Реформирование отрасли обращения с отходами

И.Д. Казаков, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

С 1 января 2022 года Санкт-Петербург перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Пришло время подвести промежуточные итоги и обозначить вектор дальнейшего движения в рамках формирования и комплексного развития новой системы обращения с отходами в одном из крупнейших мегаполисов страны.

В настоящее время в Российской Федерации проходит реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Главные цели реформы – это прежде всего:

— выявление и прозрачное формирование потоков твердых коммунальных отходов, контроль за их перемещением, недопущение их поступления на несанкционированные свалки;

— создание единых стандартов и повышение качества услуги;

— создание условий для развития современной инфраструктуры по обращению с ТКО;

— увеличение доли отходов, направляемых на утилизацию, снижение полигонного захоронения;

— создание условий для сокращения и предотвращения образования отходов.

Большинство субъектов Российской Федерации перешло на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года, введен институт региональных операторов по обращению с ТКО. Города федерального значения получили отсрочку до 1 января 2022 года. Это было продиктовано пониманием, что решить проблему с организацией комплексного обращения с отходами внутри границ городов федерального значения с учетом запрета на захоронение отходов в городе и необходимости взаимного сотрудничества с соседними субъектами в установленные сроки не представляется возможным.

Региональный оператор – это юридическое лицо, которое наделяется соответствующим статусом на основании конкурсного отбора и обеспечивает осуществление всего цикла обращения с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз. От других операторов его отличает обязанность заключить договор на обращение с ТКО с каждым собственником ТКО. Кроме того, теперь обязанность заключать договор на обращение с ТКО законодательно закреплена и за собственниками ТКО.

По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО в Санкт-Петербурге признано Акционерное общество «Невский экологический оператор», акционерами которого являются Правительство Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Интер РАО».

Второго сентября 2021 года Комитет по природопользованию и АО «Невский экологический оператор» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на всей территории Санкт-Петербурга сроком на 10 лет.

С введением института региональных операторов услуга по обращению с ТКО перешла из состава жилищных в коммунальные, т. е. стала самостоятельной коммунальной услугой, но строго контролируемой государством. В связи с этим изменился порядок ее предоставления и оплаты. С этого момента все ранее действовавшие договорные отношения прекращаются, договор на обращение с ТКО может быть заключен только с региональным оператором.

С информацией о региональном операторе, порядке заключения договоров, предоставлении и оплате услуги можно ознакомиться на сайте Комитета по природопользованию в разделе «Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы и ответы» и на сайте АО «Невский экологический оператор».

Итак, на первом этапе реформы крайне важно выявить фактическое образование ТКО и сформировать их прозрачные потоки на исключительно законные объекты по обращению с отходами. До реформы никто из специалистов, аналитиков и участников рынка обращения с ТКО в Санкт-Петербурге не знал, сколько точно образуется коммунальных отходов, – оценки сильно различались.

Для определения точных показателей образования ТКО требуется длительный период (не менее календарного года), так как имеется прямая зависимость от сезонных особенностей и условий начала деятельности регионального оператора. Региональный оператор – единое ответственное лицо, призванное осуществить достоверный учет образования и дальнейшего обращения с ТКО.

Начав в январе текущего года свою деятельность в Санкт-Петербурге, региональный оператор сразу же столкнулся с рядом трудностей, в том числе в части транспортирования ТКО в определенных локациях города. Однако в довольно короткие сроки, в том числе при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по природопользованию, удалось ввести ситуацию в плановое русло. Сегодня транспортирование ТКО осуществляется полностью в штатном режиме, количество сигналов о временных (суточных) затруднениях с вывозом снизилось до минимального и не является значимым, проводится учет обращения с ТКО на всех этапах, аккумулируются статистические данные.

Существенным этапом реформы является создание современной инфраструктуры для обращения с ТКО. Не секрет, что Санкт-Петербург испытывает дефицит мощностей как по обработке и утилизации ТКО, так и по захоронению «хвостов».

Важной особенностью, в значительной степени влияющей на развитие отрасли обращения с ТКО в городах федерального значения, в том числе в Санкт-Петербурге, является законодательный запрет для размещения полигонов на территории города. Данное обстоятельство, а также наличие единой агломерации обозначили вектор совместного развития сферы обращения с отходами с ближайшим соседом – Ленинградской областью.

На сегодняшний момент губернаторами двух регионов утверждена Единая концепция по обращению с ТКО, проводится активная работа по синхронизации территориальных схем, по созданию совместной современной инфраструктуры по обращению с ТКО. Ввод в эксплуатацию пяти новых комплексов для нужд обоих регионов запланирован на 2024 год.

Применение сжигания ТКО не предусмотрено. Санкт-Петербург пошел по пути глубокой сортировки и утилизации отходов, в том числе посредством компостирования органической фракции и производства твердого топлива из отходов. Несмотря на скептицизм в отношении возможности дальнейшего использования техногрунта и RDF-топлива, в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» федеральным кураторам реформы уже удалось закрепить договоренности об использовании производных из отходов в дорожной деятельности (компост, резиновая крошка, вторичные полимеры и т. д.). Использование вторичных материальных ресурсов в дорожном строительстве должно составить 30% к 2030 году. Цементные заводы также выразили готовность использовать RDF-топливо.

Запланированные к созданию для нужд Санкт-Петербурга и Ленинградской области объекты по обращению с ТКО позволят ранее установленного национальным проектом «Экология» срока достичь необходимых значений показателей.

Вместе с тем, не обходится и без проблем. Немаловажным вопросом в части создания условий для развития современной инфраструктуры по обращению с ТКО является запрет размещения объектов, способствующих массовому скоплению птиц, к которым относят и объекты обращения с ТКО, в 6-й подзоне приаэродромной территории. Так, например, в Санкт-Петербурге большинство действующих и запланированных к созданию объектов по обращению с ТКО попадают в 6-ю подзону.

Фактически данное обстоятельство поставило бы крест на создании инфраструктуры в таком крупном регионе. В том числе по инициативе губернатора Санкт-Петербурга данный вопрос с начала 2021 года очень плотно прорабатывается совместно с ответственными федеральными органами исполнительной власти при поддержке заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Валерьевны Абрамченко. Сейчас уже сформирован и проходит итоговое согласование проект постановления Правительства РФ, который обеспечит четкое регулирование данного наисложнейшего вопроса.

Санкт-Петербург является четвертым по численности населения субъектом РФ, при этом по площади занимает предпоследнее место. Плотность населения более чем в 100 раз превышает плотность в большинстве регионов. 13% населения (около 700 тыс. человек) проживает в условиях исторически сложившейся застройки в центральных районах города, которые входят в состав объекта, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Такие архитектурные, градостроительные и исторические особенности Санкт-Петербурга привели к отсутствию возможности создания мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в центральных районах. Учитывая, что место накопления является «точкой входа» для услуги по обращению с ТКО губернатор Санкт-Петербурга обратился в Роспотребнадзор и Комиссию Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы» с инициативой о возвращении в СанПиН возможности комиссионного обследования и утверждения мест накопления ТКО, не ограничиваясь только территорией исторически сложившейся застройки, но и на территориях ИЖС. Данная проблематика отражена и в поручениях по итогам последнего заседания правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами.

Сфера обращения с отходами не ограничивается оборотом только твердых коммунальных отходов. Существенной, до сих пор четко не отрегулированной проблемой сегодня является обращение с отходами строительства, сноса и грунтами. Анализ опыта ряда субъектов, где обращение с данными видами отходов получило определенное регулирование на региональном уровне, показал, что фактически все было выстроено на основе положений нормативных актов из сферы строительств и благоустройства. Последняя возможность хоть как-то осуществлять контроль за перемещением отходов строительства, сноса и грунтов утрачена после отмены с 01.03.2022 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства.

Регулирование данного вопроса находится на федеральном уровне, но соответствующие нормативные акты отсутствуют. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области данный вопрос болезненный. 95% свалок отходов, выявляемых в городе, – это свалки строительных отходов. Огромные объемы строительных отходов уезжают в Ленобласть, где зачастую размещаются несанкционированно. Санкт-Петербург и Ленинградская область, понимая важность решения вопроса обращения с данными видами отходов, готовы развивать необходимую инфраструктуру и контролировать их оборот. Но в условиях отсутствия определенности, с точки зрения нормативного регулирования, процесс затормозился. Кроме того, для комплексного решения данного вопроса необходима соответствующая инфраструктура. Тем не менее вектор направлен в сторону положительного решения, и важный сегмент отрасли обращения с отходами также получит необходимое регулирование и развитие.

Основные показатели, характеризующие на сегодняшний день сферу обращения с ТКО в Санкт-Петербурге:

— численность населения – официально 5,4 млн человек (с учетом приезжающих и работающих в городе на 2 млн человек больше);

— ежегодно образуется 2,3 млн т ТКО;

— выделена одна зона деятельности регионального оператора;

— 26 633 мест накопления ТКО;

— четыре транспортных лота, 45 операторов по транспортированию ТКО, 815 единиц мусоровывозящей техники;

— четыре сортировочных комплекса общей мощностью 600 тыс. т в год + в текущем году будет запущено еще четыре сортировки общей мощностью 380 тыс. т в год;

— четыре полигона для захоронения «хвостов».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *