Обеспечение экологической безопасности Финского залива в части предупреждения и ликвидации нефтеразливов

Одной из проблем, связанных с загрязнением Финского залива, является загрязнение нефтепродуктами. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают нефтепродукты. Опасность нефтепродуктов заключается в том, что они покрывают поверхность водного зеркала тонкой пленкой, причем значительные площади. Так, 100–200 л сырой нефти загрязняют 1 кв. м водной поверхности пленкой толщиной 0,1 мкм.

При разливе 1 т нефти через 10 минут после аварии радиус пятна составит около 50 м с толщиной слоя 110 мм, далее будет образовываться более тонкая пленка (менее 1 мм), а загрязнение распространится на площадь около 12 кв. км.

В зависимости от продолжительности, масштаба и степени загрязнения разливы нефти могут наносить колоссальный вред окружающей среде: и флоре, и фауне. На начальных стадиях разлива продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней наблюдается стадия острого стресса, когда живые организмы реагируют быстро и наглядно. Их поведение резко меняется из-за прямой интоксикации. В этот период наблюдается массовая гибель организмов. По мере распределения нефти по поверхности моря, выветривания, разбавления и диспергирования в толще морской воды, выноса на берег и оседания на дне происходят долговременное действие остатков нефти и вторичные эффекты, приводящие к деградации местообитаний, нарушениям роста, питания и размножения.

В зоне действия последствий разлива нефти могут наблюдаться популяционные нарушения, меняться состав и численность видов, вплоть до исчезновения некоторых из них. Воздействия нефти на живые организмы многообразны и определяются концентрацией нефтяных углеводородов в среде и временем воздействия на организм. Повышенной уязвимостью от воздействия нефти обладают животные на ранних стадиях развития. В отличие от взрослых особей, гибель и необратимые нарушения функций на стадии икры, личинок и молоди морских животных наступают при гораздо менее высоких концентрациях нефти.

Пока нефть находится на поверхности, она не способна вызвать массовую гибель пелагических видов рыб в толще воды. Воздействие нефти более вероятно для придонных видов и молоди рыб на мелководье и в зонах слабой циркуляции воды. Здесь нефтяное загрязнение приводит проявлению различных нарушений, таких как замедление роста, аномалии развития, болезни и гибель рыбы, особенно молоди.

Также морские птицы наиболее уязвимы к разливам нефти. Даже кратковременный контакт с нефтью резко снижает водоотталкивающую способность оперения и приводит к переохлаждению, потере плавучести и способности летать. В условиях низких температур это приводит к быстрой гибели. Загрязненные птицы пытаются очистить оперение клювом и заглатывают нефть, что вызывает отравление. Даже относительно небольшие разливы нефти способны привести к гибели десятков и сотен тысяч птиц. Если же птица выживает, то она может страдать от хронического стресса, проявляющегося в различных заболеваниях и способности к репродукции.

В течение долгого времени нефть может скапливаться вокруг островов и вдоль берега, особенно в защищенных местах. Вынесенная на берег, она проникает глубоко в почву, где отравляет растения побережья. Это особенно опасно для периодически затопляемых морскими водами болот – соленых маршей, так как они обладают высокой биопродуктивностью. Здесь обитают многие виды животных, в том числе птиц в период гнездования. Разливы нефти представляют большую угрозу в брачный период в местах гнездовья колоний и остановок в период миграций.

Морских млекопитающих можно уверенно отнести к организмам, находящимся в зоне риска воздействия нефти. Это объясняется их потребностью в атмосферном воздухе и необходимостью всплывать на поверхность воды для дыхания. Морские млекопитающие, которые в первую очередь выделяются наличием меха (в том числе кольчатые нерпы) наиболее уязвимы для загрязнения нефтью. Она спутывает мех, приводя к потере его изолирующих свойств. Взрослые сивучи, тюлени и китообразные (морские свиньи, касатки, белухи, нарвалы) выделяются наличием жирового слоя, на который влияет нефть, усиливая расход тепла. Кроме того, нефть может вызвать раздражение кожи, глаз и препятствовать нормальной способности к плаванию.

Все перечисленные риски напрямую относятся к акватории и береговой полосе Финского залива, расположенного в восточной части Балтийского моря. Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций экологического характера и последствий стихийных бедствий, в том числе в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территориях и водных объектах Санкт-Петербурга, – это одна из стратегических целей экологической политики города.

Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов – это комплекс мероприятий, направленных на недопущение загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, обеспечение оперативной готовности экологических аварийных служб, ликвидацию аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, а также других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба, нанесенного окружающей среде, а также материальных потерь.

Опасность для водной экосистемы реки Невы и Невской губы представляет транзит и оборот нефтепродуктов. Попадание нефтепродуктов в воду происходит различными путями:

— аварийные ситуации с танкерами и судами всех типов (столкновения, посадка на мель, дефекты топливоприемного оборудования, переливы на нефтебазах и рейдовых терминалах);

— удаление топлива и нефтесодержащих вод при проведении обработки и обслуживания судов у причалов;

— сброс с предприятий и хранилищ нефтепродуктов, расположенных в береговой зоне;

— сбросы нефтепродуктов через прямые выпуски;

— аварии в прибрежной полосе и др.

Обеспечение безопасности от разливов нефтепродуктов на акватории города, охрана поверхностных и подземных вод имеют для Санкт-Петербурга исключительное значение. Основным источником водоснабжения города является река Нева, на которой расположены основные водозаборы. Кроме того, на территории Санкт-Петербурга расположены 649 водоемов и 392 водотока.

Основные источники поступления нефтепродуктов в поверхностные воды Санкт-Петербурга можно разделить на следующие группы:

— туристские теплоходы и маломерный флот, осуществляющие экскурсионные и прогулочные рейсы по акватории Санкт-Петербурга;

— маломерный флот, не используемый в коммерческих целях, и места его базирования (яхт-клубы, водно-моторные клубы, лодочные стоянки);

— судоремонтные заводы;

— несанкционированные или недостаточно очищенные сбросы промышленных предприятий;

— загрязненный поверхностный сток с прилегающих к водным объектам территорий.

Подавляющее большинство нефтеналивных судов, идущих вверх и вниз по реке Неве, составляют суда типа «Волго-Нефть» проекта 558 и 530, дедвейтом 4800 т. Эти суда спускаются по Неве, имея на борту около 4800 т нефтепродуктов, проходят створ Благовещенского моста и направляются к нефтяным терминалам, расположенным в Невской губе, Большом Кронштадтском рейде и на якорной стоянке 5А. После разгрузки эти суда порожними поднимаются вверх по Неве и далее следуют Волго-Балтийским водным путем до места бункеровки грузовых танков.

Разлив нефтепродуктов может произойти в пути следования танкера при транспортных происшествиях (столкновения, удары, навалы, посадка на мель) и в местах отстоя при большом скоплении судов на рейдах в ожидании очереди прохода по Неве и под ее мостами. Анализ статистических данных показывает, что наиболее повторяющимися местами аварий являются петербургские мосты, сложный в навигационном отношении район Ивановских порогов, рейд для отстоя судов вблизи Петрокрепости. Загрязнение акватории может произойти и при откачке за борт подсланевых вод с проходящих судов.

За навигацию через историческую часть города проходит около 5000 судов, из них танкеров и наливных барж – около 1000. Максимума перевозка грузов по Неве достигает в летний период, а общее количество нефтепродуктов, перевозимых по реке, может составлять за навигацию около 5 млн т. Увеличение транспортной нагрузки не может не сопровождаться негативным влиянием на окружающую среду и среду обитания жителей нашего города.

Волонтеры на учениях

На любом судне образуются и скапливаются на дне трюма (под сланями) так называемые подсланевые, или льяльные воды. Они всегда содержат в себе значительное количество нефтепродуктов и многих других загрязняющих веществ, вид которых определяется, в первую очередь, составом грузов, имеющихся на борту. Причиной загрязнения подсланевой воды нефтепродуктами является их протекание через неплотности в соединениях топливных и масляных трубопроводов и арматуры, а также через сальники топливных и масляных насосов. Удалять такую воду за борт категорически запрещается правилами, соблюдение требований которых обязательно для речных и озерных судов. Поэтому осушительные системы судов снабжают специальными емкостями (цистернами) для сбора подсланевых вод. Из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается в береговые или плавучие очистные станции.

Кроме того, необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге постоянно растет количество маломерных судов. Не всегда их заправка топливом организована надлежащим образом. При такой заправке нефтепродукты частично попадают в акваторию.

Помимо водного транспорта, источниками нефтяных загрязнений являются промышленные предприятия, расположенные в водоохранных зонах Невы и ее притоков и имеющие на своих территориях нефтехранилища, нефтепродуктопроводы, крупные склады горюче-смазочных материалов, заправочные станции и др. Нефтепродукты от них попадают в воду вместе с промышленными, бытовыми и ливневыми стоками. Следует отметить, что незначительные объемы постоянного загрязнения характерны для многих промышленных объектов города.

В целях обеспечения экологической безопасности города в Санкт-Петербурге в рамках городской территориальной подсистемы Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует соответствующая подсистема. При этом система реагирования на нефтеразливы – наиболее значимая ее составляющая. Санкт-Петербург является единственным субъектом Российской Федерации, где задача ликвидации нефтеразливов возложена на правительство субъекта.

В Санкт-Петербурге отработана и действует система связи и взаимодействия со всеми функционально ответственными структурами в случае загрязнения нефтепродуктами территории и акватории города. Для реализации этих задач в городе на базе Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти «Пиларн» создана и в круглосуточном режиме функционирует экологическая аварийная служба (ЭкАСл) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Степень готовности сил и средств ЭкАСл ГУП «Пиларн» по ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории водных объектов Санкт-Петербурга составляет 30 минут к выходу, 4 часа для локализации аварии, устранение нефтеразлива объемом до 50 т – до 24 часов.

Количество выходов ЭкАСл ГУП «Пиларн» на разливы нефтепродуктов, количество собранных нефтепродуктов за 2016–2020 годы

С 2015 года в рамках комплексной работы по предупреждению загрязнения акватории водных объектов Санкт-Петербурга нефтесодержащими водами Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности совместно с ГУП «Пиларн» была разработана система приема загрязненных вод с судов. ГУП «Пиларн» ведет прием подсланевых вод с пассажирских судов на городской акватории. В результате за навигацию 2018 года было принято (тем самым предотвращен сброс в водные объекты) 563 т нефтеводяной смеси, в 2019-м – 672,5 т, в 2020-м – 286,34 т.

Кроме того, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и ЭкАСл ГУП «Пиларн» ежегодно проводят учения и тренировки по ликвидации нефтеразливов. Данные мероприятия включены в городской План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Одной из задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 №12, является привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, Комитетом по природопользованию в 2009 году было создано Движение экологических волонтеров по оказанию оперативной помощи в ликвидации последствий нефтеразливов.

Таким образом, функционирующая в Санкт-Петербурге система предупреждения и ликвидации нефтеразливов позволяет решать широкий спектр возникающих в этой области задач, начиная от предупреждения нефтеразливов и заканчивая экологическим просвещением.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *