Музей Академии художеств

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

В.-И. Т. Богдан, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский музей при РАХ

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств – старейшее художественное собрание России. Годом основания музея считается 1758-й, когда куратор Академии художеств И.И. Шувалов передал собрание картин, рисунков и эстампов европейских мастеров для обучения будущих художников. К ним вскоре прибавились картины из деревянного Зимнего дворца (полотна П. Брейгеля, Д. Тенирса, работавших в России Л. Токке, Л. Каравакка, П. Ротари, Ф. Фонтебассо и т. п). В 1765 году из Охотничьего павильона Царского Села в музей переданы более 40 картин анималистического жанра, выполненных придворным художником и руководителем класса «зверей и птиц» И.Ф. Гротом. Практически одновременно из Ораниенбаума поступает более 40 полотен итальянских, французских и немецких художников XVII – начала XVIII вв. Л. Джордано, Тинторетто, Д. Маджотто, А. Ватто, Б. Деннера.

Наряду с гравюрой росло и собрание рисунка. Листы современных французских художников (Ф. Буше, Ле Лоррена, Л.-Ж. Ф. Лагрене), а также П. Веронезе, К. Ванлоо, Ш.-Ж. Натуара, Э. Бушардона появились в первые же годы существования музея. Весьма значительное количество рисунков европейских художников оказалось в академии благодаря президенту И.И. Бецкому. Кроме мастерских произведений Ж.-Б. Греза, А.Р. Менгса поступило несколько тысяч листов с изображениями листвы, камней, жанровыми и аллегорическим сценами, выполненными рисовальщиками разных школ.

Екатерина II, часто посещавшая Академию художеств, передала в музей целый ряд картин современных французских живописцев – К. Ванлоо, К.Ж. Вернэ, Ж.М. Вьена, а приехавший в Санкт-Петербург французский скульптор Э.М. Фальконе привез картину члена парижской Королевской академии живописи и скульптуры К. Ванлоо «Вознесение Марии» и «Пигмалиона и Галатею» Ф. Буше, директора той же академии.

Л. Джордано. Ринальдо и Армида. XVll в. © ФГБУК НИМ РАХ, 2019

Л. Джордано. Ринальдо и Армида. XVll в. © ФГБУК НИМ РАХ, 2019

Фальконе, работавший в российской столице над памятником Петру Великому («Медным всадником»), пополнил академическое собрание скульптурами, среди которых помимо его собственных работ были произведения Ж.-Б. Пигаля, Э. Бушардона, Ж.-Ф. Сали. Однако наиболее крупное поступление скульптуры относится к 1769 году, когда из Италии прибыли формы, снятые со знаменитых античных статуй и рельефов Ватикана, Капитолия, палаццо Фарнезе, виллы Медичи, заказанные И.И. Шуваловым. По ним впоследствии отливали бюсты и статуи не только для дворцов и парков Санкт-Петербурга, но и пригородных резиденций. Так появились гипсовые Геракл и Флора Фарнезские (скульптуры украсили не только интерьер Рафаэлевского зала музея, но и вход в само академическое здание); группа Лаокоона, Антиной, Аполлон Бельведерский и др.

Интересна история появления замечательного слепка восточных дверей флорентийского баптистерия Л. Гиберти. Воспроизведение рельефов, заказанное почетным членом академии Н.А. Демидовым, было выполнено в Италии, после чего в 1776 году подарено этим известным коллекционером и меценатом для распространения знания среди художников. В 1787 году слепок установлен в одном из двусветных залов (ныне Рафаэлевском). Впоследствии по снятым с него формам были отлиты рельефы для северного фасада Казанского собора.

Архитектурная часть собрания музея складывалась из чертежей известных иностранных зодчих, работавших для России (например, Ж.-Ф. Блонделя), и тех, кто преподавал в Императорской академии художеств, выполнял проекты различных построек в столице империи (Ж.-Б. Валлен-Деламота, Ю.М. Фельтена, А.И. Штакеншнейдера, К. Росси, Л. фон Кленце, О. Монферрана).

Л. Бьенеме. Николай I, 1846 г. © ФГБУК НИМ РАХ, 2019

Л. Бьенеме. Николай I, 1846 г.
© ФГБУК НИМ РАХ, 2019

Лучшие выпускники архитектурного класса, удостоенные золотых медалей и отправленные совершенствоваться за границу, оставляли свои «программы» в академии, умножая коллекцию и придавая ей неповторимый характер. Сейчас в музее хранятся учебные работы Ф.И. Волкова, И.А. и А.А. Ивановых, пенсионерские листы В.И. Баженова, И.Е. Старова, А.П. Брюллова и др. мастеров. Уникальную часть собрания составляют архитектурные модели, и среди них особенно интересны проектные деревянные макеты красивейших зданий Санкт-Петербурга: Смольного монастыря Ф.-Б. Растрелли, Исаакиевских соборов А. Ринальди и О. Монферрана, Академии художеств, Биржи Тома де Томона, Михайловского замка В. Бренны. Выполненные до начала строительства, модели донесли до нас первоначальный замысел архитекторов.

Музей Академии художеств стал первым в России собранием отечественного искусства. Начиная с работ А. Матвеева и И.Н. Никитина, мозаик М.В. Ломоносова, в нем сосредоточились лучшие «программы» (дипломные работы) воспитанников академии, а также мастерские работы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмова, Ф.С. Рокотова, С.Ф. Щедрина, А.И. Иванова, П.И. Соколова, В.К. Шебуева, Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, И.П. Мартоса, С.С. Щукина, А.Г. Варнека, К.П. Брюллова, И.Е. Репина, Г.И. Семирадского, В.Д. Поленова. Впоследствии наиболее ценная часть коллекции живописи, рисунка и скульптуры стала ядром Русского музея императора Александра III.

Собрание музея увеличивалось за счет приобретений и даров частных лиц. Кавалер ордена св. Иоанна Иерусалимского венецианец А.-Ф. Фарсетти в 1801 году передал российскому престолу статуи, бюсты, рельефы, выполненные в различных техниках. Среди них были как оригиналы, так и копии известных итальянских ваятелей эпохи барокко – Л. Бернини, А. Альгарди и др. (в том числе и копии с работ Микеланджело). Несмотря на то, что при расформировании музея в 1920–1930-х гг. самые ценные произведения поступили в Эрмитаж, в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств до сих пор хранятся рельефы из терракоты, относящиеся к XVI–XVII вв.

И. А. Иванов. Парадная лестница Академии художеств, 1830 г. © ФГБУК НИМ РАХ, 2019

И. А. Иванов. Парадная лестница
Академии художеств, 1830 г.
© ФГБУК НИМ РАХ, 2019

В последующий период увеличение коллекции происходило за счет слепков с мраморных рельефов Парфенона, храма Аполлона в Бассах, скульптур храма в Эгине и Неаполитанского музея, статуй Юпитера, Геры, Антиноя. В первой половине XIX века в академии появляется одна из двух колоссальных статуй «Диоскуров» – укротителей коней, оригиналы которых установлены на Квиринале в Риме, а во второй половине XIX века – отливки статуй Микеланджело, высеченных им для гробницы папы Юлия II, а также знаменитой Ники Самофракийской.

Продолжали оказывать свое покровительство и высочайшие особы. В 1800 году из Императорского Эрмитажа поступило более 40 архитектурных моделей, 34 из них были выполнены из пробки в итальянских мастерских, причем самые совершенные образцы сделаны А. Кики. Мастер, работавший по заказу Екатерины II, воспроизвел наиболее известные постройки древней Греции и Рима: Пантеон, арки Тита и Константина, храм Деметры, Колизей и т. д. Сейчас часть пробковых моделей включена в постоянную экспозицию «Слепки с античной и европейской скульптуры».

Академическое собрание до 1917 года состояло из Картинной галереи, Музея древнехристианского искусства, Музея скульптуры, Мюнц-кабинета (собрания медалей и монет), «Музея костюмов и предметов для писания nature morte», Кушелевской галереи. С архитектурной коллекцией была связана и Альгамбра – модели и слепки средневекового загородного дворца, выполненные по рисункам и под руководством П.К. Нотбека в Испании. Образцы мавританского стиля XIII–XIV вв., представленные в рисунках, чертежах, моделях, занимали отдельное помещение, примыкавшее к архитектурному классу на третьем этаже главного здания.

Музей Академии художеств, основанный практически одновременно с учебным заведением, тем не менее никогда не выполнял функции сугубо учебного. Его роль в истории и развитии русской культуры была гораздо шире. Образованная публика и любители искусства всех сословий приходили в академию не только увидеть, как работают современные художники, но и полюбоваться музейным собранием. Выставки, проходившие в великолепных классических залах при большом стечении народа, вызывали огромный интерес.

С середины XIX века выставочная деятельность в академии стала более разнообразной – помимо традиционных отчетных выставок, здесь развернулись первые экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок, а благодаря президентам герцогу М. Лейхтенбергскому и великой княгине Марии Николаевне удалось собрать две уникальные выставки из частных собраний и дворцовых коллекций. В начале XX века к ежегодным академическим прибавились посмертные персональные и весенние выставки. Стоит также упомянуть об «Исторической выставке архитектуры и художественной промышленности» и экспозиции «Ломоносов и елизаветинское время». Музей Академии художеств участвовал и в международных выставках. Большое количество экспонатов его собрания было передано в музеи, открывавшиеся при провинциальных художественных школах и училищах, которым Академия художеств покровительствовала.

После 1917 года судьба музея складывалась непросто – собрание то расформировывали, то восстанавливали. Его историческая коллекция оказалась разбросанной по художественным музеям СССР, но основная и самая ценная часть попала в Эрмитаж и Русский музей. Окончательное восстановление музея началось в 1930-е гг. с созданием Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Часть произведений была возвращена, к ним прибавились картины и рисунки, поступившие из национализированных частных собраний, из библиотек. С 1947 года Научно-исследовательский музей стал одним из самостоятельных научных учреждений Академии художеств СССР. В конце 2015 года учредителем музея стало Министерство культуры Российской Федерации.

Помимо музейной коллекции, находящейся в здании Академии художеств на Университетской набережной, 17, в состав Научно-исследовательского музея Российской академии художеств входит ряд филиалов и отделов. Из расположенных в Санкт-Петербурге наиболее известным и посещаемым является филиал музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» в поселке Репино на Карельском перешейке (бывшая Куоккала). Илья Ефимович провел в этом живописном месте последние 30 лет жизни. Сюда приезжали многие выдающиеся русские писатели, художники (И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, В.В. Маяковский, И.Я. Гинцбург и др.). Музей открылся в 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны.

О жизни и творчестве выдающегося педагога Академии художеств П.П. Чистякова можно узнать, побывав в доме-музее художника в г. Пушкине (Царское Село). Построенный как летняя дача, размещавшаяся на территории Фридентальской колонии, дом впоследствии был приспособлен для постоянного проживания всей семьи профессора. В музее, открытом в 1987 году, развернута постоянная экспозиция, где представлены работы самого Павла Петровича и его многочисленных учеников. Кроме того, в гостиной, где бывали В.Е. Савинский, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, М.А. Врубель, Д.Н. Кардовский, А.П. Рябушкин, возрождены традиции музыкально-поэтических вечеров.

Другой отдел – музей-квартира И.И. Бродского – находится в самом центре Санкт-Петербурга, на пл. Искусств. Ученик И.Е. Репина, профессор и директор Всероссийской академии художеств, признанный «официальный» художник, Исаак Израилевич интересен и как страстный коллекционер. Стены мастерской, гостиной, лестницу украшают картины, этюды, рисунки выдающихся русских мастеров И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, И.Е. Крамского, Н.И. Фешина, В.А. Серова, Ф.А. Малявина, Б.Г. Григорьева, М.З. Шагала.

На Васильевском острове расположен еще один отдел – музей-квартира А.И. Куинджи, в которой жил и творил последнее десятилетие своей жизни профессор Высшего художественного училища при Академии художеств, знаменитый живописец-пейзажист и меценат Архип Иванович Куинджи. Автор «Березовой рощи» и «Лунной ночи на Днепре» в 1894–1897 гг. руководил мастерской и был учителем таких живописцев, как А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский, А. Борисов и т. д.

Все филиалы и отделы музея, органично дополняя собрание и экспозиции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, помогают полнее и глубже представить жизнь и творчество профессоров Академии художеств П.П. Чистякова, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, И.И. Бродского.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст