О развитии системы обращения с отходами в Санкт-Петербурге

А.В. Герман, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

В настоящее время вопросы обращения с отходами являются одними из самых актуальных в экологической повестке страны. Им посвящена треть федеральных проектов в составе национального проекта «Экология» (ФП «Чистая страна», ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; ФП «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», ФП «Экономика замкнутого цикла).

Фактически отрасль обращения с отходами претерпевает масштабную перестройку, а по определенным направлениям вообще впервые формируется понятное регулирование и механизмы его реализации.

Санкт-Петербург с 1 января 2022 года перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, введен институт регионального оператора. Важной особенностью, в значительной степени влияющей на развитие отрасли обращения с ТКО в городах федерального значения, в том числе в Санкт-Петербурге, является законодательный запрет для размещения полигонов на территории города. Данное обстоятельство, а также наличие единой агломерации, обозначили вектор совместного развития сферы обращения с отходами с нашим ближайшим соседом – Ленинградской областью.

На сегодняшний момент губернаторами двух регионов утверждена Единая концепция по обращению с ТКО, проводится активная работа по синхронизации территориальных схем, по созданию совместной современной инфраструктуры по обращению с ТКО, которая обеспечит достижение показателей Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» значительно раньше установленного срока. Ввод в эксплуатацию пяти новых комплексов для нужд обоих регионов запланирован на 2024 год.

Не обходится и без сложностей. Санкт-Петербург является четвертым по численности населения субъектом РФ, при этом по площади занимает предпоследнее место. Плотность населения более чем в 100 раз выше, чем в большинстве регионов. 13% населения, а это порядка 700 тыс. человек, проживает в условиях исторически сложившейся застройки в центральных районах города.

Архитектурные, градостроительные и исторические особенности Санкт-Петербурга привели к отсутствию возможности создания мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в центральных районах. Учитывая, что место накопления является «точкой входа» для услуги по обращению с ТКО, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов обратился в Роспотребнадзор и Комиссию Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы» с инициативой о возвращении в СанПиН возможности комиссионного обследования и утверждения мест накопления ТКО, не ограничиваясь только территорией исторически сложившейся застройки, но и на территориях ИЖС. Данный вопрос очень актуален – необходима актуализация соответствующих санитарных правил и норм с учетом современного состояния отрасли и особенностей отдельных территорий.

Еще одним немаловажным вопросом в части создания условий для развития современной инфраструктуры по обращению с ТКО является запрет размещения объектов, способствующих массовому скоплению птиц, к которым относят и объекты обращения с ТКО, в 6-й подзоне приаэродромных территорий.

В Санкт-Петербурге абсолютно все действующие и запланированные к созданию объекты по обращению с ТКО попадают в 6-ю подзону. Фактически данное обстоятельство поставило бы крест на создание инфраструктуры в таком крупном регионе. В том числе по инициативе губернатора Санкт-Петербурга данный вопрос с начала 2021 года очень плотно прорабатывается совместно с ответственными федеральными органами исполнительной власти при поддержке заместителя председателя Правительства РФ Виктории Валерьевны Абрамченко. Сейчас уже сформирован и проходит итоговое согласование проект постановления Правительства РФ, который обеспечит четкое регулирование данного вопроса.

Сфера обращения с отходами не ограничивается оборотом только твердых коммунальных отходов. Существенной, до сих пор четко не отрегулированной, проблемой сегодня является обращение с отходами строительства, сноса и грунтами. Анализ опыта ряда субъектов, где обращение с данными видами отходов получило определенное регулирование на региональном уровне, показал, что фактически все было выстроено на основе положений нормативных актов из сферы строительства и благоустройства. Последняя возможность хоть как-то осуществлять контроль за перемещением отходов строительства, сноса и грунтов утрачена после отмены с 01.03.2022 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. №403).

Регулирование данного вопроса находится на федеральном уровне, но соответствующие нормативные акты отсутствуют. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области данный вопрос болезненный. 95% свалок отходов, выявляемых в городе, – это свалки строительных отходов. Огромные объемы строительных отходов уезжают в Ленобласть, где зачастую размещаются несанкционированно. Санкт-Петербург и Ленинградская область, понимая важность решения вопроса обращения с данными видами отходов, готовы развивать необходимую инфраструктуру и контролировать их оборот. Но в условиях отсутствия определенности с точки зрения нормативного регулирования процесс затормозился. На прошедшем в мае текущего года в Москве XIII Международном форуме «Экология» мы выдвинули предложение Правительству РФ рассмотреть вопрос о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию обращения с отходами строительства, сноса и грунтов.

Для того чтобы совершить инфраструктурный прорыв, требуется не только слаженная работа на местах в регионах, но и совместная работа с федеральными органами власти для оперативного выявления и решения практических вопросов, которые так или иначе затрагивают все субъекты РФ. В этом случае отрасль обращения с отходами гарантировано будет успешно развиваться.Врезка

Отрасль твердых коммунальных отходов в Санкт-Петербурге в цифрах

— Численность населения – официально 5,4 млн человек плюс порядка 2 млн человек, приезжающих и работающих в городе.

— Ежегодно образуется 2,3 млн т ТКО..

— Выделена одна зона деятельности регионального оператора.

— 26 633 мест накопления ТКО.

— Четыре транспортных лота, 45 операторов по транспортированию ТКО, 815 единиц мусоровывозящей техники.

— Четыре сортировочных комплекса общей мощностью 600 тыс. т в год плюс в текущем году будет запущено еще четыре сортировки общей мощностью 380 тыс. т в год.

— Четыре полигона для захоронения «хвостов».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *