Ихтиофауна и промысел рыбы в Неве

Д.В. Богданов, С.Ф. Титов, А.С. Шурухин Санкт-Петербургский филиал ФГБНУ «ВНИРО» («ГосНИОРХ» им. Л.С. Берга»), Санкт-Петербург

Фотография sztufar.ru

Река Нева представляет собой короткий проток длиной 74 км между Ладожским озером и Невской губой Финского залива, являясь замыкающим звеном обширной пресноводной системы, собирающей воды с территории более 280 тыс. км2 и включающей крупнейшие озера Европы – Ладожское, Онежское, Сайма и Ильмень.

Уникальность Невы состоит в том, что при своей малой длине она является пятой по водности рекой в европейской части России и служит трактом транспортировки и сброса ладожских вод в Финский залив. Площадь водосбора Невы в истоке из Ладожского озера составляет 275 800 км2 , в том числе площадь частного водосбора реки – 5180 км2 , т. е. менее 2% общей площади. Частный водосбор реки находится на территории Кировского, Тосненского, Всеволожского и Гатчинского районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, располагаясь между ними практически поровну (51% и 49% соответственно) [Гидрология.., 1965; Нежиховский, 1981, 1988].

Качество невской воды определяется ее гидрохимическими характеристиками в Петрокрепостной бухте Ладожского озера и только локально – поступлением с ее собственного (частного) водосбора, зависящем от интенсивности точечных и рассредоточенных источников загрязнения. Среднегодовой водный сток Невы составляет 1/12 часть объема озера. Вследствие высокой зарегулированности стока содержание большинства гидрохимических показателей Невы характеризуется малой внутригодовой изменчивостью и величинами, близкими к озерным [Расплетина и др., 2002].

Таким образом, средние показатели химического состава воды Ладожского озера служат фоновыми показателями для воды Невы [Современное состояние.., 2021]. По результатам многолетних наблюдений общий фон качества воды, обусловленный поступлением из Ладожского озера, можно считать вполне благополучным, за исключением ситуаций, когда из-за особенностей динамики водных масс озера загрязненные воды Волховской губы поступают в бухту Петрокрепость [Ладога, 2013; СКИОВО р. Нева, 2011].

Значительная часть водосбора Невы представлена освоенными в хозяйственном отношении и урбанизированными территориями. В связи с этим в местах впадения в реку крупных притоков (в частности рек Черная, Мга, Тосна, Ижора, Славянка, Охта) наблюдаются высокие концентрации некоторых загрязняющих веществ. При этом существующая антропогенная нагрузка на речные системы частного водосбора Невы в Ленинградской области характеризуется большой неоднородностью и распределена весьма неравномерно. Давление ее наиболее выражено вблизи Кировского промузла, в верхнем течении Невы, на водосборе р. Охта в окрестностях Санкт-Петербурга (загрязнение тяжелыми металлами и др.) [Фрумин, Малышева, 2019 и др.].

Трофический статус Невы соответствует уровню трофности в истоке из Ладожского озера (бухта Петрокрепость) и оценивается как мезотрофный [Оценка экологического.., 2006; Современное состояние.., 2021 и др.]. Трофический статус притоков Невы варьируется от мезотрофного до эвтрофного, в отдельных случаях – гиперэвтрофного [Зуева и др., 2011; Павлова, 2013 и др.]

В целом современное состояние поверхностных вод в частном бассейне Невы характеризуется 2–3-м классом (слабо загрязненная или загрязненная вода). В то же время на ряде пунктов рек Нева, Охта, Славянка вода относится к 4-му классу, т. е. является грязной [РД 52.24.643- 2002].

Нева относится к основным промысловым районам Санкт-Петербурга. По многолетним данным в составе ихтиофауны Невы отмечалось более 39 видов круглоротых и рыб [Кудерский и др., 2007]. Ядро ихтиофауны составляют пресноводные рыбы, такие как хариус европейский, щука, лещ, плотва, голавль, красноперка, уклейка, окунь, судак, ерш, налим и др.

Группа проходных видов включает речную миногу и корюшку, которые наиболее многочисленны и относятся к основным промысловым объектам. Численность и встречаемость таких проходных рыб, как атлантический лосось, кумжа, европейская ряпушка, европейский сиг, крайне ограничены из-за негативного влияния антропогенных факторов (интенсивный промысел, нарушение условий естественного воспроизводства и др.).

Основными промысловыми объектами в Неве традиционно являются корюшка европейская и речная минога. Лосось атлантический является объектом искусственного воспроизводства.

Санкт-Петербургский филиал ФГБНУ «ВНИРО» («ГосНИОРХ» им. Л.С. Берга») выполняет многолетние исследования состояния запасов данных промысловых видов, осуществляя сбор ихтиологических материалов на промысловых участках в районе Васильевского и Крестовского островов, нижнем течении реки Невы.

Состояние запасов водных биологических ресурсов и их промысловое использование

Корюшка европейскаяOsmerus eperlanus (L.)

Корюшка является основным промысловым видом рыб в Неве, куда она весной ежегодно заходит на нерест. Нерестилища корюшки расположены в нижнем течении реки вплоть до Ивановских порогов.

Рисунок 1. Динамика вылова корюшки Финского залива
Таблица 1. Уловы корюшки в Финском заливе и Неве

Продолжительность нерестового хода корюшки в Неву составляет от 20 до 45 суток (в среднем 20, иногда 10–12). Нерестилища располагаются преимущественно на плотных песчаных и песчано-каменистых грунтах на глубинах 1,5– 3 м. Начало нереста приходится обычно на конец апреля, когда температура воды достигает 5 о С, и заканчивается, как правило, в конце мая при температуре 12 о С и выше. В подходе корюшки к нерестилищам наблюдается несколько пиков, которые объясняются биологической неоднородностью производителей. Первыми к нерестилищам подходят самцы, в разгар хода происходит выравнивание полов, в конце снова преобладают самцы, но не более чем в два раза.

Корюшка обычно созревает в возрасте двух–трех лет, частично в возрасте одного года, причем самцы созревают раньше самок. Плодовитость корюшки, как и других рыб, зависит от возраста и размеров, увеличиваясь по мере роста особи и варьируя от 2 до 70 тыс. шт. икринок (в среднем около 15 тыс.). На нерест подходят производители длиной от 7 до 25 см и массой тела от 12 до 130 г. Преобладают трех–четырехлетки (до 60%); половозрелые годовики в среднем составляют 5–7%, рыбы старших возрастов – не более 25–30%.

Промысел корюшки ведется главным образом весной (апрель–май) в период нерестового хода. Общий улов корюшки Финского залива промысловыми организациями в 2021 году составил 1006,2 т, из них в реке Неве – 140,9 т (рис. 1, табл. 1).

В Неве ход корюшки в 2022 году начался в третьей декаде апреля. Температура воды в реке на начало хода корюшки составила 4–5 °С. Пик интенсивности хода пришелся на 9 мая (рис. 2), после чего уловы стали снижаться и в период с 15 по 21 мая, совпавший с временным похолоданием, стабилизировались на относительно низком уровне. В начале третьей декады мая гонады более 90% самок корюшки находились в VI стадии зрелости (икра выметана).

Рисунок 2. Динамика нерестового хода корюшки в Неве весной 2022 года

В невских уловах в 2022 году отмечены рыбы длиной от 9 до 22 см. По численности преобладали (52%) впервые нерестящиеся особи длиной 13–14 см. Соотношение самок и самцов составляло 1:3. Самки были крупнее: средняя длина и масса их тела составили 15,2 см и 24,0 г, а у самцов – 14,3 см и 19,6 г. Средние линейно-весовые показатели корюшки в Неве составили 14,5 см и 20,7 г.

Состояние запасов корюшки в восточной части Финского залива хорошее. При этом основу запасов составляет невское стадо. Начиная с 2013 года биомасса промыслового запаса корюшки и ее вылов соответствуют среднемноголетнему (1996–2019) уровню, а последние три года превышают его. Общая численность запаса корюшки в 2021 году составила 215 млн экз., а биомасса запаса – 3147 т.

МиногаLampetra fluviatilis (Linnaeus, 1758)

Речная минога – вид круглоротых, повсеместно встречающийся в акватории Финского залива. Биология ее в значительной степени отличается от биологии рыб, населяющих бассейн Балтийского моря. Минога относится к моноцикличным видам. Продолжительность жизни миноги составляет в среднем 8 лет (реже – 7). Из них 6 лет минога обитает в пресных водах рек и ручьев, впадающих в Балтийское море, в виде личинки-«пескоройки», а 1–2 года – в море [Ряполова, 1972].

Рисунок 3. Динамика вылова миноги в восточной части Финского залива
Таблица 2. Биологические показатели миноги Невской губы и Невы из уловов миножных бураков

В речной период личинка миноги живет в грунте, питаясь главным образом детритом и диатомовыми водорослями. После метаморфоза молодь миноги скатывается в море, где идет ее основной нагул и созревание. В море минога ведет паразитический образ жизни. Основу питания составляют рыбы, к которым она присасывается и питается их мышечными тканями. Главный объект питания миноги – салака и килька.

Нерест миноги происходит весной в многочисленных реках и ручьях, впадающих в бассейн Финского залива. После нереста производители миноги погибают. Различают две экологические формы миноги: озимую и яровую. Озимая форма миноги идет в реки начиная с августа, но массовый ее ход отмечается в октябре–ноябре. Яровая форма идет на нерест в реки весной, обычно в мае.

Минога является традиционным объектом промысла в Неве. Основу уловов составляет озимая минога. За последние десятилетия уловы ее в восточной части Финского залива колебались от 2,4 до 123,2 т (рис. 3). Максимальные уловы миноги отмечались в 1960-е и в середине 1970-х годов. Доля «невской» миноги в промысле в среднем составляет около 45%. Согласно официальным данным с 2006-го по 2015 год наблюдалась тенденция постепенного роста уловов миноги – с 24 до 52 т. В последующие три года уловы снова падали. В 2019 году показатель вылова снова начал расти и в 2020-м составил 56,3 т (113% от прогнозного показателя), что является максимумом с 1990 года.

Ход миноги в Невскую губу и Неву начинается с августа. Наиболее активный промысел миноги рыбодобывающими организациями приходится на сентябрь и ноябрь и завершается в начале декабря. Основу промысла (50% от общего количества) составляли особи длиной 32–34 см. Средние размеры миноги в промысловых уловах 2021 года соответствовали среднему уровню за последнее десятилетие (табл. 2).

Урожайность поколений миноги определяется рядом факторов, среди которых можно выделить количество зашедших на нерест производителей и нерестовых площадей, климатические особенности нерестового сезона и периода нагула в реках. Максимальное пополнение наблюдается при ранней и дружной весне, среднем количестве зашедших на нерест производителей, относительно прохладном лете, способствующем поддержанию достаточно высокого уровня воды в реках (и соответственно площадей нагула молоди миноги).

Анализируя динамику уловов миноги, можно сделать вывод о хорошем состоянии ее запасов.

Источники

Гидрология устьевой области Невы / Н.А. Скриптунов, К.И. Ермак, Я.Х. Иоселев и др. ; Под ред. С.С. Байдина. – М.: Гидрометеоиздат, Моск. отд-е, 1965. – 383 с.

Нежиховский Р.А. Вопросы гидрологии реки Невы и Невской губы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1988. – 224 с.

Нежиховский Р.А. Река Нева и Невская губа. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 112 с.

Расплетина Г.Ф., Сусарева О.М., Крючков А.М. Минерализация и электропроводность воды // Ладожское озеро – прошлое, настоящее, будущее / Под ред. В.А. Румянцева, В.Г. Драбковой. – СПб.: Наука, 2002. – С. 72–74.

Ладога : монография / Под. ред. В.А. Румянцева, С.А. Кондратьева. – СПб.: Нестор-История, 2013. – 468 с.

Современное состояние и проблемы антропогенной трансформации экосистемы Ладожского озера в условиях изменяющегося климата / Под ред. С.А. Кондратьева, Ш.Р. Позднякова, В.А. Румянцева. – М.: РАН, 2021. – 640 с.

Схема комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) бассейна реки Нева. Т. 1. Общая характеристика речного бассейна реки Нева (в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) / Отчет ФГБУ «ГГИ». – СПб., 2011. – 185 с.

Схема комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) бассейна реки Нева. Т. 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна (в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) / Отчет ФГБУ «ГГИ». – СПб., 2011. – 141 с.

Фрумин Г.Т., Малышева Н.А. Динамика загрязненности тяжелыми металлами реки Большая Нева // Ученые записки РГГМУ. – 2019. – №57. – С. 117–125. DOI: 10.33933/2074-2762-2019-57-117-125

Оценка экологического состояния рек бассейна Ладожского озера по гидрохимическим показателям и структуре гидробиоценозов / И.С. Трифонова, В.П. Беляков, А.Л. Афанасьева и др.; Отв. ред. И.С. Трифонова. – СПб.: Лема, 2006. – 130 с.

РД 52.24.643-2002. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям [Текст]. – Введ. 01.01.2004. – Ростов-на-Дону, 2002. – 55 с.

Зуева Н.В., Мостовая М.А., Лешукова А.И. Характеристики макрофитов в оценке качества воды малых рек Санкт-Петербурга // Биоиндикация в мониторинге пресноводных экосистем: Сб. мат. II Международ. конф. – СПб.: «Типография Любавич», 2011. – С. 137–142.

Павлова О.А. Сообщества фитопланктона озерно-речных систем урбанизированных ландшафтов // Биологические ресурсы Белого моря и внутренних водоемов Европейского Севера: Мат. XXIX Междунар. конф. – Мурманск: ПИНРО, 2013. – [Электронный ресурс].

Кудерский Л.А., Богданов Д.В., Попов А.Н., Шурухин А.С., Яковлев А.С. Рыбное население Невской губы // Сб. научн. трудов ГосНИОРХ. – 2007. – Вып. 336. – С. 9–35.

Ряполова Н.И. Речная минога восточной Балтики. – Рига: Зинатне, 1972. – 44 с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *