По следам форума

Интервью подготовил Артем Павловский, к.ф.-м.н., начальник отдела градоэкологического обоснования развития территорий Санкт-Петербурга СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»

Д.А. Франк-Каменецкий,
профессиональный секретарь
ХЕЛКОМ

Дмитрий Александрович, не могли бы вы рассказать о наиболее актуальных целях и задачах деятельности Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ) по защите Балтийского моря от антропогенной нагрузки? Какие тенденции по реализации плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю наиболее значимы для России?

– На самом деле, как для России, так и для других стран Балтики значимы все ключевые темы действующего плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. В настоящее время деятельность комиссии в основном сосредоточена на противодействии следующим восьми проблемам:

Первая – эвтрофикация, то есть повышение биологической продуктивности Балтийского моря в результате накопления в воде биогенных элементов под действием антропогенных или естественных (природных) факторов. В настоящее время проблема эвтрофикации Балтийского моря определяется, прежде всего, поступлением азота и фосфора с территории его водосборного бассейна. К сожалению, наблюдающиеся значения поступления биогенных веществ превышают максимально допустимые значения, установленные Планом действий по Балтийскому морю…

Но ведь по официальной информации Санкт-Петербург полностью выполняет рекомендации ХЕЛКОМ в части борьбы с биогенным загрязнением: содержание фосфора в общем сбросе сточных вод города не превышает 0,5 мг/л, азота – 10 мг/л. То есть для России эта проблема стоит не так остро, как для других стран?

– Все правильно, за последние годы удалось достичь значимых результатов в сокращении сбросов биогенных веществ от стационарных источников. В настоящее время загрязнение моря, прежде всего, обусловлено сбросами со всего водосборного бассейна. Необходимо сосредоточить усилия на снижении биогенной нагрузки от сельского хозяйства, а также от индивидуальной жилой застройки и садоводств. Для России имеются большие перспективы в части канализования территории малоэтажной жилой застройки и развития инфраструктуры управления осадками сточных вод и, следовательно, в снижении негативного воздействия на море от этих объектов.

Вторая проблема – это загрязнение моря различными опасными веществами. Речь идет даже не о «классических» загрязнителях, как, например, ртуть, свинец и кадмий, а о перфторированных соединениях, фенолах, фармацевтических препаратах, влияние которых на окружающую среду недостаточно исследовано. В связи с этим одна из задач ХЕЛКОМ состоит в разработке целевых показателей для контроля данных веществ и формировании системы мониторинга за ними.

Третьей значимой проблемой Балтийского моря остается морской мусор, особенно микропластик. Одновременно с глобальными тенденциями по увеличению производства пластика возрастает и количество морского мусора, большая часть которого состоит из микропластика (частицы меньше 5 мм), являющегося стойким загрязнителем и эффективным транспортировщиком вредных веществ. В настоящее время отсутствуют надежные сведения об источниках поступления микропластика, а также стандарты методов отбора проб и анализа морской воды на его содержание.

Совсем недавно была поднята четвертая проблема – подводного шума и его влияния на морскую экосистему, произведена оценка наиболее уязвимых биологических видов и масштаба воздействия…

Вы имеете в виду проблему шума от прокладки трубопроводов по морскому дну?

– Не совсем так. Источников морского подводного шума множество: это и прерывистый шум от морского судоходства, портовой деятельности, и импульсный шум от различного строительства, и шум от работы сонаров рыболовного флота. Особое внимание занимает проблема шумового, а также инфразвукового и вибрационного воздействий от прибрежных ветроэнергетических станций.

Пятая проблема – морской транспорт. ХЕЛКОМ поставлена цель по прекращению сбросов сточных вод в море, по формированию инфраструктуры их приема.

Скажите, пожалуйста, какие результаты достигнуты в части выбросов вредных веществ в атмосферный воздух?

– Можно сказать, что значительных. Например, в настоящее время выбросы серы в атмосферу сокращены на 80%. Широко применяется практика электроснабжения кораблей от береговых электростанций в период их нахождения в портах. В этом контексте, говоря о шестой проблеме, следует вспомнить еще об одной тенденции ХЕЛКОМ – это так называемая зеленая энергетика. Например, это введение запрета на использование высокосернистого топлива при заправке морских судов. Стоит отметить, что в России необходимые целевые показатели уже достигнуты.

Седьмая проблема – климатические изменения и адаптация к ним. Глобальная задача современной цивилизации является также актуальной и для Балтийского региона. На прошедшем форуме «День Балтийского моря» большое внимание уделено вопросам управления сточными водами в условиях климатических изменений. Но, как и в целом на планете, в странах Балтики в решении данной проблемы имеется много сложностей и в части оценок последствий происходящих изменений, и во взаимодействиях государственных властей различного уровня по этому вопросу.

Наконец, восьмая проблема – развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в контексте морского пространственного планирования, основанного на принципе экосистемного подхода. В настоящее время создание только морских или только приморских ООПТ не обеспечивает комплексную охрану территориальной и аквальной составляющих окружающей среды Балтийского региона.

 

Н.Б. Третьякова, глава российской делегации
в ХЕЛКОМ (Минприроды России)

Наталья Борисовна, расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях в развитии целей и задач ХЕЛКОМ в области охраны Балтийского моря. Какие из них наиболее актуальны для России.

– В настоящее время наиболее приоритетной задачей является обновление плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю. Он станет более коротким, более реалистичным по реализации. При этом важно понимать, что работа ХЕЛКОМ только планом его действий не ограничивается. Задачи разделяются на оперативные и стратегические, но в целом они все важны. Из наиболее значимых проблем можно выделить подводный шум, прежде всего от морских ветроэнергетических парков, и его влияние на экосистему Балтийского моря.

Важно понимать, что негативное воздействие ветропарков, источников постоянного шума, практически не регулируется действующим законодательством. В отличие, например, от морского судоходства, влияние которого контролируется Международной морской организацией. В настоящее время имеются оценки, что вокруг ветрогенераторов формируются так называемые «мертвые зоны». В связи с этим одной из задач ХЕЛКОМ является создание системы нормирования негативного воздействия ветропарков на морскую экосистему. В России к решению данной проблемы планируется привлечь Крыловский государственный научный центр

Как бы вы оценили значимость изменений климата для Балтийского моря? Как вы думаете, какие их последствия будут превалировать в нашем регионе: положительные или отрицательные?

– Россия является членом важнейших организаций по проблеме изменения климата. Нашим государством ратифицирована Рамочная конвенция ООН об изменениях климата и принято Парижское соглашение. Минэкономразвития России активно работает над вопросами квотирования выбросов парниковых газов. Проблема же оценки последствий климатических изменений для Балтийского моря имеет сложную природу и во многом дискуссионна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *