Водная тематика в работе Эколого-биологического центра «Крестовский остров»
А.Р. Ляндзберг, руководитель Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных
Эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных – один из крупнейших специализированных центров дополнительного образования в России. Из официальной статистики: в прошлом учебном году в центре занимались более 2100 ребят по 68 образовательным программам. Важно отметить, что почти 90% этих программ финансируются из бюджета Санкт-Петербурга, а значит для родителей они бесплатны.
Ученики центра не только достигают успехов в олимпиадах и конкурсах (в 2021/2022 учебном году 693 кружковца ЭБЦ «Крестовский остров» стали их победителями и призерами). Важно то, что обучение в ЭБЦ оказывает серьезное воспитательное и профориентационное воздействие на ребят: более двух третей выпускников центра продолжают свое обучение в профильных вузах. И, конечно же, многие направления деятельности ЭБЦ касаются «водной» тематики, ведь наш город – один из самых «водных» мегаполисов мира, да и в названии самого центра – один из островов Невской дельты, на котором мы расположены.
Прежде всего, в центре есть программы дополнительного образования, напрямую посвященные воде. Это понимает всякий, перешагнувший порог учебного корпуса: в холле стоят 15 аквариумов разных форм и размеров, от 60 л до 1000 л. Это постоянная экспозиция кружка аквариумистики «Протоптер». Здесь обитают самые разные водные создания: морские (акулы, камбалы, морские звезды и ежи, актинии, рыбки-клоуны), пресноводные (окуни, голавли, красноперки – рыбы наших широт; барбусы, радужницы, пираньи, цихлиды, креветки – обитатели тропических водоемов). Есть и настоящие редкости: слепые мексиканские тетры, двоякодышащая рыба лепидосирен, илистые прыгуны и крабы-привидения. Звезда экспозиции – гигантский гурами Бублик, любимец всего ЭБЦ.
Четыре раза в год в холле разворачиваются временные тематические выставки, посвященные отдельным группам водных обитателей: ракообразным, амфибиям, определенным отрядам рыб. В их оформлении участвуют не только специалисты центра Светлана Кириллова, Наталья Захарова и Олег Филиппов со своими воспитанниками, но и юные аквариумисты из других учреждений дополнительного образования города. Активно помогают в организации таких выставок и наши многочисленные организации-партнеры, профессионально занимающиеся содержанием рыб.
Особенно богатые возможности для воспитания и обучения ребят дает педагогам создание биотопных аквариумов: в них воссоздается конкретный водоем одного из уголков земного шара – ручей в Индонезии или озеро амазонской сельвы. Ученику нужно узнать, какие растения и животные встречаются в таком водоеме, кто «дружит» с другими видами, а кого селить вместе нельзя. Нужно знать и то, какие условия нужны питомцам, как создать такие условия и поддерживать их в аквариуме. Таким образом, ученик получает биологические и технические знания и навыки, учится делать очень многое своими руками. К этому нужно прибавить и эстетическую составляющую, ведь аквариум должен быть еще и красивым.
Для того чтобы как можно больше ребят приобщалось к этой интересной деятельности, в ЭБЦ проводится круглогодичный проект «Аквамарафон Подводный мир». Он включает в себя мастер-классы, лекции и азартные «АквариУмные битвы» – состязания, в которых участвуют кружки аквариумистики всего Санкт-Петербурга.
Забота о питомцах аквариума, как и о любых других живых существах, заставляет ребят задуматься о ценности и хрупкости живого мира планеты. Ведь иногда они создают в стекле экосистему, которой уже нет в дикой природе: из-за загрязнения или строительства плотины она уничтожена. На одной из выставок в этом году печальным хитом стал аквариум, моделирующий экосистему Невы: кирпичи, полиэтиленовые пакеты, затонувшие бутылки оставляли в нем совсем мало места для растений и рыб.
К счастью, в нашем регионе еще достаточно «живых» водных объектов. И изучение их – второе направление работы многих коллективов Эколого-биологического центра.
Изучением морских экосистем занимается в ЭБЦ Лаборатория экологии морского бентоса (ЛЭМБ) – один из старейших в городе детских исследовательских коллективов, основанный еще замечательным педагогом и биологом Евгением Александровичем Нинбургом.
«Современная наука очень сложна и многогранна. Знакомство школьников с ней может идти самыми разными путями. Можно слушать интересные лекции специалистов или читать их книги, можно совершать экскурсии в современные музеи. Однако есть и еще один путь – это научиться проводить пусть небольшие, но значимые, кому-то нужные самостоятельные исследования», – рассказывает о ЛЭМБе ее руководитель, кандидат биологических наук Вадим Хайтов.
Более полувека лаборатория организует экспедиции на Белое, Балтийское, Черное моря. Основная база проведения исследований – Кандалакшский государственный заповедник на Белом море. Ребята проводят уникальные системы наблюдений за жизнью морских сообществ, некоторые из которых длятся уже 30 лет. Базы данных, полученные в ходе этих наблюдений, накапливаются в «Летописи природы Кандалакшского заповедника». Группы школьников, занимающиеся морской биологией, оказываются для этой работы намного более подходящей командой, чем академические научные коллективы. Современная наука живет грантами, а их очень неохотно выделяют на многолетние исследования. Поколения же школьников ведут наблюдения, взрослея и сменяя друг друга. Грантов они не просят, а в качестве «оплаты» своего труда получают бесценный научный и жизненный опыт. Ну а наука от них получает ценнейшие данные, которые позволяют лучше понять закономерности существования морских экосистем и предсказывать их состояние в будущем.
Среди научных тем Лаборатории экологии морского бентоса – изучение особенностей питания донных организмов, их отношений к донному субстрату, течениям и солености воды. Если к этому добавить возможности молекулярной лаборатории, которая появилась в Эколого-биологическом центре благодаря поддержке компании «БИОКАД», то ребята могут погрузиться в мир современных методов, оперирующих генами, транскриптомами и т. п. Например, молекулярные систематики обнаружили, что в Белом море сосуществуют два криптических (то есть внешне неразличимых) вида мидий. Различаются они только при помощи молекулярных методов. Школьники из ЛЭМБа (именно они, а не «большие» ученые) доказали, что эти два вида мидий умеют различать не только генетики, но еще и хищники – морские звезды. Правда, для этого ребятам потребовалось три года упорной работы. Но результат того стоит, его не стыдно показать в международном научном журнале, где ученица 10-го класса стала полноправным соавтором публикации.
Конечно, к таким серьезным исследованиям ребята приступают не сразу. Важно не только научиться основным требованиям проведения наблюдений и постановки экспериментов, но и хорошо изучить биологию и строение морских обитателей, а еще – уверенно чувствовать себя в экспедиционной обстановке, которая подчас бывает весьма суровой. Поэтому процесс подготовки юного исследователя — длинная история. Большинство программ ЭБЦ рассчитаны на несколько лет упорного освоения. Это совсем не тот вид деятельности, о котором говорится в рекламе: «За две недели ваш ребенок освоит три профессии и сделает собственное научное открытие». Это не к нам.
Подготовка будущих гидробиологов в ЛЭМБе стартует с программы «Планета Вода», на которую можно записаться, если тебе 10–11 лет. Обучение полевой работе начинается постепенно – с однодневных воскресных выездов. Для ребят постарше организуется полевая практика в начале мая. Часто это первый опыт жизни в палатках с полным самообеспечением. Ты не только должен быть одет по погоде, готов к наблюдениям и записи данных, но и принимаешь участие в постановке полевого лагеря, его обеспечении водой, дровами, приготовлении еды на костре, поддержании чистоты и порядка. И лишь те, кто успешно прошел полевую практику, могут претендовать на участие в исследовательских экспедициях. Далеко не всем такое по силам. Но среди тех ребят, которые приходят в центр, большинство готово пожертвовать игрой на смартфоне ради экскурсии на верховое болото или ловли щитней в пойменных лужах.
Большое значение «водной» тематике уделяют и в другом исследовательском коллективе ЭБЦ – Лаборатории экологии и биомониторинга ЭФА, которой руководит Александра Анисимова. Специфика лаборатории – изучение антропогенных воздействий на экосистемы, в том числе и водные. В отличие от ЛЭМБ, исследования ЭФЫ в основном посвящены пресноводным объектам, как городским (Суздальские озера, рукава дельты Невы, пруды Крестовского острова), так и загородным. В течение многих лет экспедиции лаборатории проходили на реке Рощинке на Карельском перешейке, на островах Ладожских шхер, на реке Лемовже в Волосовском районе Ленинградской области.
Самые дальние экспедиции ЭФЫ работали в Забайкальском национальном парке, в Саяно-Шушенском, Алтайском и Тигирекском заповедниках. Работая вместе с их научными сотрудниками, ребята проводят инвентаризацию фауны беспозвоночных горных рек и озер, оценивают кормовую базу рыб, изучают влияние золотодобычи и других антропогенных воздействий на водные объекты. Используя возможности химико-аналитической лаборатории ЭБЦ, мы можем параллельно оценивать состояние водоемов биологическими и химическими методами, что дает более надежные и интересные результаты.
Так, ребята обнаружили, что существующие методики биоиндикации (это методы, которые оценивают состояние реки или озера по тому, какие живые организмы в нем обитают) часто дают некорректные оценки состояния ручьев. Химические анализы говорят о том, что ручей чист, а биологические методы утверждают, что он загрязнен. И мы понимаем, что это не так, потому что этот ручей протекает по нетронутым диким лесам, в нем просто неоткуда взяться загрязнениям. Дело в том, что из-за своего небольшого размера и малого количества питательных веществ в воде ручьи являются «неудобным» местом для обитания водных организмов. И бедность видового состава беспозвоночных в них – совершенно естественная характеристика, а вовсе не показатель нарушенности экосистемы. В результате юными исследователями была разработана специальная методика биоиндикации, предназначенная для работы на ручьях. Сейчас мы продолжаем проверять ее точность и надежность.
Кроме образовательных программ, водная тематика является ведущей и во многих массовых мероприятиях, проходящих на базе ЭБЦ «Крестовский остров», а их немало!
Водоемам и их изучению посвящены многие встречи открытого лектория «Наука в лицах», которые проходят в центре по последним средам каждого месяца. Бережно относиться к водным ресурсам учат участников профильной эколого-биологической смены «Биосфера», которую мы проводим для школьников города в начале октября.
Гидробиологические станции есть в программе конкурсов «Биопрактикум» и «Микромир». Детские исследовательские работы по гидробиологии и водной экологии участвуют в Открытом региональном конкурсе «Олимпиада исследователей и знатоков биологии», Научно-практической конференции старшеклассников «Ученые будущего», в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (в прошлом учебном году четверо учащихся центра стали его победителями и призерами).
Есть в списке наших мероприятии и специализированный на водной тематике Российский национальный юниорский водный конкурс, цель которого – поддержка и поощрение научно-исследовательской и проектной деятельности российских школьников в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов. Конкурс проводится уже 20 лет, и центр является его региональным организатором. Наша задача – отобрать для участия в финальном этапе наиболее интересные и перспективные исследования школьников Санкт-Петербурга, посвященные воде.
Судя по всему, уровень работ наших ребят достаточно высокий: в течение последних семи лет представители Петербурга становятся победителями одной из номинаций конкурса. В 2022 году эту приятную традицию продолжила ученица ЭБЦ Таисия Тельнова. Ее работа «Оценка трофического статуса прудов Приморского парка Победы» стала победителем в специальной номинации председателя номинационного комитета конкурса. В ноябре 2021 года 18 учащихся и педагогов центра приняли участие во Всероссийском юниорском водном форуме, который прошел в Казани.
Еще один интересный проект, касающийся воды, был реализован в ЭБЦ весной этого года. Это выставка юных участников конкурса «Выдры России». Дети из 22 регионов нашей страны рисовали одного из самых смышленых и симпатичных обитателей наших водоемов. Эти теплые, наполненные любовью к живому картины так понравились ученикам центра и их родителям, что мы с большой печалью с ними расстаемся.
Но это значит, что впереди новый учебный год и новые «водные» проекты: экспедиции на Белое море и остров Сескар в Финском заливе, работа по обследованию притока Невы – реки Дубровки, ведущаяся нами по заданию местной администрации, лекции, праздники, работа с микроскопами и секвенаторами. И пусть не все выпускники ЭБЦ станут биологами или врачами. Важно, чтобы и во взрослой жизни они помнили о важности сохранения нашей планеты и одного из самых драгоценных ее ресурсов – воды.
Создать комментарий