Путешествия по Арктике

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Как создавался межрегиональный арктический туристский маршрут «Осударева дорога»

Перекрытые мировые границы привели к всплеску популярности внутреннего туризма. Несмотря на то, что многие соотечественники стремятся на юг, большое число туристов испытывают непреодолимое желание побывать на настоящем Российском Севере. Именно для таких путешественников совместными усилиями Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, Русского вездеходного общества, Русского географического общества, а также при поддержке властей Карелии и Архангельской области был создан новый туристский маршрут в Арктику – «Осударева дорога». Сегодня один из участников проекта, глава ассоциации «Русское вездеходное общество» Мария Юркина рассказывает, как удалось реализовать задумку.

Историческое название Осударева дорога возникло после того, как царь Петр I в 1702 году совершил беспрецедентную по тем временам военную операцию по переброске четырехтысячного войска из Архангельска через территорию современной Карелии к истокам Невы. Этот марш-бросок позволил ему взять штурмом крепость Нотебург (ныне Шлиссельбург), открыть путь к Балтийскому морю и через год основать в устье Невы новую столицу – Санкт-Петербург.

– «Осударева дорога» – масштабный и рекордный по скорости строительства проект Петра I. Сразу было решено, что новый туристский продукт будет посвящен этому пути или рассматривалось несколько вариантов?

– В преддверии юбилея Петра Великого тема маршрута, связанная с героической эпохой петровских преобразований, сразу же была принята как основная. Осударева дорога, «Дорога из Арктики» как нельзя лучше отражает культурные и исторические взаимосвязи Русского Севера и города на Неве. Недаром Осудареву дорогу называют прологом Санкт-Петербурга: она имеет непосредственное отношение к строительству будущей столицы империи. Это очень своевременный маршрут, крайне актуальный сейчас, и не только потому, что его старт приурочен к 350-летию Петра I. Состояние туристской отрасли в эпоху пандемии диктует необходимость в разработке новых познавательных проектов внутри страны, способных по-настоящему увлечь граждан своей исторической составляющей, вдохновить на собственные открытия и исследования.

Маршрут «Осударева дорога» охватывает сразу четыре региона, проходит через субарктические и арктические зоны РФ: Санкт-Петербург, Ленинградскую область, арктические зоны Республики Карелия и Архангельскую область, где главные маршрутные точки связаны с эпохой Петра Великого. Интереснейшая коллекция, посвященная «Осударевой дороге», располагается, например, в Медвежьегорском районном музее.

– На сегодняшний момент, насколько известно, точный маршрут дороги не сохранялся. Так ли это? Расскажите, как проходил подготовительный этап к осенней разведывательной экспедиции?

– В ходе многолетних исследований специалистами были обнаружены более двадцати фрагментов Осударевой дороги, определен маршрут следования войска Петра I. Тем не менее, белых пятен в истории Осударевой дороги еще достаточно. Есть труднопроходимые отрезки, которые еще предстоит исследовать. Именно поэтому часть маршрута преодолевается на снегоболотоходах BV206, которые создаются в Санкт-Петербурге. И хотя дорога не проходит по особо охраняемым природным территориям, где запрещено использование гусеничной техники, к выбору транспорта для исследований подход был осознанный.

Подготовке экспедиции предшествовала серьезная лабораторная работа. При разработке туристских продуктов был выбран научный подход, а потому была собрана команда профессиональных экспертов: ученых, краеведов, сотрудников музеев, специалистов Русского географического общества и экологов. Проведен целый ряд консультаций и круглых столов. Было предпринято несколько коротких выездов в различные маршрутные точки. Пожалуй, впервые над маршрутом работала такая команда.

– Сколько человек принимало участие в экспедиции? Насколько сложной она была в плане проходимости техники и людей, а также бытовых условий? Какие основные трудности ждали на маршруте? Встречались ли вам артефакты петровских времен?

– Участников, которые полностью прошли по маршруту, было всего трое. Но на каждой маршрутной точке к экспедиции присоединялись коллеги из регионов. Каких-то особых трудностей, в принципе, не было – большой объем работы был проведен на этапе подготовки. Это очень увлекательный маршрут, насыщенный информацией и яркими впечатлениями. Основной нюанс заключался в том, чтобы вместить посещение всех достопримечательностей в семидневную программу тура. При этом работа над маршрутом еще ведется. Сейчас крайне важно подготовить гидов, создать методические рекомендации для проведения экскурсии. Составить грамотный и выверенный контент для нового продукта – важнейшая задача.

– Что будет представлять собой современный туристский маршрут «Осударева дорога»? Многодневную экспедицию или экскурсию «по точкам»? Каким образом будет осуществляться проход по маршруту, на каких видах транспорта? Где будет проходить ночевка – в палатках, гостиницах или еще как-то?

– Перед группой экспертов стояла непростая задача – сделать маршрут доступным для массовой аудитории, одновременно увлекательным и полностью раскрывающим заявленную тему. Дорога, как известно, проходила через карельскую тайгу, однако для массового туриста такой марш рут не подходит. В итоге были сохранены базовые опорные точки, однако сама трасса создана скорее «по мотивам» реальной Осударевой дороги.

Маршрут разработан в двух форматах. Первый ориентирован на массового туриста: более бюджетный и не требующий специальной подготовки. Он представляет собой автобусный тур, где часть маршрута – от Рабочеостровска до Соловецких островов – проходит по морю на теплоходе, а также от Беломорска до Нюхчи – по железной дороге.

Второй формат – приключенческий: часть пути путешественники преодолевают на вездеходе, а в зимний период – на снегоходах. Использование специальной техники стоит недешево, потому этот вариант для искушенных и подготовленных туристов.

Вне зависимости от формата, тур получается комфортным с бытовой точки зрения. Размещение – в отелях, на турбазах, в туркомплексах. Проработаны также все точки питания, в которых туристы смогут насладиться колоритом самобытной северной кухни.

– Маршрут будет также подразумевать патриотическую составляющую. Что участники увидят по дороге? Будет ли производиться какая-либо историческая реконструкция, какие-либо исторические активности?

– Действительно, маршрут имеет мощную патриотическую составляющую. Как я уже упоминала, основная тема маршрута – героические преобразования эпохи Петра Великого в целом и беспрецедентная военная операция по переброске войск из Белого моря к Ладоге в частности. Итогом этого похода стали овладение шведскими крепостями в истоке и устье Невы, основание Санкт-Петербурга и рождение Российского флота на Балтийском море. Как пишет в своей книге кандидат исторических наук Павел Кротов, «в результате Россия всего за два десятилетия превратилась в сильнейшую среди стран балтийского региона морскую державу, вторую после Великобритании в Европе».

Но тема маршрута этим не исчерпывается. Делается акцент на героическом вкладе народов Русского Севера в строительство Осударевой дороги. Без их помощи грандиозный проект вообще не мог бы осуществиться.

Одна из частей тура, разработанная МБУ «Краеведческий музей «Поморье» Кемского муниципального района, будет включать знакомство с фольклором, обрядами и традициями поморов. Например, путешественники получат возможность познакомиться с самобытной культурой поморов – уникального русского субэтноса, отважных мореходов и первопроходцев, а также принять участие в обряде поморской свадьбы. Это как раз интерактивная часть программы. Элементы реконструкции запланированы и при посещении Морского музея «Полярный Одиссей» в Петрозаводске.

– Как вы оцениваете потенциальный интерес к маршруту? Кого вы видите в качестве основной аудитории? Насколько доступным он окажется в финансовом плане?

– В настоящее время на рынке существует дефицит безопасных, доступных групповых, а тем более тематических маршрутов в Арктическую зону РФ. Турист сейчас готов переориентироваться с зарубежных поездок на путешествие по родной стране, однако люди ждут новых турпродуктов и, как никогда, сейчас готовы их воспринимать. В сознании многих людей Арктика – это интересно и увлекательно, но при этом небезопасно, далеко, дорого и некомфортно. Именно поэтому готовый тематический турпродукт со стартовым днем в Санкт-Петербурге и в сопровождении гида, уверены, будет хорошо воспринят целевой аудиторией. Как и говорилось выше, маршрут разработан в двух форматах. Тот, который рассчитан на массового туриста, вполне соответствует цене любого семидневного тура по России.

– Какие еще северные направления могут быть рассмотрены в дальнейшем или уже рассматриваются для создания туристических маршрутов?

– В настоящее время ведется работа сразу над двумя маршрутами на Кольский полуостров.

Первый посвящен военной тематике, в том числе истории полярных конвоев: в 2021 году исполнилось 80 лет.

Второй маршрут – в Мурманскую область – связан с этнографией народов Севера, в том числе саамов, и погружает путешественника в мир северных легенд и сказок. Разрабатывается он совместно с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого и Русским географическим обществом. C конца прошлого года разрабатывается маршрут в Республику Коми. Этот тур также призван сделать акцент на культурных и исторических взаимосвязях двух регионов. Кроме того, в рамках проекта по развитию арктического туризма, реализуемого Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, планируется представить в этом году туристский маршрут «Санкт-Петербург и Республика Саха (Якутия)», посвященный 100-летию республики.

В целом уже сейчас можно констатировать, что интерес отечественных путешественников к Арктике вырос многократно, а это значит, что работать в этом направлении можно и нужно. Русский Север предлагает поистине огромные возможности для превращения региона в уникальную туристическую жемчужину, а Санкт-Петербург прекрасно справляется с ролью отправной точки в действительно незабываемые северные приключения.

Фотографии предоставлены Ассоциацией «Русское вездеходное общество»

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *