К вопросу об инженерном экологическом образовании

Н.Ю. Бусыгин, зав. кафедрой инженерной химии и промышленной экологии;

Р.Ф. Витковская, профессор кафедры инженерной химии и промышленной экологии

ФГОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»

На фото: Исследование проб воды при модернизации технологии водоподготовки на одном из обьектов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», проводимое бакалавром кафедры Т. Нестеровой

К 1972 году – времени проведения Первой международной конференции ООН по охране окружающей среды – наша страна уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в т. ч. и в области образования и просвещения. В том же году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».

Внимание в постановлении акцентировалось на необходимости «улучшения подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области природоведения и защиты природной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы». Тем самым, для продвижения профессионального природоохранного образования предоставлялись большие возможности.

В наше время значительно выросло число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология». Тем не менее, Григорий Куксин, руководитель волонтерского отдела Гринпис России, говорит о проблемах с современными учебными материалами: «Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают их на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик».

В свою очередь Сергей Лебедянцев, руководитель Самарского областного педагогического эксперимента «Экологизация учебных предметов», отмечает, что «одной из причин неудовлетворительного состояния окружающей среды и экологического кризиса в целом традиционно считается низкий уровень экологического образования. Однако мы видим проблему в другом – низком уровне экологической культуры. Для достижения существенных результатов необходима постоянная, систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания, экологической культуры и подготовки грамотных специалистов в данной сфере».

Однако несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

Исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет (см.: Рыбальский Н.Г. и др., «Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы», журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2016):

• противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

• сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;

• продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».

Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы. Эту мысль подтверждает и руководитель движения ЭКА Татьяна Честина: «Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», мы не видим, что ему уделяется достаточное внимание».

Участие в качестве эксперта проф. кафедры инженерной химии и промышленной экологии СПбГУПТД Р.Ф. Витковской на Всемирном форуме 1-4 декабря 2022 года «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия»

Повышение общей экологической культуры населения и специалистов организаций и предприятий – это один из аспектов проблемы. Не менее существенная задача – совершенствование подготовки квалифицированных инженерных кадров для разработки и проектирования и эксплуатации систем защиты окружающей среды и водоподготовки (например, в рамках направления 20.00.00 «Техносферная безопасность»). Полагаем, что инженерная и технологическая составляющая в подготовке бакалавров и магистров должна занимать значительную долю учебных планов.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт поколения ФГОС 3++, утвержденный в 2020 году, определяя области и сферы профессиональной деятельности, помимо противопожарной профилактики и охраны труда выделяет такие сугубо инженерные направления профессионального применения специалистов, как водоподготовка, водоснабжение, природоохранные технологии, обращение с отходами, утилизация и обезвреживание медицинских отходов, средозащитные технологии и т. п.

Так как содержание подготовки определяет вуз, а ФГОС формулирует набор компетенций, то в сложившихся условиях не так много образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» ориентированы на обучение именно специалистов по инженерной защите окружающей среды, обладающих знаниями в области техники и технологии в профессиональной сфере. По мнению, например, Т.М. Портновой, начальника службы главного технолога водоподготовки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», имеется дефицит квалифицированных выпускников вузов, обладающих соответствующими компетенциями.

Проблема в подготовке квалифицированных кадров заключается в недостаточном объеме часов на собственно инженерную составляющую при подготовке бакалавра, в отсутствии производственных практик, где студент последовательно знакомится со всеми операциями технологического процесса водоподготовки, водоочистки, очистки газов, переработки твердых отходов. Посещение предприятий в виде экскурсий не позволяет глубоко вникнуть в технологию производства.

Надеемся, что многолетний опыт подготовки бакалавров и магистров по образовательным программам «Инженерная защита окружающей среды» по направлению «Техносферная безопасность» на кафедре инженерной химии и промышленной экологии Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна может представлять профессиональный интерес для читателей.

Еще в начале 70-х годов общеинженерная кафедра процессов и аппаратов химических производств, возглавлявшаяся тогда профессором Л.Я. Терещенко, начала заниматься проблемами инженерной защиты окружающей среды от промышленных выбросов и сбросов. Благодаря созданной научной и материальной базе появилось основание возложить на кафедру задачу подготовки инженерных кадров по новой специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск инженеров по этой специальности состоялся в 1996 году, а к настоящему времени дипломы получили более 700 выпускников.

Автоматизированная система онлайн-контроля качества воды питьевого водоснабжения, участником внедрения которой был магистр кафедры К. Столбов

В 1997 году кафедра процессов и аппаратов химических производств переименована в кафедру инженерной химии и промышленной экологии (ИХПЭ), коллектив которой сохранил преемственность основополагающих идей качественной инженерной подготовки специалистов по защите окружающей среды в образовательных программах, разработанных для череды федеральных государственных образовательных стандартов. Считаем, что отличительной особенностью наших образовательных программ являются:

• серьезная фундаментальная общенаучная подготовка, в первую очередь в области химии, когда в учебном плане предусмотрено изучение пяти дисциплин – общей и неорганической, органической, аналитической, коллоидной и физической химии;

• существенная технологическая составляющая для формирования профессиональных навыков, в основе которой лежат дисциплины «Техника и технология защиты окружающей среды», «Переработка и утилизация отходов», «Экологическая биотехнология» и др.;

• подготовка в сфере информационно — компьютерных технологий, в т. ч. изучение математического моделирования процессов защиты окружающей среды.

Общее представление о структуре актуального учебного плана подготовки бакалавров дает диаграмма на рис. 1.

Рисунок 1. Структура учебного плана по образовательной программе бакалавриата «Инженерная защита окружающей среды»

Для активного функционирования образовательной системы созданы не менее 15 новых курсов и действуют более 10 лабораторных практикумов. Однако всегда актуальными остаются обновление оборудования и установок, их модернизация в связи с появлением новых технологических методов, наличие современных приборов физико-химических исследований для выполнения выпускных квалификационных работ.

Для совершенствования практической подготовки в рамках образовательных программ необходимо сформировать дорожную карту при прохождении производственной практики, которая включала бы освоение технологических операций на рабочих местах. В этом механизме должны быть заинтересованы предприятия, являющиеся потенциальными работодателями.

Благодаря творческим связям преподавателей кафедры с научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями студентам предоставляется возможность посетить с экскурсиями или пройти практику на крупных предприятиях и в научных центрах: ИВС РАН, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», АО «Апатит», АО «Концерн Росэнергоатом», «Ленинградская атомная станция», ООО «РН-Пурнефтегаз», «НИЦЭБ РАН – СПб ФИЦ РАН», АО «ВНИИ Галургии», ООО «Газпром инвест», АО «Новбытхим», ПАО «Пролетарский завод», АО «Научно-исследовательский технологический институт «Авангард», ООО «ПТК-Аналитик», АО «Балтийский завод».

В заключение хотелось бы выразить осторожный оптимизм, что инженерное экологическое образование будет успешно развиваться, опираясь на сотрудничество университетов с промышленными предприятиями и научными организациями.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс