Экологическое образование в СПб ГБПОУ «Петровский колледж»

О.И. Богатова, методист специальности;

М.А. Епифанова, преподаватель профессиональных программ

Проблема охраны окружающей среды является наиболее острой глобальной проблемой начала XXI века, актуальна для всего мира в целом, для каждого государства, для каждого города в отдельности. Решение проблемы рассматривается на различных уровнях: законодательном, юридическом, экономическом, технологическом. Одна из самых важных задач сегодня – профессиональное экологическое образование.

На базе СПб ГБПОУ «Петровский колледж» с 2011 года проходит подготовка студентов по специальности СПО 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов», по окончании которой обучающиеся получают квалификацию техник-эколог. Задача любого образовательного учреждения заключается в подготовке квалифицированного специалиста (научить мыслить), готового к саморазвитию в дальнейшем. Образовательный процесс – это замкнутая система, которая включает следующих участников:

В ходе обучения студенты получают глубокие знания в области мониторинга окружающей среды, производственного экологического контроля, современного природоохранного законодательства, а также навыки использования современных экологических программ (программы фирмы «Интеграл», программное обеспечение в области геоинформационных систем). Стоит отметить, что студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью: выступают на научно-практических конференциях, участвуют в профессиональных конкурсах.

При выполнении выпускных квалификационных работ студенты ставят расширенные задачи по интересующим их объектам исследования и под руководством преподавателя выполняют весь комплекс научно-исследовательских работ, включая аналитический обзор, проведение экспериментальных исследований, обработку и систематизацию знаний, получение результатов, в том числе научных. Таким образом, у студентов формируется интерес к научному поиску и научным знаниям, которые затем реализуются на базе высших учебных заведений, а также в научно-исследовательских и проектных организациях.

Важной задачей подготовки специалистов является практическое обучение. Теоретические знания студентов превращаются в величайшую силу, если складываются в неразрывную связь с практикой, могущую дать понимание тонких нюансов будущей специальности. Практическое обучение подразделяется на три вектора: учебная практика, производственная (по профилю специальности), производственная (преддипломная).

Для ознакомления с технологическим процессом на производстве в рамках учебной практики совместно с СПб ГБУ «ЦСЗ ПОМ «ВЕКТОР» организуются экскурсии на предприятия Санкт-Петербурга: ЗАО «Аист», ОАО «Кировский завод», ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», АО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «Радиоприбор», АО Морское бюро машиностроения «Малахит», АО «Адмиралтейские верфи», ГУП «Горэлектротранс» (Трамвайный парк) и др. Для получения обратной связи от студентов были получены отзывы и впечатления о предприятиях. Данная форма проведения учебной практики имеет огромное мотивационное значение на обучение будущих экологов. Это первое профессиональное погружение в специальность.

Производственная практика проходит на промышленных предприятиях СПб, в органах государственной власти, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды. С 2017 года колледж сотрудничает в реализации задач производственной практики с коммерческими организациями, предоставляющим услуги в области экологии и охраны окружающей среды.

Многолетними социальными партнерами колледжа являются Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ООО «Научно-производственная и проектная фирма «Экосистема», Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и многие другие.

Хочется отметить огромную заинтересованность студентов в практике. Они погружаются в новый для себя мир «сотрудников структурных подразделений промышленных предприятий и коммерческих организаций». Ответственное отношение студентов к выполнению производственных задач позволяет колледжу много лет сотрудничать с постоянными работодателями. Однако практический опыт по специальности студенты получают не только на производственной практике, но и участвуя в чемпионате «Молодые профессионалы». Студенты специальности активно участвуют в волонтерских движениях по благоустройству и восстановлению прибрежных территорий Санкт-Петербурга от антропогенного загрязнения (например, акции «Чистый берег» и «Вода России»).

СПб ГБПОУ «Петровский колледж» готовит высококвалифицированных экологов, способных решать технические и научно-практические задачи рационального природопользования. Кроме этого, у студентов формируется высокая экологическая культура, включающая в себя не только систему экологических знаний, но и экологическую модель поведения, направленную на сохранение качества окружающей среды, необходимое для устойчивого развития современного общества. На сегодняшний день эколог востребован как в частных компаниях, занимающихся экологическим проектированием, так и на промышленных предприятиях.

Рассказывают студенты

Кристина Глазкова:

– Производственную практику я проходила в химико-бактериологической лаборатории Главной водопроводной станции ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Для меня провели экскурсию по цехам водоподготовки, и мне больше всего понравилась станция производственного биологического мониторинга качества воды водоисточника, где обитают животные-биоиндикаторы – раки и рыбы, которые контролируют состояние воды в Неве. В коллективе, в котором я работала, была дружеская атмосфера, наставник разрешал мне самостоятельно отобрать пробы воды для проведения анализа ее качества, он также контролировал ведение дневника и подготовку отчета, оказывал непосредственную помощь при возникновении каких-либо трудностей. Для прохождения практики мне были предоставлены все необходимые условия, я закрепила навыки химического анализа и ознакомилась со спецификой работы в лаборатории.

Катя Иванова:

– На 3-м курсе мне предложили участие в WorldSkills по компетенции «Охрана окружающей среды». Усиленная подготовка помогла лучше узнать свою профессию. Первым этапом было соревнование с командой другого колледжа, и первые три места заняли студенты Петровского колледжа. Заняв первое место на региональном чемпионате, я отправилась в Москву на всероссийский чемпионат, в котором участвовали ребята из 13 регионов России. Большая конкуренция и более сложные задания не только помогли развить навыки в сфере промышленной экологии, но и проверить свою стрессоустойчивость. По результатам конкурсных заданий я заняла 3-е место на финальных соревнованиях в своей компетенции.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс