудничества – партнерства, где все вопросы решаются путем четкого разграничения ответственности и переговоров для поиска взаимовыгодных решений.
Важнейшим фактором успешного управления сточными водами является взаимодействие промпредприятий и организаций ВКХ. Для этих целей предлагается ряд форматов проведения встреч: ежегодные встречи специалистов организаций, проведение экскурсий на очистные сооружения и промпредприятия. Организациям ВКХ рекомендуется периодически публиковать отчеты о деятельности, связанной с очисткой промстоков, для повышения осведомленности и большей прозрачности. Одной из рекомендаций является разработка национального руководства по очистке и контролю промышленных сточных вод.
Национальное приложение к рекомендациям, разработанное для России, отражает особенности предварительной очистки промышленных сточных вод, их сброса в централизованные системы водоотведения, а также взаимодействия предприятий ВКХ и их абонентов.
В приложении рассмотрены правовые основы и механизмы получения разрешительной экологической документации предприятиями I и II категорий по степени воздействия на окружающую среду и основы государственной политики по внедрению наилучших доступных технологий в Российской Федерации.
Требования действующего национального законодательства ставят большие вызовы перед организациями ВКХ. Очистные сооружения, как объекты негативного воздействия на окружающую среду, относятся к I и II категориям, что накладывает на них обязательства по получению комплексного экологического разрешения или предоставлению экологической декларации. Кроме того, деятельность в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов относится к области применения НДТ и должна руководствоваться информационно-техническим справочником, специально разработанным для данной отрасли.
В настоящее время разработан и утвержден 51 информационно-технический справочник наилучших доступных технологий, среди которых отраслевые, применимые к различным промышленным предприятиям, относящимся к области применения НДТ, и межотраслевые, предназначенные для ряда (часто несмежных) отраслей промышленности.
Система государственного регулирования на основе применения НДТ направлена на решение комплексной задачи по охране окружающей среды при повышении эффективности промышленности, то есть должна обеспечить эколого-технологическую модернизацию производства. Причем эта система предусматривает механизмы стимулирования перехода на использование НДТ в виде экономических мер государственной поддержки через налоговые льготы и льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также посредством субсидирования.
Процесс получения комплексного экологического разрешения (КЭР) является непростой задачей для предприятий любого вида деятельности, будь то промышленное производство или муниципальные очистные сооружения. Это многоступенчатый процесс, занимающий по времени не менее года и требующий значительных финансовых и трудовых ресурсов. По своей сути КЭР – это разрешительный документ, подтверждающий соответствие объекта негативного воздействия требованиям НДТ. Именно поэтому в процессе рассмотрения заявки на получение КЭР задействованы федеральные и региональные органы власти не только в сфере охраны окружающей среды.
Промышленным предприятиям, являющимся абонентами организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений и городских округов, также приходится соблюдать множество требований, установленных законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. Отношения между абонентами и организациями ВКХ осуществляются на основании договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, форма которого является типовой и утверждена федеральным законодательством. При этом сточные воды абонента должны соответствовать двум видам нормативов: требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным на национальном уровне, и нормативам водоотведения, которые закрепляются на уровне органов местного самоуправления. Не допускается разбавление сточных вод чистой водой с целью доведения их до требуемых параметров.
Между организацией ВКХ и абонентом может быть заключен договор на водоотведение, предусматривающий сброс сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, при условии наличия возможностей очистных сооружений. Размер платы за сброс таких сточных вод определяется соглашением сторон.
Организация ВКХ осуществляет контроль сброса сточных вод абонента по их объему, составу и свойствам, в том числе в соответствии с декларацией, предоставляемой абонентами, у которых суммарный объем стоков по всем выпускам в централизованную систему водоотведения составляет более 30 куб. м в сутки.
В случае нарушения требований по установленным нормативам организацией ВКХ взимается плата за сброс сверхнормативных стоков. При этом организация ВКХ, осуществляющая контроль стоков абонента, информирует специально уполномоченный орган в сфере экологического надзора о таком нарушении, что может являться основанием для проведения внеплановой проверки абонента.
Все указанные выше темы, а также примеры организации очистки сточных вод для различных видов пищевой промышленности рассмотрены в Национальном приложении для России, которое имеет исключительно прикладной характер и может способствовать наиболее эффективной организации управления сточными водами как на предприятиях ВКХ, так и в промышленном секторе.
Полную англоязычную версию рекомендаций проекта BEST можно найти на сайте проекта https://bestbalticproject.eu.
С русскоязычной версией рекомендаций можно ознакомиться на сайте ГАУ КО «ЕКАТ» https://ecatk.ru в разделе проекта BEST.
Создать комментарий