Эксплуатация базы данных природопользователей Санкт-Петербурга

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ю. А. Шундрина, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

ОБДП (Объединенная база данных природопользователей) – это подсистема «Природопользователи», входящая в состав государственной информационной системы в сфере охраны окружающей среды и природопользования «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга». ОБДП позволяет объединить разнородную информацию о предприятиях-природопользователях, систематизировать ее и предоставить пользователю в удобном для восприятия виде.

Разработка ОБДП началась в 2003 году, в настоящее время подсистема находится в стадии эксплуатации и поддержки, постоянно совершенствуется и дорабатывается в соответствии с изменениями законодательства, задачами и пожеланиями пользователей. Разработка и поддержка ОБДП осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Ладога Телеком». В 2020 году проводилось развитие ОБДП.

Основной задачей ОБДП является обеспечение информационных потребностей сотрудников комитета. В основе ОБДП – карточки предприятий-природопользователей. С природопользователями связаны природоохранные и надзорные мероприятия. Каждое предприятие, с которым работали сотрудники комитета, заносится в ОБДП в виде карточки, которая постепенно заполняется новыми сведениями. При этом благодаря многопользовательскому режиму и единому централизованному серверу все данные доступны для всех сотрудников (неважно, какой именно сотрудник, из какого подразделения и когда их внес). Такой подход позволяет всем сотрудникам эффективно работать над поставленными руководством комитета задачами.

Рисунок 1. Применение ОБДП

ОБДП позволяет решать ряд задач, обеспечивающих информационные потребности сотрудников комитета при проведении природоохранных мероприятий (рис. 1).

В связи с развитием подсистемы были сформированы новые уровни иерархии информации (подсистема, функции, задача, комплекс задач). Подобная иерархия позволяет отвечать требованиям централизации обработки информации и выполнения функций и строится по принципам централизованной автоматизированной системы. В таблице 1 представлен перечень задач, решаемых подсистемой согласно новой иерархии.

Документооборот — неотъемлемая часть подсистемы. По состоянию на декабрь 2020 года ОБДП поддерживает вывод на печать более 220 типов документов по бланкам установленного образца (а также 130 архивных форм). В состав перечня бланков входят распоряжения, предписания, протоколы, постановления, справки и многое другое. В архиве документов подсистемы содержится порядка 160000 сформированных сотрудниками Комитета документов. Сотрудник может открыть любой из этих документов буквально за несколько секунд.

Таблица 1. Перечень функций и реализующих их задач и комплексов

№ п.п. Подсистема Функция Комплекс задач Задачи
1 Природопользователи Автоматизация документооборота при осуществлении регионального государственного экологического надзора Комплекс задач «Ведение базы данных природопользователей» Работа с реестром природопользователей
2 Редактирование данных о существующих и добавление новых природопользователей
3 Комплекс задач «Ведение документооборота по инспекторским проверкам» Работа с реестром инспекторских проверок
4 Редактирование данных о существующих и добавление новых инспекторских проверок
5 Формирование плана проверок
6 Генерация готовых документов по бланкам установленного образца
7 Ведение журнала «Письменные обращения»
8 Ведение реестра несанкционированных свалок
9 Формирование аналитических отчетов по данным проверок
10 Комплекс задач «Профилактические мероприятия по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду» Работа с журналом регистрации заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
11 Регистрация отчетов (актов) о проведенных мероприятиях по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП
12 Работа с журналом профилактических мероприятий и формирование предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
13 Комплекс задач «Ведение документооборота по административным делам» Работа с реестром административных дел
14 Редактирование данных о существующих и добавление новых административных дел
15 Генерация готовых документов по бланкам установленного образца
16 Формирование аналитических отчетов по проведенным административным делам
17 Автоматизированная подготовка информации по административным взысканиям выгрузки на Экологический портал Санкт-Петербурга
18 Комплекс задач «Водопользование» Работа с реестром водопользователей
19 Работа с документами по водопользователям
20 Работа со справочниками
21 Комплекс задач «Недропользование» Работа с реестром недропользователей
22 Работа с документами по недропользованию
23 Работа со справочниками
24 Комплекс задач «Экологическое нормирование» Работа с реестром выданных разрешений на выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих веществ)
25 Формирование отчетных форм по разделу «Выбросы в атмосферный воздух»
26 Работа с реестром нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
27 Ведение журнала технических отчетов по обращению с отходами
28 Работа с отчетами по обезвреживанию, использованию и размещению отходов для малого и среднего бизнеса
29 Работа со справочниками
30 Генерация документов по бланкам установленного образца
31 Генерация отчетных форм
32 Подготовка отчетов для выгрузки на Экологический портал Санкт-Петербурга
33 Комплекс задач «Мероприятия по сокращению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)» Ведение журнала заявок на утверждение планов мероприятий по сокращению выбросов при НМУ
34 Формирование отчетных форм по мероприятиям при НМУ
35 Комплекс задач «Хранение данных ОБДП, управление СУБД» Хранение информации ОБДП
36 Генерация отчетов и представлений с использованием хранимых серверных процедур, скалярных функций и представлений
37 Подготовка информации для выгрузки на Экологический портал Санкт-Петербурга
38 Комплекс задач «Администрирование подсистемы ОБДП» Администрирование пользователей подсистемы «Природопользователи»
39 Дефрагментация базы данных подсистемы «Природопользователи»
40 Резервное копирование и восстановление после сбоев базы данных подсистемы и программного обеспечения
41 Обновление и актуализация бланков документов

ОБДП хранит документы не разрозненно, а группирует их по проверкам или делам. Такой подход позволяет эффективно вести документооборот, получать быстрый доступ ко всем документам, будь то распоряжение, протокол или другой документ. Например, форма «Журнал проверок» содержит панель фильтров, которая позволяет быстро найти необходимую проверку по дате, номеру, сотруднику, отделу, предприятию и другим атрибутам. С помощью этого реестра можно также строить отчеты (например, количество проверок по заданным условиям).

В 2020 году пользовательские сервисы ОБДП, позволяющие решать ряд задач, были актуализированы.

С документами в ОБДП удобно работать, от сотрудника не требуется специальных навыков – диалоговые формы документов представляются в виде, похожем на Microsoft Word. Пользователь сразу оказывается в привычной для него среде, при этом поддерживаются все функции ОБДП по автоматизированному заполнению данных. Например, создав постановление о прекращении производства по делу об административном нарушении, пользователь получит не пустой лист, а уже частично заполненный бланк установленного образца. Информация о предприятии будет взята из карточки предприятия-природопользователя, правонарушения – из акта проверки и т. п. Такой подход ускоряет формирование документов и позволяет существенно снизить риск опечаток и ошибок.

Как и в другие годы, в 2020 году было проведено значительное число обновлений, направленных на повышение эффективности и удобства в работе с ОБДП.

Рисунок 2. Журнал проверок

Предприятие-природопользователь – это фундаментальный объект ОБДП. Каждое предприятие, с которым взаимодействовали сотрудники комитета в ходе своей работы, заносится в базу данных. ОБДП позволяет хранить и накапливать множество разнородной информации, которую можно условно разделить на общую и предметную.

К общей информации относятся основные сведения о предприятии: организационно-правовая форма, наименование, ИНН, юридический адрес, фактические адреса и пр. Предметная информация – документы по экологическим проверкам, водному надзору и недропользованию.

ОБДП использует принцип «Внес информацию один – используют все». Информация об однажды занесенном предприятии постепенно накапливается, дополняется другими пользователями и в итоге позволяет работать не с обрывочными сведениями о предприятии, а с целостной картиной со всех точек зрения природоохранного законодательства.

Рисунок 3. Карточка природопользователя

По состоянию на декабрь 2020 года подсистема содержит информацию по предприятиям-природопользователям (примерно 24 500), с которыми работали сотрудники комитета. Кроме собственного реестра предприятий, к ОБДП подключены справочные данные Росстата (в сумме сведения по 450 000 предприятий).

Отчетные функции блока каждый год проходят актуализацию. ОБДП совершенствуется, изменяется для соответствия состоянию законодательства, нуждам пользователей. Все больше становится различных отчетных форм, выборок и параметров отбора данных. Но простота использования все так же важна и необходима для эффективного использования полученных данных. Именно поэтому все отчетные формы построены по единым принципам, и пользователю не нужно подолгу привыкать к работе с различными интерфейсными решениями.

Рисунок 4. Реестр постановлений

Подсистема предоставляет множество отчетных форм, как общих (например, «Реестр постановлений», рис. 4), так и специфичных (например, «Отчет по отделу оперативного экологического надзора»). Пользователь может группировать данные по различным признакам (например, по району проверки, датам, сотруднику, среде воздействия и многим другим). Подсистема формирует отчеты в течение нескольких секунд, что делает работу с ней удобной и обеспечивает оперативность формирования отчетов и справок не только внутри комитета, но и по депутатским запросам, обращениям из прокуратуры и пр.

В составе ОБДП работает веб-сервис «Использование акваторий» (рис. 5), отображающий на электронной карте Санкт-Петербурга участки акваторий, на использование которых выдано разрешение. Он позволяет вести контроль наличия выданных разрешений на использование акватории по заданным координатам. Веб-сервис оснащен гибкими поисковыми функциями – можно быстро найти на карте акваторию, водоток или водоем, улицу и пр.

Рисунок 5. Отображение объектов водопользования на карте города

С технической точки зрения ОБДП можно охарактеризовать как высоконагруженную распределенную систему. С ней работает порядка 80 пользователей, при этом суммарная нагрузка на базу данных в отдельные часы рабочего дня может превышать 550 запросов в секунду. Такая нагрузка требует использования современных программных и аппаратных средств. Фундамент ОБДП составляют высокопроизводительные серверы, обеспечивающие надежное хранение информации и ее эффективную обработку. Серверы функционируют под операционной системой Microsoft Windows Server, а в качестве системы управления базами данных (СУБД) используется Microsoft SQL Server. Для обеспечения информационной безопасности используется оборудование CISCO.

С программной точки зрения ОБДП представлена набором Windows и веб-приложений, работающих с базами данных под управлением СУБД SQL Server. Всего в базах данных более 720 таблиц, а в приложениях более 800 диалоговых окон. Архив документов, созданных сотрудниками комитета, занимает порядка 70 ГБ дискового пространства и постоянно увеличивается.

Рисунок 6. Динамика числа предприятий-природопользователей в ОБДП

Для разграничения доступа к информации в подсистеме используется специальный программный модуль, обеспечивающий информационную безопасность. Доступ сотрудников к данным разграничивается администратором. Используется схема «права группы» (отдела) и «права пользователя», позволяющая не только гибко разграничить уровень доступа к информации, но также и скрыть ненужные для работы пользователя пункты меню и функции. Все ответственные операции в подсистеме протоколируются с указанием учетной записи сотрудника, наименования рабочего места (компьютера), даты и времени выполнения. Производится регулярный мониторинг входов в ОБДП. Для всех баз данных системы проводятся ежедневное резервное копирование и регулярная запись на DVD-диски с последующим размещением в территориально удаленном хранилище.

ОБДП не останавливается в своем развитии. Как и любая автоматизированная система, она должна актуализироваться, дорабатываться и дополняться в соответствии с текущими и планируемыми задачами пользователей. Такое постоянное совершенствование возможно благодаря заложенным на старте архитектурным и технологическим решениям. Прошел еще один год работы, ОБДП уже 16 лет, сейчас это целый комплекс, объединяющий таблицы, документы, электронные карты и средства веб-доступа множеством взаимосвязей. Оперативная информационная и техническая поддержка позволяет обеспечить высокий уровень эффективности работы и обеспечить ее пользователей современными и удобными программными инструментами решения задач в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст