«Арктиковедение» – школьный инновационно-образовательный проект

Бызова Н. М., к.г.н., ведущий методист по экологическому просвещению ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика»

Отличительной особенностью современного этапа развития образования является интеграция современных научных знаний и национально-регионального компонента в образовании и воспитании молодежи. Региональный подход способствует не только более глубокому изучению природных и социальных явлений и процессов, происходящих на определенной территории, но позволяет определить влияние международных, государственных факторов в ее развитии.

Арктика – единая природная территория вокруг Северного полюса в пределах Северного полярного круга с суровыми природно-климатическими условиями, разнообразными ресурсами и самобытным населением. В состав Арктической зоны России наряду с Северным Ледовитым океаном входят арктические острова и часть материковых земель. Высокоширотное положение, большая протяженность с севера на юг и с запада на восток, различный характер поверхности при дефиците света и тепла влияют на физико-химические, биологические процессы в наземных и морских природных комплексах.

Коренное население во многом сохранило многовековой уклад жизни в суровых условиях Арктики. Современное экологическое состояние Арктической зоны России зависит не только от природных условий территории, но и от истории открытия, освоения и характера природопользования в прошлом и в настоящее время. В наши дни у коренного населения приоритетны гармония обитания в легко ранимом окружающем мире, бережное отношение к природно-ресурсному потенциалу территории.

В настоящее время к самому северному региону земли отмечается постоянный интерес и пристальное внимание как со стороны ученых, политиков, крупных компаний в связи с освоением стратегических богатств Арктики, так и со стороны учебных заведений Арктической зоны России.

Национально-региональный компонент в образовании и воспитании способствует возрождению нравственного потенциала личности, ее самосознания, национальной гордости за сохранение и развитие духовных традиций. Учет экономической, экологической, социально-культурной структуры региона, его исторических и национальных особенностей позволяет обогатить содержание учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и развития духовно-нравственных традиций Российской Арктики.

В 2018 году ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» и опорное учебное заведение при РАН МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №45» приступили к разработке совместного проекта «Арктиковедение». Он разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Со­циально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» в 2018–2025 годах.

Основной задачей проекта является изучение и сохранение природы и культурно-исторического наследия Арктики для развития личности, способной адаптироваться к новым научным и технологическим знаниям. Реализация проекта осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности обучающихся всех ступеней общеобразовательных учреждений. Учет возрастных особенностей обучающихся обеспечивает преемственность между этапами образовательного процесса на уровне содержания, методик, технологий обучения и воспитания. Укрепление интеграционных связей между содержанием обязательных и дополнительных предметов учебного плана позволяет систематизировать умения и навыки для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Проект «Арктиковедение» в условиях образовательной среды школы способствует расширению сотрудничества муниципальных образовательных учреждений Архангельской области с ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова.

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации проекта является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Его основа – разработка и создание учебно-методического комплекса, включающего дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса. Содержание учебно-методического комплекса предоставляет учителям и учащимся возможность получить достоверную информацию об Арктике и проверить результаты и эффективность своей работы.

Обучение проходит в образовательных учреждениях любого типа, занятия могут быть школе, в музеях, визит-центрах национального парка «Русская Арктика». Модель организации образовательной деятельности школа и учитель выбирают самостоятельно. Она может быть реализована с применением сетевой формы, электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обложка программы курса для школьников «Арктиковедение»

За время реализации проекта разработана и внедрена Программа внеурочной деятельности курса «Арктиковедение» для начальной школы, как элемент основной образовательной программы начального образования. Программа включает разделы: «Царство снега и льда», «Покорение Арктики», «Животный мир Арктики», «Растительный мир Арктики», «Народы Крайнего Севера». Ее структура, в условиях отсутствия возможности полного четырехлетнего курса, позволяет начинать обучение с любого года, допускает варьирование последовательности тем в зависимости от опыта учителя и подготовленности обучающихся.

Интерактивный словарь для младших школьников «Арктическая азбука», который прошел экспертизу и рекомендован к печати ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», состоит из занимательных рассказов с цветными иллюстрациями, расположенными по буквам алфавита. Знакомясь с ними, дети получают информацию об обитателях арктических морей и островов, открывают тайны маршрутов путешественников прошлого и настоящего, узнают особенности быта и традиций коренных народов Севера. Кроме текста в Арктической азбуке предусмотрены задания, ориентированные на использование современных образовательных технологий деятельного типа: продуктивное чтение, проблемный диалог, проектная задача с созданием нового продукта (плакат, буклет, аппликация, игра и т. д.).

Книга «Приближая Арктику» продолжает знакомить обучающихся с интересными арктическими объектами, событиями, уникальными природными явлениями. Система ссылок, словарь терминов существенно расширяют содержание очерков об Арктике и позволяют организовать разнообразные виды деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

Сотрудничество национального парка «Русская Арктика» со школами и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова создает необходимые условия и возможности реализации проекта «Арктиковедение». Уважительное отношение к личности учителя, каждого обучающегося и всех участников проекта обеспечивает в творческих коллективах доброжелательную атмосферу, ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Существенно расширяют информационно-познавательный кругозор обучающихся подготовка и выступление с докладами на региональных, городских научно-практических конференциях «Геоэкологические проблемы Европейского Севера и Арктики», «Юный полярник», «Пахтусовские чтения: арктические горизонты», «Живая Арктика», проведение школьных конкурсов исследовательских проектов «Арктическая головоломка». Ежегодные открытые конкурсы детского и юношеского художественного творчества «Арктическая палитра», «Сияние Севера», «Это северная наша широта», встречи с художниками, писателями, фотографами, режиссерами способствуют воспитанию культурной личности, формированию нравственно-эстетической, исторической памяти, чувства любви к Родине.

Для повышения квалификации учителей проектом предусмотрено регулярное проведение методических семинаров, городских конференций для педагогических работников, директоров и учителей общеобразовательных школ г. Архангельска и Архангельской области. На официальном сайте национального парка «Русская Арктика» для пропаганды знаний о природе, истории освоения, результатах современных исследований Арктики создан кинолекторий «Арктический ликбез».

Усиление национально-регионального компонента в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения имеет большое значение при изучении природных и социально-экономических условий Арктики. Весьма привлекательны и занимательны экологические праздники «День полярника», «День северного оленя», «Всемирный день океана». Расширение знаний обучающихся об Арктике способствует воспитанию экологической культуры, формирует умения принимать адекватные решения и отстаивать свою позицию, понимать и уважать альтернативные точки зрения.

Широкое и разностороннее распространение достоверной и современной информации о состоянии природной среды в Арктике в условиях изменения климата, результатах экологической реставрации нарушенных земель позволяет сформировать у обучающихся активную жизненную позицию в получении новых знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной подготовки.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников / Н.М. Бызова, И.Э. Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха под общ. ред. А.Г. Кирилова; Нац. парк «Русская Арктика»; МБОУ «СШ №45». – Архангельск: ООО «Типография А4», 2018 – 80 с.).
  2. Программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы / И.Ф. Полякова, Л.В. Большакова, Н.М. Бызова, И.Э. Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха. – Архангельск: ООО «Типография А4», 2019 – 32 с.)
  3. Бызова Н.М. Приближая Арктику: книга для чтения /под общ. ред. А.Г. Кирилова; Национальный парк «Русская Арктика». – М.: PressPass, 2021 – 144 с.

Фотографии, использованные в материале, принадлежат ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *