Мы, участники XXII Международного форума «Экология большого города» и XXIII Международного экологического форума «День Балтийского моря», собравшиеся 22–24 марта 2023 года в Санкт-Петербурге во Всемирный день водных ресурсов, «День Балтийского моря» в количестве более 3500 человек из 80 городов и населенных пунктов России, 44 субъектов Российской Федерации, 10 зарубежных стран, в составе 37 руководителей отраслевых министерств и ведомств, исполнительных органов власти регионального и муниципального уровней, представителей бизнеса, представителей общественных и волонтерских организаций, профильных учебных заведений, экспертного и научного сообществ, зарубежных специалистов.
Осознавая глобальный характер современных экологических вызовов и необходимость скорейшего решения вопросов сохранения природы, учитывая экологические приоритеты развития России, в том числе представленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в посланиях Федеральному Собранию, а именно:
в 2020 году: о внедрении экологического мониторинга, наилучших доступных технологий с целью сокращения вредных выбросов, применении механизма расширенной ответственности производителей и переходе на экономику замкнутого цикла;
в 2021 году: о вызовах, связанных с изменением климата, и адаптации различных отраслей хозяйства, разработке отрасли по утилизации углеродных выбросов, о внедрении системы «окрашивания» экологических платежей и ликвидации накопленного вреда;
в 2023 году: о продлении до 2030 года проекта «Чистый воздух», цель которого – оздоровить экологическую ситуацию в крупнейших индустриальных центрах, дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда, оздоровление уникальных водных объектов, включая Байкал и Волгу, Дон, Каму, Иртыш, Урал, Терек, Волхов и Неву, озеро Ильмень, о разработке проекта закона о развитии туризма на особо охраняемых природных территориях принимаем резолюцию о нижеследующем.
В фокусе внимания XXII Международного форума «Экология большого города» находились сохранение и восстановление водных объектов, цифровизация отрасли экологии и природопользования, климатические изменения и планы адаптации к ним, национальный проект «Экология» и XXIII Международного экологического форума «День Балтийского моря» – устойчивое управление морскими регионами как инструмент сохранения морской среды.
Приветствуя внимание со стороны стран-участниц, таких как Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Китай, Конго, Киргизия, Таджикистан, Мьянма, Вьетнам и международных организаций к работе форумов;
рассматривая тесную координацию законодательной и исполнительной ветвей власти на всех уровнях, а также взаимодействие с деловым, научным и экспертным сообществами и общественными организациями в качестве ключевого условия эффективной реализации экологической политики;
отмечая большое разнообразие подходов к исследованиям водной и морской сред в мире и в России и подтверждая важность разработки единого унифицированного подхода к исследованиям в Российской Федерации, а также в странах СНГ в сфере экологического мониторинга водной среды, донных отложений, побережий, биологических организмов и др.;
обращая внимание, что прибрежные акватории в разных регионах мира могут иметь схожие проблемы, из чего следует необходимость внимательно изучить международный опыт морского пространственного планирования и внедрять лучшие решения для оптимизации хозяйственной деятельности в российских акваториях;
отмечая значительное загрязнение всех водоемов планеты пластиковым мусором и микропластиком, а также вред, наносимый пластиковым мусором жизненному циклу орнитофауны;
поддерживая необходимость сотрудничества организаций Российской Федерации, зарубежных стран, в том числе стран СНГ, в области исследования проблемы морского мусора и микропластика для проведения соответствующего экологического мониторинга на основе согласованных методических подходов;
отмечая, что морское пространственное планирование (далее – МПП. Общественный процесс анализа и выделения пространственного и временного распределения деятельности человека в морских районах для достижения экологических, экономических и социальных целей, которые, как правило, были заданы с помощью политического процесса(1)) на основе экосистемного подхода активно применяется во многих странах мира. В Российской Федерации отсутствует достаточная нормативная правовая база на федеральном и региональном уровнях в данной сфере. В то же время экологическое состояние ряда морских акваторий Российской Федерации характеризуется экологической напряженностью вследствие чрезмерной антропогенной нагрузки, высокой степени экологической чувствительности прибрежно-морских экосистем к внешним воздействиям, а также несовершенство механизма или отсутствие комплексного регулирования хозяйственной деятельности, учитывающего допустимую нагрузку на морские экосистемы;
констатируя необходимость осуществления МПП с использованием качественных и полных данных о состоянии природной среды и проводимой хозяйственной деятельности, которые целесообразно аккумулировать в рамках единой государственной геоинформационной системы;
признавая, что устойчивое развитие является элементом системы менеджмента территорий и организаций, способствующей становлению экономики замкнутого цикла и импортозамещению;
отмечая необходимость совершенствования эффективной национальной системы оценки, верификации, сертификации, стандартизации в сфере устойчивого развития;
признавая, что соответствие критериям ESG (2) принципов становится жизненно важным и экономически целесообразным, считаем необходимым закрепить важность роли стандартизации и оценки соответствия для реализации целей устойчивого развития;
отмечая также необходимость проведения предварительной экспертной оценки проектов создания и модернизации предприятий реального сектора экономики с привлечением экспертов по наилучшим доступным технологиям и поддержки инициативы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России) о внесении соответствующих изменений в ФЗ «О промышленной политике» с целью повышения эффективности мер государственной поддержки промышленности;
обращая внимание, что на законодательном уровне не урегулирован ряд вопросов, касающихся сбора/приемки вещей для вторичного использования, а именно:
— отсутствуют положения, устанавливающие приобретение права собственности на вещи, полученные в результате сбора/приема вещей для вторичного использования посредством объектов (ящиков, контейнеров), на условиях, определяемых договорами между участниками процесса сбора/приемки и дальнейшего использования вещей;
— отсутствует четкий механизм согласования размещения контейнеров для сбора/приема вещей для вторичного использования;
— на государственном уровне отсутствуют меры поддержки проектов в сфере сбора/приема вещей для вторичного использования;
обращая внимание на то, что вопросы приема опасных отходов от населения остаются не в достаточной степени урегулированными, и отмечая системную работу, проводимую Рабочей группой по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по устранению правовых пробелов федерального законодательства, в том числе в области обращения с отходами I и II классов опасности;
отмечая эффективность функционирования и необходимость дальнейшего развития системы приема опасных отходов от населения в Санкт-Петербурге, обеспечивающей снижение экологических рисков;
признавая необходимость сохранения существующих Санкт-Петербурге наработок, распространения позитивного опыта на другие регионы России и «донастройки» работы системы приема опасных отходов от населения, в том числе в части приема от населения лекарственных средств с истекшим сроком годности;
призывая в связи с участием в мероприятиях китайских партнеров государственные органы власти, исследовательские, образовательные организации России и Китая развивать взаимодействие на базе подписанного 31 ноября 2022 года Меморандума о взаимопонимании между российскими и китайскими организациями по комплексным мультидисциплинарным исследованиям для устойчивого развития морской деятельности и сохранения окружающей среды,
РЕКОМЕНДУЕМ в части развития современных методов оценки состояния морей и мониторинга морского мусора и микропластика:
1. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) рассмотреть возможность:
1.1. создать межведомственную рабочую группу с привлечением экспертного и научного сообществ для выработки предложений в области мониторинга, контроля, управления и охраны природных ресурсов в акваториях. В качестве пилотного региона выбрать акватории Финского залива и Калининградского шельфа Балтийского моря с дальнейшим распространением наилучших практик на иные акватории;
1.2. дать поручение Федеральному агентству по недропользованию (далее – Роснедра) о включении геологического и геохимического мониторинга донных отложений в состав проводимого «Государственного мониторинга опасных геологических экзогенных процессов» (ОЭГП) на шельфе, так как загрязнение донных отложений является важным элементом ОЭГП и должно изучаться специалистами, имеющими соответствующие профессиональные компетенции;
1.3. дать поручение Роснедрам подготовитьрекомендации по улучшению нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, включая разработку классификаций загрязнения донных отложении и морских вод по содержанию хлорофилла «а»;
1.4. поставить задачу перед Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – Росгидромет) по совершенствованию системы информационного обеспечения экологического мониторинга и предоставлению доступа научного и образовательного сообщества к его результатам;
1.5. обратить внимание Минприроды России на необходимость совершенствования государственного контроля за состоянием природной среды морских акваторий, особенно в части сбора информации и представления ее общественности, экспертному и научному сообществам. В настоящее время природопользователи имеют право не передавать данные контроля состояния морской среды, поэтому специалисты-экологи и общественность не информированы о воздействии экономической деятельности на экосистему;
1.6. использовать наработанный в Балтийском и Черноморском регионах опыт в сфере мониторинга морского мусора и микропластика в качестве основы для разработки единого методического подхода для акваторий РФ и СНГ.
РЕКОМЕНДУЕМ в части развития инструментов морского пространственного планирования:
2. Морской коллегии при Правительстве РФ, Министерству науки и высшего образования РФ (далее – Минобрнауки России), Министерству экономического развития РФ (далее – Минэкономразвития России) аккумулировать имеющиеся отечественные научно-исследовательские наработки и создать аналитическую базу для формирования нормативно-правовых актов (НПА) в сфере МПП;
Правительству Российской Федерации:
2.1. активизировать процесс разработки и принятия соответствующих НПА по внедрению морского пространственного планирования в систему документов стратегического планирования Российской Федерации. При разработке новых законопроектов уделить особое внимание анализу действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы, касающейся планирования хозяйственной деятельности и оценки экологического состояния морских акваторий;
2.2. определить уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского пространственного планирования;
2.3. применять, в том числе, экосистемный подход в рамках МПП в отношении уязвимых акваторий Арктики и других значимых акваторий Мирового океана и призвать уполномоченные органы власти, бизнес-структуры, научное сообщество бережно относиться к их хозяйственному использованию и обеспечению хорошего экологического статуса.
РЕКОМЕНДУЕМ в части стандартизации и сертификации в сфере устойчивого развития; цифровизации и адаптации к климатическим изменениям:
3. Правительству Российской Федерации, Министерству иностранных дел РФ (далее – МИД России), а также отраслевым министерствам и ведомствам, региональным органам власти:
3.1. продолжать развивать международное взаимодействие в области следования ESG принципам;
3.2. сформировать единые подходы к стандартизации и сертификации в сфере устойчивого развития, адаптации и локализации ESG-повестки в России;
3.3. ускорить процесс разработки национальных стандартов в сфере устойчивого развития и ESG;
3.4. стимулировать разработку программы стандартизации в области достижения целей устойчивого развития предприятий и территорий для повышения эффективности национальных проектов и государственных программ;
3.5. внедрять практику применения упомянутых стандартов при разработке программных документов по устойчивому развитию регионов;
3.6. интенсифицировать работу по популяризации инициативы устойчивого развития среди компаний малого и среднего бизнеса, в том числе на региональном уровне;
3.7. утвердить национальные методики по климатическим проектам, сформировать и запустить национальный стандарт, а также национальную нормативно-правовую базу в отношении углеродного следа продукции и «зеленых» товаров;
3.8. ускорить внедрение торговли «зелеными» товарами и развития «зеленых» государственных закупок;
3.9. развивать межгосударственные отношения, заключать межгосударственные соглашения, добиваться международного признания российских верификаторов и российских углеродных единиц;
3.10. развивать рынок торговли углеродными единицами, разработать процедуры контроля качества российских верификаторов, масштабировать лучшие практики по развитию климатических проектов, такие как эксперимент на Сахалине, сформировать рынок квотирования, по мере необходимости синхронизировать отечественные наработки с территориальным углеродным регулированием других стран (CBAM, Китай, Индия и др.);
3.11. способствовать переходу к низкоуглеродной, инновационной экономике;
3.12. разработать меры стимулирования для реализации проектов, целью которых является поглощение парниковых газов и повышение спроса на поглощенные углеродные единицы, полученные в результате реализации климатических проектов;
3.13. обеспечить развитие институтов валидации и верификации выбросов парниковых газов и их признание на международном уровне;
3.14. разработать систему мер государственной поддержки и налоговых льгот для организаций, проектирующих, выпускающих, приобретающих и внедряющих отечественные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии, позволяющие снизить выбросы парниковых газов. Распространить эти меры поддержки также на структуры, реализующие научные, опытно-конструкторские работы по внедрению указанных технологий, на основе предварительно сформированного реестра;
3.15. Министерству энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) при разработке Энергетической стратегии Российской Федерации до 2050 года учесть необходимость планирования целей по обеспечению энерго-экологической безопасности [4] и мер противодействия изменениям климата в рамках развития топливно-энергетического комплекса;
3.16. Министерству экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) обеспечить принятие целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов по отраслям экономики Российской Федерации;
3.17. Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России сформировать комплекс мер, направленных на развитие углеродного рынка, на основе Федерального закона от 2 июля 2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
3.18. выработать механизмы, устанавливающие обязательства для крупных промышленных предприятий компенсировать часть своего углеродного следа углеродными единицами;
3.19. Минприроды России совместно с Росгидрометом разработать с использованием научно-технического потенциала страны предложения по повышению эффективности прогнозирования изменений климатических условий в целях соразмерного реагирования на них и своевременного предотвращения возможных негативных последствий;
3.20. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Союзом энерго-экологической безопасности организовать проведение серии информационных мероприятий для субъектов Российской Федерации по подготовке долгосрочных планов адаптации регионов к изменениям климата и нивелированию климатических рисков;
3.21. на основе научно обоснованного моделирования и прогнозирования изменений климата в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, прогноза динамики уровня воды в восточной части Финского залива и интенсивности нагонных наводнений, штормовых явлений обеспечить реализацию берегозащитных мероприятий и благоустройство береговой зоны в Курортном районе Санкт-Петербурга, включая Зеленогорск, Сестрорецк, а также районы пос. Репино и Солнечное как важные природные и историко-культурные достопримечательности Санкт-Петербурга. Дополнительно реализовать комплекс неотложных организационных и технических мер по защите береговой зоны особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) – памятник природы Комаровский берег и ООПТ – памятник природы Западный Котлин от размыва в процессе участившихся штормовых явлений;
3.22. поддерживать проведение исследований по сбору и обобщению статистических данных о количестве ежедневных смертей, вызовов скорой помощи, занятых койко-местах больными с климатозависимыми заболеваниями, созданию карты плотности населения;
2.23. разработать инструкции по оценке стоимости экосистем зеленых зон и ее учету, при выделении участков под реновацию, подготовке регламентов ремонта дорожно-транспортных систем, фасадов и кровель зданий, направленных на планомерное снижение угрозы перегрева городской среды;
3.24. обеспечить расширение государственной системы комплексного мониторинга окружающей среды, в том числе с использованием гибридных интеллектуальных систем обработки данных.
РЕКОМЕНДУЕМ в части развития морских и прибрежных ООПТ:
4. учреждениям, осуществляющим управление морскими и прибрежными ООПТ, рекомендовать:
4.1. принимать решения по развитию территории ООПТ, основываясь на результатах актуальных научных исследований;
4.2. планировать и развивать туристско-рекреационную деятельность, исходя из рекреационной емкости природных комплексов;
4.3. при инфраструктурном обустройстве объектов применять материалы и конструкции, снижающие негативное воздействие на природные комплексы, не нарушающие пейзажной ценности обустраиваемой территории (то есть гармонично вписывающиеся в природное пространство и повышающие рекреационную емкость объекта);
4.4. при планировании объектов развития туристско-рекреационной инфраструктуры принимать во внимание потенциал прилегающих территорий (акваторий) с целью сохранения особо ценных участков особо охраняемой территории («заповедное ядро, особо охраняемые и заповедные функциональные зоны);
4.5. в условиях растущей фактической посещаемости рекреационных объектов в первую очередь повышать емкость уже существующих объектов путем их инфраструктурного обустройства;
4.6. осуществлять комплексный мониторинг участков особо охраняемых территорий, вовлеченных в хозяйственную деятельность (в том числе туристско-рекреационную) для определения фактической нагрузки, оценки изменения природных комплексов и отдельных их компонентов под воздействием природных и антропогенных факторов с целью своевременного принятия управленческих решений, направленных на снижение (минимизацию) негативного воздействия;
4.7. Минприроды России оказать поддержку научным сотрудникам подведомственных ООПТ в части материально-технического оснащения и проведения мероприятий по повышению квалификации с целью обеспечения должного сопровождения хозяйственной деятельности;
4.8. Минприроды России оказывать содействие (в том числе финансовое) учреждениям, осуществляющим управление морскими и приморскими федеральными ООПТ, в сохранении и восстановлении берегов (особое беспокойство экспертного сообщества вызывает отсутствие комплексной программы сохранения, восстановления и защиты берегов Балтийского моря Калининградской области, в том числе национального парка «Куршская коса», Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
4.9. уделять приоритетное внимание выявлению и защите важных мест обитания объектов животного мира Арктики (включая белых медведей и морских млекопитающих) для защиты от негативных воздействий, связанных с развитием промышленности и Северного морского пути;
4.10. развивать сеть морских особо охраняемых природных территорий с учетом целей и задач Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы в области биоразнообразия после 2020 года;
4.11. рассмотреть возможность организацииООПТ, которая бы включала острова и рифы Финского залива, не вошедшие в заповедник «Восток Финского залива» или региональные заказники Ленинградской области: остров Родшер, отмели Халликарти и Итякиви, остров Малый Фискар, отмель западнее о. Котлин (до маяка Толбухин), риф Островной, остров Малый, остров Нерва. Рекомендация продиктована особой важностью этих участков для морских млекопитающих, а также орнитологической ценностью. Как альтернативный вариант рассмотреть включение упомянутых территорий в существующие ООПТ;
4.12. в условиях интенсивной трансформации экосистем дельты Волги, вызванных падением уровня Каспийского моря, активизировать работу по расширению территории Астраханского заповедника в южном направлении. Подобная мера позволит взять под охрану районы зимовочных концентраций птиц водного комплекса и обеспечить беспрепятственную нерестовую миграцию полупроходных видов рыб;
4.13. провести оценку влияния каналов-рыбоходов на экосистемы низовьев дельты Волги, в том числе территорию Астраханского заповедника. Определить экологическую и экономическую целесообразность их поддержания.
РЕКОМЕНДУЕМ в части обращения с отходами ТКО, опасными отходами, отходами строительства и сноса:
5.1. ускорить принятие Федерального закона №93332-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устраняющий правовую неопределенность в части приема опасных отходов от населения;
5.2. разработать федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (далее – ФЭО) совместно с субъектами Российской Федерации правила обращения с отходами I и II классов опасности, образующимися у населения, с учетом положительного опыта Санкт-Петербурга и других регионов. Правила должны предусматривать, в том числе, централизацию процесса путем ведения реестра мест сбора опасных отходов;
5.3. активизировать работу по изменению нормативной правовой базы (внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»): ввести понятия отходов строительства и сноса; наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению правил обращения с отходами строительства и сноса; передать в ведение регионов организацию деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению строительных отходов, предусмотрев необходимость переходного периода и учета региональной специфики;
5.4. уделять внимание практическим подходам, выработанным на основе реализованных пилотных проектов (применение золошлаковых отходов в дорожном строительстве; производство материалов для строительства и ЖКХ; производство материалов для рекультивации и благоустройства; применение вторичных ресурсов для строительства опытно-экспериментальных участков дорог);
5.5. расширять рынок материалов, которые бы включали в себя вторичные ресурсы и соответствовали всем техническим требованиям, при условии проработки стандартов качества вторичных строительных материалов, образуемых при демонтаже объектов и при строительстве;
5.6. обеспечивать строительство с учетом принципов ресурсосбережения, экономической эффективности, минимизации образования отходов в строительстве;
5.7. обеспечивать правильную утилизацию с возможностью получения максимального количества отходов, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот;
5.8. обеспечить цифровизацию процесса контроля за образованием, перемещением, переработкой и утилизацией отходов.
РЕКОМЕНДУЕМ в части сохранения водных ресурсов для обеспечения энерго-экологической безопасности, охраны водных объектов и управления водохозяйственным комплексом в городах и населенных пунктах, а также обеспечения экологической составляющей продовольственной безопасности:
6.1. Правительству Российской Федерации:
6.1.1. разработать и утвердить долгосрочные Водную стратегию Российской Федерации и Стратегию экологического развития Российской Федерации с учетом новых вызовов и национальных целей;
6.1.2. рассмотреть необходимость разработки методических документов для оценки уровня энергоемкости и углеродоемкости продукции, работ и услуг;
6.1.3. утвердить целевые показатели энерго-экологической эффективности отраслей промышленности с учетом параметров по снижению энергоемкости, углеродоемкости, водоемкости (включая отрасли сельского хозяйства, ЖКХ и металлургии);
6.1.4. обеспечить законодательное закрепление унифицированных определений «энерго-экологическая безопасность», «энерго-экологическая эффективность», определив принципы обеспечения энерго-экологической безопасности Российской Федерации;
6.1.5. рассмотреть необходимость создания отрасли по реабилитации, сохранению водных объектов, в том числе ликвидации источников загрязнения поверхностных и подземных водных объектов, бесхозных объектов накопленного экологического вреда, образованных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
6.1.6. внести изменения в действующие нормы законодательства в сфере развития государственной системы учета и разграничения ответственности органов власти за содержание, мониторинг качества природных вод родников как источников нецентрализованного водоснабжения;
6.2. правительствам Санкт-Петербурга, Ленинградской области совместно с Союзом энерго-экологической безопасности и редакцией газеты «Общество и экология» оценить целесообразность, а в случае положительного решения разработать и направить на рассмотрение в уполномоченные федеральные органы власти обоснование учреждения ежегодного праздника День Невы;
6.3. создать на федеральном уровне межведомственную рабочую группу по формированию мероприятий и последующей реализации проекта по комплексному оздоровлению Балтийской водной системы (Онежское озеро – Ладожское озеро – река Нева – Финский залив);
6.4. в целях повышения эффективности водного законодательства в части, предусматривающей платность использования водных объектов, пересмотреть порядок расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, с учетом специфики субъектов РФ, в том числе объема средств, собираемых ими от платы за водопользование и поступающих в федеральный бюджет;
6.4.1. разработать механизм адресного расходования средств, поступающих от платы за пользование водными объектами, включая создание специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение мероприятий по охране водных объектов (механизм «окрашивания» средств, собираемых от платы за водопользование);
6.4.2. рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», для внедрения дифференцированного увеличения ставки платы за использование акваторий поверхностных водных объектов или их частей (в городах федерального значения).
6.5. В целях совершенствования процедур предоставления прав пользования водными объектами:
6.5.1. ускорить рассмотрение и принятие Федерального закона №226964-8 «О внесении изменений в статью 47 Водного кодекса Российской Федерации», предусматривающего дополнительные случаи заключения договора водопользования без проведения процедуры аукциона;
6.5.2. рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые документы, регулирующие порядок предоставления права пользования водными объектами в части устранения возникших избыточных барьеров для бизнеса, связанных с отказами в предоставлении права пользования водными объектами, у которых не установлены границы;
6.5.3. в целях устранения правовой неопределенности, препятствующей привлечению к административной ответственности за нарушения требований водного законодательства, внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), дополнив часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ недостающими положениями части 1 статьи 23.23 КоАП РФ и исключив статью 23.23 КоАП РФ;
6.5.4. в целях исключения существующих правовых неопределенностей и повышения эффективности берегозащитных мероприятий внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, уточнив перечень субъектов, осуществляющих инженерную защиту территорий и объектов от негативного воздействия вод, с учетом функционала имеющихся компетенций и положений административной реформы (органы, уполномоченные на проведение государственной политики в сфере капитального строительства (реконструкции); уполномоченные органы, определенные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
6.6. рассмотреть вопрос восстановления требований относительно необходимости нормирования сточных вод либо пересмотра критериев отнесения к объектам НВОС I, II, III и IV категорий, с тем чтобы лица, использующие водные объекты для сброса сточных вод, разрабатывали НДС по общему правилу, а не только в случае наличия в стоках веществ I, II класса опасности;
6.7. рекомендовать доработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих технически достижимые требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, учет фонового качества воды и разбавления сточных вод в водном объекте при нормировании сбросов сточных вод, возможность категорирования по отдельным участкам водного объекта;
6.8. рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» в части введения нормы, позволяющей учитывать государственные мелиоративные системы как объекты недвижимости, что даст возможность накладывать ограничения (обременения) по использованию земельных участков, на которых расположены такие системы (либо выводить земли под такими системами из состава земельного участка);
6.9. рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» в части установления требования к мелиорации земель как к организационно-хозяйственному, техническому мероприятию, направленному на коренное улучшение земель, независимо от их категории;
6.10. проработать вопрос законодательного закрепления требования по осуществлению организациями, эксплуатирующими форелевые садковые хозяйства, производственного экологического контроля за донными отложениями и сбросом сточных вод в местах расположения таких хозяйств не реже одного раза в год;
6.11. рассмотреть возможность размещения новых рыбоводных хозяйств с созданием необходимой инфраструктуры на удалении от населенных пунктов;
6.12. установить в качестве обязательного требования необходимость выполнения перед началом хозяйственной деятельности по организации рыбоводного хозяйства рыбоводно-биологического обоснования в целях оценки мест размещения такого хозяйства и анализа условий природопользования с учетом возможного влияния деятельности на экологическое состояние водной среды.
РЕКОМЕНДУЕМ в части реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Экология»:
7. обращая внимание на обязательное привлечение исключительно федеральных лабораторий, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее –Росприроднадзор) к контролю исполнения работ по рекультивации объектов, входящих в федеральный проект «Чистая страна» (в рамках соблюдения условий выделения средств федерального бюджета на рекультивацию данных объектов), а также отмечая необходимость обобщения и внедрения практики дальнейшего использования земельных участков после завершения биологического этапа рекультивации при ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
7.1. внести следующие изменения в процедуру ликвидации объектов, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – ГРОНВОС):ликвидировать объекты небольшого объема (менее 100 000 – 300 000 куб. м), имеющие в своем составе отходы IV–V класса опасности, путем вывоза с упрощенной процедурой прохождения государственной экологической экспертизы или без прохождения таковой. В настоящее время ликвидация объекта такого масштаба занимает 2–4 месяца, а разработка проектно-сметной документации несколько лет;
7.1.2. исключить требования к проектно-сметной документации по оценке ущерба незначительного масштаба;
7.1.3. разработать «чек-лист» (по аналогии с государственной экспертизой для проектной документации) при прохождении государственной и общественной экологических экспертиз, что позволит обоснованно отклонять/принимать проекты ликвидации объектов, включенных в ГРОНВОС;
7.1.4. оптимизировать регламент прохождения государственной экологической экспертизы таким образом, чтобы он также позволял делать замечания, а не только запросы на предоставление дополнительной информации. В этом случае выставленные замечания заявитель должен устранить в проектной документации для получения положительного заключения, в то время как ответы на запросы относительно предоставления дополнительной информации не позволяют судить о полноте соответствия или несоответствия требованиям нормативных актов;
7.1.5. предложить оптимальную практику обращения со смешанными отходами IV–V классов опасности, в которых может содержаться небольшой объем морфологически и визуально невыделяемых отходов III класса опасности (например, одна проба из 50), поскольку экономически приемлемого способа их сепарации не существует;
7.1.6. исключить из постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 №542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» требование о согласовании проектов работ по ликвидации накопленного вреда с Росприроднадзором, поскольку процедурой предполагается, что разрабатываемые проекты на этот момент уже имеют положительные заключения государственной/негосударственной экспертизы проектной документации, а также положительные заключения государственной экологической экспертизы;
7.1.7. внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 №542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» и статью 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые бы предусматривали возможность организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде за счет внебюджетных источников путем привлечения инвесторов, что позволило бы снизить нагрузку на федеральную бюджетную систему;
7.2. утвердить четкие критерии финансирования из федерального и региональных бюджетов проектов природоохранного назначения в рамках национального проекта «Экология»;
7.3. предусмотреть в рамках федерального проекта «Чистый воздух» проведение мероприятий по замене печного отопления в частных домах на современное ресурсосберегающее энергоэффективное автоматическое оборудование сжигания твердого топлива не ниже четвертого класса, обеспечивающее низкий уровень загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Для реализации этих мероприятий предусмотреть соответствующее бюджетное финансирование и создание мер поддержки населения.
РЕКОМЕНДУЕМ в части снижения биогенного загрязнения водных объектов от сельскохозяйственного производства:
8.1. продолжать и усиливать научно-исследовательские работы, акцентируя внимание на комплексных и междисциплинарных исследованиях, направленных на получение новых знаний для решения актуальных агроэкологических задач, вопросов защиты почв и водных объектов с учетом прогнозного развития сельскохозяйственной отрасли;
8.2. доработать систему мониторинга и методов оценки параметров биогенной нагрузки с синхронизацией качественного состояния воды в устьевых зонах водных экосистем;
8.3. для повышения эффективности водоохранных программ по снижению биогенной нагрузки на перспективу следует обеспечить открытость и доступность для научных исследований информационной базы мониторинга параметров сельскохозяйственного сектора (экспликация земель, численность по типам животноводства, применение минеральных и органических удобрений) и качества воды в устьевых створах водосборов;
8.4. научным организациям на базе экспериментальных исследований и наблюдений на репрезентативных водосборах рекомендовать разработать систему мониторинга, учитывающую наблюдения за качеством воды и хозяйственной деятельностью на водосборах с низкой защитой от биогенного загрязнения в целях реализации водоохранных мероприятий. Осуществление оценки эффективности таких мероприятий;
8.5. уделить особое внимание исследованиям и разработкам в области применения дистанционных методов обследования сельскохозяйственных земель с использованием беспилотных летательных аппаратов, что позволяет получать информацию без непосредственного контакта с изучаемыми объектами;
8.6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением АНО «Равноправие» организовать информирование для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса по вопросам применения требований, установленных Федеральным законом от 14 июля 2022 г. №248-ФЗ и соответствующими нормативными правовыми актами;
8.7. Форуму «День Балтийского моря» продолжать уделять внимание пропаганде достижений науки по вопросам технико-технологического и ресурсного обеспечения экологической безопасности сельскохозяйственного производства, внедрению результатов исследований в области экологических оценок и прогнозирования устойчивости агроэкосистем на долгосрочную перспективу.
РЕКОМЕНДУЕМ в части развития профессиональных компетенций в «сфере экологии», повышения уровня «экологической культуры»:
9.1. создание организационной структуры по развитию экологических компетенций. Такой структурой может стать Совет по профессиональным квалификациям в сфере экологии и природопользования;
9.2. участие экспертного экологического сообщества в проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по экологического профилю. Это будет способствовать как повышению статуса экопрофессий, так и взаимодействию бизнеса и образования в целях совершенствования образовательных программ по экологическим компетенциям;
9.3. включить в образовательные программы профильных вузов учебные курсы по подготовке / повышению квалификации /дополнительному образованию по следующим направлениям: «Комплексное управление морской деятельностью», «Государственное управление морской деятельностью», «Морское пространственное планирование», «Комплексное управление морским природопользованием»;
9.4. поддерживать усилия российских университетов и работающих при них экоклубов общественных объединений, некоммерческих организаций, предприятий и органов власти по формированию единого эколого-просветительского и образовательного пространства. Продолжить осуществление мер, направленных на повышение уровня экологического просвещения среди населения, сотрудничество по вопросам сохранения окружающей среды, обмен опытом и передовыми практиками экологического просвещения;
9.5. проводить работы по заключению соглашений между вузами и бизнес-сообществом по подготовке кадров в области охраны окружающей среды;
9.6. повышать уровень экологической культуры населения, в том числе в области обращения с пластиковыми отходами, в первую очередь у школьников и студентов. Поддерживать образовательные инициативы в этой области;
9.7. поддерживать проведение экокампаний в средствах массовой информации.
[1] «Marine Spatial planning: A Step by Step Approach towards Ecosystem based Management» («Морское пространственное планирование: шаг за шагом к управлению, ориентированному на экосистему»), ЮНЕСКО 2009 г.
[2] ESG-факторы, ESG-риски и возможности – факторы, риски и возможности, связанные с окружающей средой (в том числе экологические и связанные с изменением климата), обществом (социальные) и корпоративным управлением. В международной практике используется термин ESG – Environmental, Social and Governance.
(3) Энергетическая безопасность – состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации, Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации.
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ.