«Санкт-Петербург – арктический город»

Герман Широков, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики

Арктика. Одновременно суровый и прекрасный северный край, раскинувшийся на всю ширину нашей необъятной страны, сегодня полностью или частично включает в себя девять регионов. И, несмотря на то, что сам Петербург географически не входит в Арктическую зону, с момента своего основания именно Северная столица оказывала настолько значительное влияние на развитие этих территорий, что город можно смело называть арктическим.

Герман Широков, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики 

О том, каким образом Санкт-Петербург выстраивает отношения с регионами Арктической зоны России и каких успехов достигает на этом направлении, рассказывает председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.

Первые попытки освоения русской Арктики начались много веков назад. Почему именно Санкт-Петербургу отводится роль одного из главных исторических центров развития Арктики?

– Безусловно, арктические земли и моря осваивались людьми на протяжении многих веков. Мы знаем и богатую историю поморов, строительства северных крепостей и монастырей в средние века, и, конечно, основание Архангельска, который на протяжении более четырехсот лет является ключевым северным центром развития. Однако масштабное и системное освоение Арктики на государственном уровне началось с эпохи Петра I и создания им регулярного флота. Перенос столицы российского государства в Петербург стал залогом того, что решения и планы по освоению северных территорий, формирование морских, военных и научных кадров, строительство судов, создание экспедиционных корпусов и организация сопутствующей деятельности стали осуществляться именно в Петербурге.

Появление ледоколов, а затем в советское время и атомных ледоколов, которые успешно строятся в Северной столице по сей день, придало новый импульс развитию Арктики, а вместе с этим поставило перед Санкт-Петербургом и новые масштабные задачи государственной важности. И наша непосредственная обязанность – продолжать их выполнение.

Что же касается неразрывной истории Санкт-Петербурга и Арктики, то она настолько объемна, что вместить ее невозможно даже в одну книгу, не говоря про статью. Однако для петербуржцев и гостей города, которым близка эта тема, силами комитета создан «Арктический путеводитель по Санкт-Петербургу» и на его основе цикл туристических маршрутов по городу, состоящий из пяти экскурсий-экспедиций, которые познакомят желающих с основными этапами вклада Северной столицы в развитие Арктики.

Если вернуться к сегодняшнему дню и задачам, о которых вы упомянули. Со строительством ледоколов все понятно: Петербург – один из мировых центров создания кораблей этого класса. А какие еще производственные отрасли задействованы для развития Арктики?

– Научно-производственные возможности Санкт-Петербурга таковы, что позволяют обеспечить Арктику высокотехнологичной продукцией практически во всех сферах жизнедеятельности – от специальных продуктов питания до беспилотных технологий. Если говорить конкретнее, то это, в частности, машиностроение. Предприятия города производят оборудование для добычи и доставки углеводородного сырья из Арктики, создают перерабатывающие комплексы, а также системы обслуживания добычи, транспортировки и переработки.

Санкт-Петербург – международные ворота российской Арктики. Уникальное географическое положение Северной столицы, самая современная инфраструктура и масштаб города позволяют проводить мероприятия высшего уровня с приглашением глав государств. В апреле 2022 года таким станет Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», в котором традиционно принимает участие Президент России Владимир Путин.

Еще одно направление – это приборостроение и радиоэлектроника, которыми, в частности, активно занимается созданный комитетом Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга. Как уже было сказано, в нашем городе создаются беспилотные летательные аппараты, поставляемые в арктические регионы (например, для мониторинга ледовой обстановки, а на территории лесных массивов – противопожарной ситуации).

Если говорить о более «приземленной» продукции, то все наверняка слышали о снегоболотоходах «Шерп», вездеходах BV-206 и судах на воздушной подушке – они не только многофункциональны, но и перемещаются по поверхности практически без урона для экологии, что особенно важно, поскольку тема защиты окружающей среды сегодня является одной из ключевых в Арктике.

Также на территории города осуществляют свою деятельность фабрики легкой промышленности – производители одежды и экипировки, специальной обуви для работы в условиях сверхнизких температур. Если брать конкретные примеры, то это компании «Рэд Фокс», «Модерам», «Техноавиа-Санкт-Петербург» и многие другие.

Всего в Санкт-Петербурге более 200 организаций и предприятий, которые обладают арктическими компетенциями. Познакомиться с ними можно либо в каталоге «Санкт-Петербург – Арктике», который ежегодно в обновленном виде выпускает наш комитет, либо непосредственно на профильных международных арктических выставках и форумах, которые также чаще всего проходят именно в Санкт-Петербурге.

Многие из вышеперечисленных сфер требуют высокой квалификации сотрудников и специфических навыков. Как сегодня осуществляется подготовка кадров для Арктики? Есть основание полагать, что в суровые северные края работать едут не очень охотно.

– Кадры – очень актуальный вопрос. Однако значение Санкт-Петербурга тут стоит разделить на две части. Действительно, наш город в целом является одним из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено около 350 научных организаций. Непосредственно арктическими технологиями, изучением Арктики и подготовкой специалистов занимается более сорока из них. Долго придумывать не нужно: практически весь экипаж ледоколов готовится в вузах и колледжах Санкт-Петербурга.

Первый нюанс: чтобы работать на Арктику, не обязательно жить в Арктической зоне. Повторюсь, в Санкт-Петербурге большое число организаций и предприятий, которые поставляют в Заполярье высокотехнологичные товары и услуги. Если быть конкретнее, то только за 2021 год товарооборот между нашим городом и арктическими регионами превысил 31 млрд рублей. Способствуют этому, например, деловые миссии, которые ежегодно организовывает комитет. Представители петербургского бизнеса за последнее время побывали в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, а также в Красноярском крае, заключив десятки контрактов. Всем этим предприятиям нужны высококлассные специалисты, часто узкой специализации, а значит высокооплачиваемые.

Второй нюанс: Санкт-Петербург ведет активное межрегиональное взаимодействие, само собой, и в образовательной сфере. Оно заключается не в том, чтобы посылать петербургских специалистов в Заполярье, а в том, чтобы превращать в таких специалистов и экспертов абитуриентов из Арктики, работающих уже на развитие родных регионов.

То есть сотрудничество Петербурга с регионами Арктической зоны в большей степени касается торгового и образовательного взаимодействия? Или есть еще какие-то направления?

– Торгово-промышленная и научно-образовательная сферы – это самые наглядные направления взаимодействия. Важным аспектом развития арктического региона является сохранение его специфики и самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера. Тут, конечно, большой вклад вносит Институт народов Севера (Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Прим. ред.). Его деятельность, в частности, направлена на сохранение родных языков народов, проживающих на территории России. Институтом готовятся кадры в области североведения, благодаря которым сохраняются уникальные языки, литература и культура коренных малочисленных этносов.

В Санкт-Петербурге расположены общественные и культурные организации, занимающиеся изучением истории освоения и исследования Арктического региона: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Российский этнографический музей, Государственный музей Арктики и Антарктики. Кроме того, комитет ведет активное взаимодействие с общероссийской общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», создавшей в Санкт-Петербурге региональное отделение.

На Балтийском заводе Санкт-Петербурга ведется строительство уникальных атомных ледоколов серии 22220 для обеспечения круглогодичной навигации судов по Северному морскому пути. На Адмиралтейских верфях завершается строительство дрейфующей ледостойкой научной станции «Северный полюс» для изучения полярных широт. Кроме того, на территории Санкт-Петербурга находится единственное в России предприятие, осуществляющее серийное производство судов из стали, алюминия и композитных материалов, − Средне-Невский судостроительный завод. В 2020 году на его стапелях было заложено первое в новейшей истории судостроения нашего города пассажирское судно класса «река– море», которое может использоваться в суровых условиях Арктической зоны РФ

Неоднократно на самом высоком уровне затрагивался вопрос экологической безопасности в Арктике. Проблема тянется с советского времени, когда подобные задачи не были в приоритете. Чем и как Санкт-Петербург помогает в их решении?

– Экологическая безопасность в Арктике – действительно одна из важнейших задач. Масштабное освоение северных территорий в свое время потребовало серьезных технических ресурсов. Когда же время эксплуатации подошло к концу, выяснилось, что вывезти из Заполярья оборудование и технику сложнее и дороже, чем было все это туда привезти. Само собой, своих решений требует и добыча природных ресурсов. Сейчас поставлена комплексная задача по улучшению экологической обстановки на всей арктической территории, где велась или ведется деятельность человека.

В этом плане Санкт-Петербург, конечно же, является одним из флагманов развития разработок в сфере экологической безопасности, а также адаптации арктических территорий к климатическим изменениям. В Российском государственном гидрометеорологическом университете, например, созданы и успешно работают Институт геоэкологического инжиниринга, лаборатория исследований пластикового загрязнения, эколого-аналитическая лаборатория, научная лаборатория «Экология и климат». Все они активно занимаются проблемой загрязнения мусором, пластиком, нефтепродуктами экосистем Арктики. Также на повестке дня составление карт риска загрязнения атмосферы Российской Арктики диоксидами серы и азота, создание цифровой платформы для мониторинга, моделирования и прогнозирования механизмов сохранения и рационального использования природных ресурсов Арктики и многое другое.

Учитывая, что экологическая безопасность – одна из приоритетных задач, реализуемая в рамках участия, а с 2021-го по 2023 год председательства России в Арктическом совете, возможности петербургских научных центров в этом направлении становятся особенно актуальными.

В Санкт-Петербурге проводится множество мероприятий, которые знакомят гостей и жителей Северной столицы с самобытной культурой народов Арктики. В 2021 году при непосредственной поддержке комитета одним из таких мероприятий стал фестиваль национального творчества «Вдохновение Арктики».

Если говорить в целом, то значимость Санкт-Петербурга для Арктики сложно переоценить. Между нашим городом и арктическими регионами просто нет сфер, в которых в той или иной степени не осуществлялось бы взаимодействие. Собственно, главная задача, которая в том числе стоит перед нами, укреплять и развивать это взаимодействие, ставить общие масштабные цели и вместе их достигать. Для этого у Санкт-Петербурга есть все ресурсы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *