О градостроительных особенностях формирования искусственных земельных участков Санкт-Петербурга

А.А. Павловский, Н.Н. Епифанова, В.И. Шамшурин
СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»

Освоение прибрежной акватории Финского залива и формирование морского фасада города являются характерными особенностями градостроительного развития Санкт-Петербурга. Уже первые генеральные планы города предполагали создание намывных территорий, возведение инженерных сооружений по его защите от нагонных наводнений, поднятию низменных и осушению заболоченных участков побережья.

По указаниям Петра I в период 1703–1724-х годов проводились работы по повышению затопляемых участков и укреплению берегов. С 1706 года началось расширение Заячьего острова, для Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости были разработаны проекты создания кронверков, горнверков и равелинов, часть из которых возвели на свайных основаниях в акватории Невы.

По проекту Генерального плана Санкт-Петербурга Д. Трезини 1716 года на территории Васильевского острова предполагалось формирование системы каналов между Большой Невой и рекой Смоленкой для водного сообщения, защиты от морских наводнений, осушения местности, борьбы с пожарами. Главной идеей проекта было создание города европейского типа с прямолинейной системой улиц, для которых установлена стандартная ширина. Проект не был реализован, однако распланированная сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов стала основой для дальнейшей застройки Васильевского острова.

Проект Генерального плана Ж.-Б. А. Леблона также предусматривал подсыпку прибрежной части Васильевского, Городского (Санкт-Петербургского) и Адмиралтейского островов с целью защиты их территорий от заболачивания и затопления.

Значительное внимание инженерной подготовке низинной приморской части Санкт-Петербурга уделялось в период генерал-губернаторства Б.К. Миниха (1728–1734).

В 1720–1740 годы территории Васильевского и Городского (Санкт Петербургского) островов активно подсыпались с целью организации портовых и складских территорий на заболоченных участках. Работы по повышению отметок территории были выполнены при размещении архитектурных комплексов Академий наук и художеств, Новобиржевого гостиного двора, Биржи, Морского кадетского корпуса, Горного училища. В 1780 годы  была подсыпана юго-западная часть Васильевского острова при размещении на ней промышленных предприятий. Формирование архитектурных ансамблей Стрелки и парадных набережных Большой Невы, сопровождавшееся инженерной подготовкой территории, завершилось в начале 1830 годов.

В конце XVIII века русло реки Фонтанки подвергается спрямлению и углублению, набережные оформляются гранитом, а вдоль реки организовываются новые территории массовой жилой застройки.

В 1870-е годы за счет переноса Адмиралтейской верфи в сторону моря на освободившейся территории была организована Адмиралтейская набережная, а между крыльями Адмиралтейства сформирована жилая застройка.

Для организации складов и развития торговли в 1840–1860-х годах было создано несколько специальных островов: Масляный буян, Сельдяной буян (Гутуевский остров), Сальный буян, Тучков буян.

В начале 1870-х годов Н.И. Путилов разработал проект главного Санкт-Петербургского порта в районе Гутуевского и Вольного островов. Проектом было намечено насыпать несколько островов, устроить глубоководные гавани, прорыть глубоководный Морской канал. Торжественное открытие порта состоялось в 1885 году.

В советский период градостроительного развития города большое внимание уделялось вопросам формирования морского фасада в виде линейной парковой системы.

По проекту И.А. Ильина в 1924 году в западной части Елагина острова была проведена реконструкция, включающая расширение территории острова в сторону залива и создание зоны отдыха. Задумкой архитектора было превратить остров в видовую площадку для обозрения простора Финского залива.

В 1930-е годы началось строительство насыпного холма для строительства стадиона на Крестовском острове и устройство Гребного канала. В это же время появлялись планы по созданию парков на намывных территориях Васильевского острова.

План по благоустройству и созданию новой прибрежной зоны в районе Лахты был разработан в 1950-е годы. В дальнейшем значительная часть данной территории была намыта, застроена жилыми кварталами и благоустроена. Окончательная реализация данной градостроительной идеи была осуществлена в виде парка им. 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году.

В 1960-х годах создавался масштабный план Юго-Западного морского фасада. Данная территория планировалась в виде нового селитебного района, с включением объектов инженерной инфраструктуры по его обслуживанию и организацией парка в его приморской части. Планируемая площадь намывных территорий составляла более 1350 гектаров. Часть осушенной территории была застроена типовыми домами в 1960–1980-е годы, также был благоустроен Южно-Приморский парк. Другая часть территории оставалась неосвоенной до 2000-х годов.

Градостроительные тенденции развития Ленинграда, начиная с 1930-х годов (Генеральный план Л.А. Ильина и В.А. Витмана 1935 года), предполагали формирование широкого приморского рекреационного каркаса города. Данное концептуальное направление развития города сохранялось и в послевоенное время. Так, по Генеральному плану 1966 года (архитектор В.А. Каменский) предусматривалось формирование широкого «Морского фасада» длиной около 30 км от п. Стрельна до п. Ольгино, осушение заболоченных участков дельты Невы и расширение территории города за счет освоения акватории Невской губы.

В целях реализации данной градостроительной идеи в последующие годы было намыто около 350 гектаров земли. На намывных территориях Васильевского острова была сформирована Морская набережная, проложена меридиональная улица Кораблестроителей, построены жилые кварталы с выходом к морю.

Мероприятиями по развитию функционально-планировочной структуры Генерального плана Санкт-Петербурга 2005 года (архитектор В.Ф. Назаров) на расчетный срок реализации данного документа предусматривается намыв 450–500 гектаров (на перспективу – 800–1000).

В настоящее время по действующему Генеральному плану города осуществлены следующие намывы:

— первая очередь территории комплексной жилой, общественно-деловой и инженерно-транспортной застройки западнее Васильевского острова («Морской фасад») (≈ 325 гектаров);

— порт «Бронка» в Петродворцовом районе (≈ 120 гектаров);

— станция метрополитена «Новокрестовская» (Крестовский остров) ≈ 20 гектаров.

Кроме того, в дельте Невы проведены строительные работы по расширению Пироговской набережной площадью в два гектара, Приморского проспекта (один гектар) и строительству моста через Малую Неву в районе острова Серный (0,2 гектара).

Из запланированных к организации искусственных земельных участков в первую очередь следует упомянуть вторую очередь «Морского фасада», для которого в целях окончательного завершения инвестиционного проекта потребуется намыть еще примерно 135 гектаров территории западнее Васильевского острова.

С внутренней стороны Комплекса защитных сооружений (севернее острова Котлин) на части акватории Невской губы планируется формирование земельного участка для жилой малоэтажной застройки. Помимо жилой застройки на этой территории будут расположены объекты общественно-делового назначения, сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей этого земельного участка и развития необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Общая планируемая площадь этого земельного участка составит 236 гектаров. В настоящее время этой территории уже присвоено название «Северный парус» (Кронштадт).

В Финском заливе с внешней стороны Комплекса защитных сооружений предполагается расположить еще один участок намыва площадью около 370–390 гектаров, где планируется построить жилой микрорайон с населением в несколько десятков тысяч человек. Этот инвестиционный проект будет реализован компанией «Северо-Запад Инвест» в рамках комплексного освоения территорий, расположенных между Водосливным каналом на юге Сестрорецка и Комплексом защитных сооружений (www.szinv.ru).

Многовековая история создания намывных территорий в акватории Невской губы значительно повлияла на формирование градостроительного облика города, визуальное восприятие прибрежных территорий, организацию морских перевозок, увеличение площади городской застройки, а также защиту города от наводнений (см. рис.).

В настоящее время дальнейшее осуществление намывов в акватории Невской губы сталкивается с проблемой климатических изменений, сопровождающихся повышением уровня моря и увеличением повторяемости и продолжительности нагонных наводнений. По данным вековых наблюдений, средний уровень Балтийского моря растет со скоростью 1,3 ± 0,3 мм/год. Однако в последние десятилетия наблюдается повышение скорости роста уровня моря до 4 мм/год.

В соответствии с прогнозами Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) средний глобальный уровень Мирового океана по сравнению с его средним значением за 1995–2014-е годы возрастет к 2100 году на величину от 28 до 101 см в зависимости от сценария выбросов парниковых газов. К 2150 году разброс прогностических значений составляет 37–188 см. При этом имеются оценки, что повышение уровня моря может значительно превысить данные значения при условии ускорения таяния ледников Гренландии и Антарктиды и составить до 2 м к 2100 году и до 5 м к 2150 году при очень высоких сценариях выбросов парниковых газов.

Кроме того, как это следует из данных наблюдений, современный климат в Балтийском регионе характеризуется более частой повторяемостью штормов и синоптических ситуаций, способствующих нагонным наводнениям, что приводит к увеличению, по сравнению с проектными условиями, продолжительности закрытия Комплекса защитных сооружений. К примеру, в период подобной ситуации 27–28 декабря 2011 года створы комплекса были закрыты в течение 31 часа, а во время тройного наводнения с 5 по 7 декабря 2015 года продолжительность закрытия затворов составила 48 часов.

Другими словами, повышение среднего уровня моря и учащение повторяемости синоптических ситуаций, вызывающих нагонные наводнения, способны существенно повлиять на максимальный уровень так называемых остаточных наводнений.

При развитии глобального потепления площади затопления территории города могут существенно увеличиться, и, как следствие, количество капитальных объектов и других сооружений, подвергаемых негативному воздействию вод, особенно на участках, сформированных намывами, будет возрастать.

Вышеуказанные гидрометеорологические риски современного климатического периода, подготовка нового Генерального плана Санкт-Петербурга, а также имеющиеся планы и предложения по освоению морской акватории и ее побережий привели к необходимости проведения специализированного исследования по определению максимально возможной площади намыва территории в Невской губе. Такое исследование было выполнено в 2018 году силами ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по заказу Комитета по градостроительству и архитектуре.

В рамках данного исследования были проведены расчеты сценариев возникновения остаточных наводнений с использованием специальной гидродинамической модели Балтийского моря (модель NBM7). Результаты проведенных расчетов показывают, что в существующих условиях в случае закрытия Комплекса защитных сооружений на двое суток уровни остаточных наводнений 1%-й обеспеченности могут достигать значений 240–260 см в Балтийской системе высот в зависимости от расхода невской воды и «бокового притока», а также скорости и направления ветра.

В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть возможные варианты по сохранению аккумулирующей способности Невской губы и уменьшению уровней остаточных наводнений. Наиболее обоснованным градостроительным мероприятием для решения этой задачи является запрет дальнейших намывов в акватории Невской губы, за исключением уже утвержденных искусственных земельных участков по действующему Генеральному плану Санкт-Петербурга.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *