Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Экологическая доктрина предусматривает включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий, а также государственную поддержку деятельности системы образования и просвещения.

Правовые, организационные и экономические основы, общие правила функционирования системы экологического образования, осуществления просветительской деятельности и формирования экологической культуры в Ленинградской области установлены областным законом Ленинградской области от 18.07.2016 г. №62-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области».

Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 г. №368, осуществляются комплексные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у школьников Ленинградской области.

В течение последних 15 лет в целях воспитания у школьников бережного и ответственного отношения к окружающей среде, природному и культурному наследию в Ленинградской области реализуется проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области». Более 10 лет работы по данному проекту в рамках государственного контракта осуществляет Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

Основными задачами указанного проекта являются изучение школьниками природного и культурного наследия Ленинградской области, знакомство и изучение особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, обеспечение участия школьников Ленинградской области в научно-исследовательских экспедициях по экологии и краеведению и конкурсных мероприятиях.

Программа работ по проекту включает ежегодное проведение образовательных экспедиций по экологии и краеведению, областного экологического слета, конкурса «Лучшая экологическая школа Ленинградской области», а также подготовку и издание сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению». Кроме того, в рамках проекта осуществляется организация курсов повышения квалификации по программе дополнительного образования «Методика работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области в летнее время года» для педагогов Ленинградской области, участвующих в проведении школьных экологических экспедиций.

Целями проведения образовательных экспедиций по экологии и краеведению являются: знакомство школьников с историко-краеведческой характеристикой Ленинградской области, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, изучение растительного и животного мира, изучение экологического состояния компонентов природной среды Ленинградской области.

Ежегодно в летний период проводятся шесть экспедиций продолжительностью пять дней (четыре ночи) каждая. В экспедициях принимают участие не менее 180 школьников Ленинградской области ежегодно. Размещение участников экспедиции осуществляется на базовой стоянке, оборудованной на базе «Грибное» государственного  природного комплексного заказника регионального значения «Раковые озера» (рис. 1).

 

В ходе экспедиций школьники посещают памятник природы регионального значения «Озеро Красное» (Приозерской район Ленинградской области), государственный природный комплексный заказник регионального значения «Гряда Вярямянселькя» (Приозерской район Ленинградской области) (рис. 2), историко-архитектурный музей-заповедник «Выборгский замок» (г. Выборг) (рис. 3) и другие объекты.

Рисунок 2. Посещение ООПТ «Гряда Вярямянселькя»

Во время экспедиций для школьников проводятся теоретические и практические занятия, ребята осваивают техники пешеходного и водного туризма, получают практические навыки работы в полевых условиях, осваивают методики полевых наблюдений, правила сбора и оформления материалов и составления отчетов по исследовательской работе. Ребята изучают животный и растительный мир, исследуют состояние вод поверхностных водных объектов, качество атмосферного воздуха, почв, изучают рельеф и геологическое строение, ландшафты (рис. 4).

По результатам летних экспедиций школьники осуществляют подготовку научно-исследовательских работ, которые в дальнейшем публикуются в ежегодном сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению». В настоящее время издано 11 выпусков указанного сборника.

Областной экологический слет (рис. 5) проводится ежегодно, начиная с 2015 года, и является комплексным мероприятием познавательно-обучающего и конкурсного характера, позволяющим выявить уровень научно-исследовательской и природоохранной деятельности школьников, а также оценить организацию эколого-просветительской работы в образовательных учреждениях Ленинградской области.

Ведущим мероприятием Областного экологического слета является конкурс «Лучшая экологическая школа Ленинградской области», в котором участвуют образовательные учреждения Ленинградской области, активно осуществляющие экологическое образование и воспитание школьников. Конкурс является формой творческого обобщения и подведения итогов научно-исследовательской, природоохранной и эколого-просветительской работы общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Конкурс проводится в целях стимулирования развития экологического образования и просвещения в Ленинградской области посредством поощрения образовательных учреждений Ленинградской области за достигнутые достижения в данной сфере.

Рисунок 6. Участники конкурса «Лучшая экологическая школа Ленинградской
области»

В 2020 году состоялся 12-й по счету конкурс, победители и призеры определены по четырем номинациям: «Ученые будущего», «Мой край – моя забота», «Школа – центр экологического просвещения», «Экологическое образование – через всю жизнь школы». Лучшие индивидуальные исследовательские работы школьников, а также школы, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в каждой номинации, были награждены ценными призами. В 2020 году в Областном экологическом слете и конкурсе приняли участие 17 образовательных учреждений Ленинградской области (рис. 6).

В целом многолетний проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области» вызывает большой интерес среди общеобразовательных учреждений и школьников Ленинградской области. Реализация проекта способствует эколого-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию неравнодушного отношения к состоянию и охране окружающей среды, осознанию ребятами своей значимости и значимости каждого в деле охраны природы. Кроме того, через детей происходит популяризация природоохранных знаний и ценностей, привлечение к данной теме внимания широкого круга общественности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *