Экологическая культура студентов РГГМУ

П.В. Лекомцев, д-р биол. наук, профессор, декан экологического факультета;

Т.Н. Митрофанова, зам. декана, доцент кафедры прикладной и системной экологии;

И.В. Гаврилова, начальник приемной комиссии и УДОПС

Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) готовит специалистов-бакалавров по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль): «Экологические проблемы больших городов, промышленных зон и полярных областей».

РГГМУ является Региональным метеорологическим учебным центром Всемирной метеорологической организации и готовит кадры для гидрометеорологических организаций по естественнонаучному направлению подготовки. Обеспечить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и здоровых условий деятельности, безопасной и экологичной техники и технологий, надежных средств защиты, призван ряд дисциплин, среди которых «Промышленная экология», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Экология». Они объединены общим характером изучаемых проблем и непосредственно связаны с жизнью и будущей профессиональной деятельностью инженера. Но традиционной передачи необходимого объема экологических знаний недостаточно для формирования сознания эгоцентрического типа.

Один из важных компонентов экологической культуры студентов нашего университета – экологическое сознание. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Таким образом, экологическое сознание – это форма сознания, находящаяся в стадии формирования, которая включает в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации.

Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологи — чески правильным действиям. Огромную роль в формировании экологического сознания студентов РГГМУ играет профессорско-преподавательский состав, который непосредственно формирует отношение к окружающей среде, помогает выбирать экологически целесообразные стратегии.

Особое значение приобретает экологическое образование и воспитание в РГГМУ будущих создателей новых технологий, руководителей производства. Все студенты проходят практику на базе значимых в своей сфере компаний. От компетентности, профессионализма и личного примера руководителя зависит не только личная без — опасность, но и безопасность многих подчиненных, а в некоторых случаях и населения, возможно, даже не связанного в своей деятельности с конкретным производством.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а для этого необходимо получение экологических знаний, умений и навыков применительно к будущей специальности. Основная задача в этом – воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни, и подготовка экологически грамотного специалиста.

Студенчество, как наиболее образованная часть молодежи, имеет возможность глубже осознать необходимость оптимизации взаимодействия общества и природы, а значит более подготовлено к действиям в этой области. Высшая школа должна формировать у студентов отношение к природе не только на уровне знания и чувства, но и на уровне действия, не только дать знание закономерностей взаимодействия общества и природы, но и определить круг важнейших экологических задач. Антропогенное изменение окружающей среды породило в качестве одной из общечеловеческих проблем проблему экологическую.

Взаимодействие человека с окружающей средой и рациональное использование природных ресурсов – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Противоречия между сложившимся характером развития общества и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе, когда природа отплатит человечеству масштабными ответными реакциями – изменением климата, засухами и опустыниванием, усилением проникновения через атмосферу ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, эпидемиями и голодом.

dav

Многие современные ученые считают, что экологический кризис – это, прежде всего, мировоззренческий кризис, и решение экологической проблемы невозможно без изменения преобладающего в настоящее время типа экологического сознания. В этой связи охрана окружающей среды – одна из важнейших современных проблем. Она затрагивает целый комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений в мире, интересы различных производственных коллективов, социальных групп, классов, политических течений, партий, государств и их региональных объединений. В условиях экологического кризиса и истощения природных ресурсов сбалансированное природопользование – основная цель современного общества. Ее реализация возможна, если мировоззрение граждан формируется под влиянием экологической культуры, экологического образования и просвещения.

Одним из важных условий сохранения природной среды является экологическая культура молодежи. Бережное отношение к природе является конституционной обязанностью гражданина РФ. Поэтому образование и нравственное воспитание молодежи необходимо повышать природоохранительным содержанием, идеями гармонизации взаимоотношений человека и природы. В современных условиях реформирования высшего образования уже сложились определенные подходы к решению проблемы экологического образования.

Жизнь настойчиво требует экологизации профессионального мышления специалистов в разных отраслях производства. РГГМУ подготовит специалистов, способных учитывать широкий круг социально-экономических, производственно-экономических и управленческих решений. В задачи высшего образования входит не просто предоставление студентам сведений по экологии, но и формирование культуры отношения к природе. Профессиональный характер высшего экологического образования выражается в таком построении процесса подготовки специалиста, при котором студент осознает необходимость защиты окружающей среды через анализ своих профессиональных задач и последствий его будущей деятельности.

Экологическое воспитание предусматривает не только понимание законов взаимодействия общества и природы, но и формирование убеждений человека, которые находят реализацию в активной жизненной позиции по рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений «общество – природа». В процессе овладения теоретическими и практическими знаниями у студентов формируется целостное отношение к природе, ответственное отношение к своей профессиональной деятельности и осознание себя частью природы. Будущий инженер должен быть не только экологически грамотным, но и быть носителем экологической культуры, быть экологически компетентным.

В организацию учебной деятельности по получению экологического образования положены следующие принципы:

• системности и целостности, что подразумевает формирование у будущего специалиста целостной системы экологических знаний;

• последовательности и непрерывности получаемых экологических знаний;

• междисциплинарной интеграции, предусматривающей в процессе изучения использование базовых знаний из различных областей;

• личностно-ориентированный подход к обучению, учитывающий личностные особенности обучающихся, уровень их готовности к восприятию учебной информации;

• профессиональная направленность, предусматривающая экологически безопасную профессиональную деятельность.

Создание новых технологий, удачно вписывающихся в природный круговорот веществ, требует повышения уровня экологических знаний у выпускников РГГМУ. Понимание универсальности значимости природы для развития общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей должно стать надежным фундаментом для формирования экологической культуры.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс