Об адаптации к изменениям климата в Санкт-Петербурге

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

И.А. Серебрицкий, канд. геол.-минерал. наук, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Изменение климата является одной из важнейших проблем XXI века, которая выходит за рамки научной и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития любого региона мира.

Изменение климата создает для Санкт-Петербурга, с учетом его географического положения, ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода правительства к проблемам изменения климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа природных, экологических, экономических и социальных факторов.

Точечные проблемы, вызванные климат-обусловленными факторами, попали в поле внимания Правительства Санкт-Петербурга еще на рубеже ХХ–ХХI веков. Это и необходимость внесения изменений в подходы по развитию систем водоотведения, и угроза городской инфраструктуре от биологических инвазий, сокращение выбросов парниковых газов от  промышленности, автомобильного и морского транспорта.

К 2010 году для органов исполнительной власти города стало очевидно, что действия в областях, подверженных влиянию климатических изменений, должны носить систематизированный характер. Положительный импульс для начала действий дала принятая Российской Федерацией 17 декабря 2009 года Климатическая доктрина¹, ставшая основой политики государства в отношении проблемы изменений климата и определившая необходимость применения информационных, нормативно-правовых, экономических и иных инструментов, а также необходимость разработки адаптационных мер и мер по смягчению антропогенного воздействия в условиях изменяющегося климата при среднесрочном и долгосрочном планировании развития государства на всех уровнях государственной власти.

С февраля 2012 года по октябрь 2014-го научными организациями и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга совместно с муниципалитетами и научными организациями Юго-Восточной Финляндии был реализован проект CliPLivE² («Адаптация городской среды к негативным последствиям климатических изменений») в рамках Европейской программы приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и России 2007–2013³.

Результатами проекта стало построение геологических карт и карт экологических рисков для различных сценариев изменения климатических условий, разработка практических рекомендаций по мерам снижения геологических и экологических рисков в существующих и будущих климатических условиях, а также проект «Климатической стратегии Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (не была принята как нормативно-правовой акт).

Одним из важнейших «побочных» результатов проекта стало включение в разрабатываемую регулярно (2002⁴, 2007⁵, 2013⁶) Экологическую политику Санкт-Петербурга механизмов предупреждения рисков, обусловленных климатическими изменениями, принятую постановлением Правительства Санкт-Петербурга 18 июня 2013 года.

В постановлении Правительства Санкт-Петербурга «Об экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года» заложены следующие механизмы по предупреждению экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями:
• разработка климатической стратегии Санкт-Петербурга;
• разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата, включая учет фактора изменения климата в программах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
• разработка и внедрение системы предупреждения экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями;
• обеспечение эффективной системы защиты территории Санкт-Петербурга от опасных погодно-климатических явлений, включающей мелиоративные системы, гидротехнические сооружения, осуществление берегоукрепительных работ, принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод и др.

Базовые элементы проекта «Климатической стратегии Санкт-Петербурга на период до 2030 года» вошли в «стратегический»⁷ закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года №771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года»

В качестве климатически обусловленных проблем города законом определено, что территория Санкт-Петербурга находится под воздействием современных геологических процессов, активизация которых обусловлена климатическими изменениями и ростом антропогенной нагрузки. К наиболее значимым процессам относятся разрушение берегов, образование биогазов, развитие карста, поверхностная эрозия, а также подтопления, связанные с изменением режима подземных вод. Средняя скорость размыва берегов составляет около 0,5 м в год. После ввода в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений (КЗС) территория Курортного района Санкт-Петербурга, находящаяся за пределами зоны защиты КЗС, в большей степени подвержена влиянию подъемов уровня воды, что приводит к ускорению процесса размыва берегов и увеличению подтопления прибрежных территорий, в том числе жилых кварталов, разрушению улично-дорожной сети, парков, пляжей.

Для изменения ситуации законом поставлена задача по разработке и реализации мер изменениям, в том числе по минимизации выбросов парниковых газов, создание систем берегозащиты Санкт-Петербурга, которая решается по следующим направлениям:
1. обеспечение адаптации к климатическим изменениям, в том числе минимизация выброcов парниковых газов, создание системы берегозащиты Санкт-Петербурга.
2. обеспечение укрепления и развития информационной и научной основы в области климата, обеспечивающей максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, о воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях, последствиях, а также разработку и реализацию оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата, по смягчению антропогенного воздействия на климат (для повышения уровня защищенности жизненно важных интересов необходимо осуществлять модернизацию и техническое переоснащение систем гидрометеорологических наблюдений).
3. обеспечение развития межведомственного, межрегионального и международного организационного и функционального взаимодействия по вопросам реализации климатической политики.
4. обеспечение совершенствования правового регулирования и государственного управления в области минимизации и предотвращения региональных климатических угроз, предусматривающих совершенствование правовых актов в области строительного проектирования и эксплуатации зданий и сооружений, территориальных строительных норм, учет климатического фактора при разработке и актуализации документов территориального планирования.
5. обеспечение выполнения обязательств по снижению выбросов парниковых газов, в том числе предусматривающих формирование кадастра выбросов парниковых газов в Санкт-Петербурге.
6. обеспечение проведения берегоукрепления и защиты прибрежных территорий Санкт-Петербурга, совершенствование системы оповещения населения и хозяйствующих субъектов о возможных опасных климатических явлениях, изменение условий эксплуатации объектов городского хозяйства, учитывающих их уязвимость к климатическим рискам.
7. способствование исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов и разработки инновационных экологически приемлемых технологий, внедрения инновационных технологий на основе использования атомной энергии.
8. развитие экономических и финансовых механизмов, способствующих технологическому перевооружению предприятий, внедрению технологий с потенциалом снижения выбросов парниковых газов, включая предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта, отраслей промышленности, активизацию использования возобновляемых источников энергии, а также росту использования энергоэффективного оборудования и технологий.

В октябре 2019 года был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года⁸, включающий в себя, в том числе, и мероприятия по адаптации к изменениям климата. В частности, для реализации цели «Обеспечение экологического благополучия и благоустройства территории Санкт-Петербурга» п. 2.2.1.2. стратегии «Комплексы мероприятий и перечень государственных программ Санкт-Петербурга» содержит следующую задачу:

«Разработка и реализация мер по адаптации к климатическим изменениям, в том числе по минимизации выбросов парниковых газов, создание системы берегозащиты Санкт-Петербурга, и включающий комплекс мероgриятий в: Подпрограмму «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» Государственной программы (далее – ГП) Благоустройство и экология; подпрограмму «Развитие и функционирование систем теплоснабжения Санкт-Петербурга», «Энергосбережение и повышение  энергетической эффективности» ГП Энергетика; подпрограмму «Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга» ГП Транспорт; подпрограмму «Обеспечение мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ГП Безопасность; подпрограмму «Развитие промышленности Санкт-Петербурга» ГП Промышленность; Схему водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года».

Хотя в нормативно-правовых актах Санкт-Петербурга направления деятельности и перечни мероприятий, упоминающих адаптацию к изменениям климата, стали появляться лишь с 2013 года, городом и ранее было реализовано большое количество проектов, направленных на адаптацию к климатическим изменениям и смягчение вызванных ими негативных последствий.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге на уровне стратегических документов создана базовая правовая платформа, позволяющая разрабатывать региональные планы мероприятий по адаптации к изменениям климата с привлечением всех профильных подразделений правительства города посредством отраслевых государственных программ, однако отсутствуют критерии, определяющие возможность отнесения тех или иных пунктов программ и подпрограмм к мероприятиям по адаптации.

Реализация адаптационной политики Санкт-Петербурга предусматривает необходимость разработки планов адаптационных мероприятий для каждой отрасли городского хозяйства Санкт-Петербурга, что подразумевает, в соответствии с мировой практикой, определение климатических угроз, вероятности их проявления, оценку уязвимости к климатическим изменениям объектов городской инфраструктуры, экосистем и групп населения и последующую оценку климатических рисков.

Первоочередные адаптационные мероприятия должны быть направлены на снижение и предотвращение наиболее вероятных рисков, которые могут привести к значительному социальному, экономическому и экологическому ущербу.

Ведущие научные и научно-образовательные учреждения Санкт-Петербурга, неоднократно привлекаемые к решению природоохранных задач субъекта Российской Федерации, города федерального значения Санкт-Петербурга, могут не только быть профессиональной площадкой для формирования обосновывающей и исследовательской составляющих решения поставленных задач, но и стать инструментом вовлечения в процесс молодых ученых и студентов, ориентированных на развитие данного направления в ближайшем будущем, что многократно усилит эффект от бюджетных инвестиций в развитие системы государственного планирования и реализации мероприятий по адаптации к изменениям климата.


¹ О Климатической доктрине Российской Федерации, Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N861-рп.
² http://cliplive.infoeco.ru/index.php?id=10
³ https://www.sefrcbc.fi/
⁴ Об основных направлениях политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №50 от 26.09.2002.
⁵ Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008–2012 годы, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1662 от 25.12.2007.
⁶ Об экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №400 от 18.06.2013.
⁷ О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 марта 2020 года). Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2015 №396-75.
⁸ Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 №740

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст